Воспоминания прошлого 13 Без опеки и принуждения

Дети как дети

 Читать названия, написанные крупным шрифтом на газетных страницах, и писать карандашом отдельные слова на клочках бумаги я научился без помощи кого-либо задолго до поступления в школу.

В 5 классе прочитал небольшую статью о возможности самостоятельно изготовить из подручных материалов простой детекторный приемник.
Идея построить маленький приемник крепко осела в памяти.
Стал собирать необходимые детали. Они простые – самодельная катушка с десятком витков проволоки, кристалл селена (сера сожженная со свинцовыми опилками) и конденсатор переменной емкости от старого приемника.
Самым важным и необходимым элементом (сложно было приобрести) были наушники (или, хотя – бы, один наушник). Один наушник от шлемофона принес отец.

Наиболее трудным и кропотливым процессом было создание кристалла детектора. Кусочек серы дали в школе (учитель химии), свинцовые опилки сделал с помощью ножа, а смешать и поджечь серу – дело не хитрое. Кристалл сварился не с первого раза.
 Катушку изготовил на бутылке, обмотав ее и проклеив полоской бумаги. После высыхания получился цилиндр, на который намотал тонкую медную проволоку с отводами. Соединив все детали по простенькой схеме получил то, о чем мечтал - детекторный приемник. Настройка сводилась к нахождению точки на кристалле с односторонней проводимостью.

 После долгих усилий был вознагражден сначала непонятным треском в наушнике, а потом еле слышным голосом диктора московского радиовещания. Был счастлив безумно. Приемник работал без электропитания. Отец и старший брат удивлялись моему упорству и результату. Радиолюбителем являюсь до сих пор. Правда, современная микроэлектронная база не позволяет в домашних условиях пользоваться примитивными инструментами и приборами, технологии ушли далеко вперед.

 Большую часть свободного времени, как и вся ребятня, проводил на улице в различных играх и занятиях на самодельных спортивных снарядах (турник – водопроводная труба между двух деревьев, «козел» - из части березового ствола, канат- на суку дерева, прыжковая яма с песком, да тряпочный футбольный мяч).
 Всего этого было вполне достаточно, чтобы развивались мышцы, укреплялось здоровье и увеличивалась сила.
 Ребят никто не заставлял заниматься спортом. Дело добровольное, но каждый старался быть самым сильным и ловким в дворовой команде.
Игры были простыми, подвижными – прятки, лапта, футбол, волейбол, соревнования по подтягиванию, прыжкам, бросанию камней на дальность и на точность- «гранатометание», ныряние и плавание- чего только не придумывали.
 Надо же было куда - то выплеснуть излишний заряд бодрости и энергии, чтобы на завтра снова его пополнить.
Были, порой, не детские игры и занятия, результатом которых становились серьезные негативные последствия.

Начальный послевоенный период для нас – мальчишек создал возможность подержать в детских руках военное оружие и различные боеприпасы (от ручного стрелкового до крупнокалиберного пушечного, мины различных калибров и предназначений, ручные гранаты –РПГ и «лимонки», взрывчатые вещества, зажигательные смеси и осветительные ракеты).
 Мы находили эти изделия на территории аэродрома, в блиндажах и окопах, на заброшенных боевых позициях, на стоянках самолетов и в укрытиях техники. Наши глаза были острыми как у боевых разведчиков, мы все примечали и проводили «фронтовые операции», по захвату трофеев.
 Добытые оружие и боеприпасы использовали только для ознакомления еще не совсем понимая какую большую опасность для своей жизни можем создать при неправильном обращении. Не обошлось без трагической гибели нашего товарища – моего соседа по дому, который решил посмотреть, почему своевременно при нагревании на костре не взрывается головная часть крупнокалиберного патрона авиационной пушки. Нагнувшись к огню, он потрогал палочкой головку снаряда. Случай научил всех свидетелей не делать глупостей и быть предельно осторожными.
Как ночью ребятам обойтись без костра?

 Конечно, разжигали костры, сбирали использованный телефонный кабель и большими свертками бросали его в костер. Пламя поднималось выше деревьев. Когда завывала сирена пожарной машины авиационной воинской части, «поджигатели» моментально разбегались и прятались в нашей прекрасной березовой роще. Фейерверк получался красивый!
 
Рядом с территорией Березовой рощи был построен за высоким забором лагерь для военнопленных. Дорога в школу проходила вдоль забора. По периметру стояли вышки с часовыми, которые не обращали на школьников внимание, на наши вопросы не отвечали, а советовали проходить мимо.
 Пленных было много. По утрам их вывозили на машинах с закрытыми брезентом кузовами, а поздно вечером машины возвращались. От взрослых слышали, что пленных должны провести пешей колонной по Москве, что и было сделано. Еще один подобный лагерь располагался в районе Хорошевского шоссе, в овраге между окружной железной дорогой и окончанием Ходынского поля. Участь пленных такая же.

 Окружная железная дорога, которая проходила недалеко от Ходынского поля, не осталась без внимания местных мальчишек. Скорости грузовых поездов позволяли догнать и зацепится за поручни вагона, дальше - путешествие с ветерком, если не попадешь в тамбур с охранником поезда. Интерес представлял опыт с монетами. Раскладывали медные монеты на рельсы и ждали прохождения очередного железнодорожного состава. После прохождения состава собирали расплюснутые монеты и оценивали у кого они красивее. Занятие казалось забавным и интересным.
 Испорченные деньги применяли при игре в «пристенок» и «чеканку». Недаром есть пословица – «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало». У родителей не было времени следить за детьми. Они зарабатывали на пропитание т. к. карточные продовольственные нормы на человека были мизерными. Сказывались последствия войны.

 Для ликвидации голодного состояния часто совершали набеги на подсобное хозяйство, где выращивались овощи – помидоры, огурцы морковь и свекла, даже клубника. Нас интересовали больше всего картофель для запекания на костре, огурцы и помидоры. Ягоды украсть было труднее. Потому что в темное время они не видны.
 Частные огороды старались не потрошить, жалели своих родителей. От многого взять немножко считали не очень большим грехом – подсобное хозяйство не обеднеет. Взрослые, понимая, прощали маленькое воровство.


Рецензии