статья 5. Москалик у неньки. ненька за волгой

Александр Никитин

МОСКАЛИК У НЕНЬКИ. НЕНЬКА ЗА ВОЛГОЙ

Национальный вопрос: наши с вами УКРАИНЦЫ

 -Гей, долыною, гей! Широкою козаки йдуть!
Невесомыми мальчишескими ногами порхаю над пуховой пылью степного шляха и распеваю во все горло старинную казачью песню. Услышал ее впервые здесь, в украинском колхозе, эвакуированном, как и мы, в 1941 году в Заволжье. Я быстро осваиваю певучий говор моих односельчан. Прелесть этой самой «мовы» чистым детским сердцем так легко почувствовать! Как песню жаворонка в жарком степном небе. Как серебряные, на закате розовые волны ковыля на кургане. Как горький, волнующий аромат «емшана» - голубого степного полынка … Это уж потом начнешь разбираться, анализировать, в чем именно эта прелесть. Например, у А.С.Макаренко, украинца, но сурового большевика, отнюдь не склонного ко всяким там «самостийным» восторгам, в «Педагогической поэме» вдруг прочтешь неожиданное. О колдовской, переливчатой музыке «украинско-итальянского «л» в устах сельских «дивчат»: «казала», «купувала», «причарувала». Одно из средств, которыми они у батьки Антона лучших колонистов в женихи уводили. Наряду с черными бровями и карими очами…

И будет еще в моей жизни Киев. На последнем курсе МГУ, в 1956-м туда ездил-поторопить посмертную реабилитацию отца. Он в Шостке, на «Пороховых», работал одно время, там ему и сшили дело. Сам «великий и мудрый» на длинном расстрельном списке из Чернигова расписался: «И.Ст. -за».
 Поездка моя была успешной. Киев был прекрасен в море цветущих садов. Днипро своим синим разливом подтверждал слова Гоголя, что «не всякая птица долетит до его середины». Меня (см.фото 1) по - братски приютили филологи - студенты КГУ.
 
Балакаем по-французски

 «Хлопцы, как с вами говорить? По-русски или по-украински?» Смеются: «Мы все тут аристократы: только по-французски балакаем: «Мари лён трэ, Жан тэля пасэ»… Перевести? Маша лён трет, Иван бычка пасет…По-французски красивее, правда?»

 … А совсем недавно Жириновский заявил, что украинского языка «по сути» нет, как и отдельной украинской нации. В Киеве Тягнибок, напротив, предложил судить за употребление русского языка. В обоих случаях очень хотелось фугануть гантелью в телевизор. В нацистские рожи на экране. Но это еще не скоро будет. Через 70 лет.
 Пока я делом занят: пасу это самое «тэля»…
Иду за стадом мимо полевого стана. В дверях вагончика – повариха Галя. Смеется:
 - Алька, череднычок! Ты як той богомолец, що с лавры идэ! Босый, обдрипанный, та ще на порожне брюхо псалмы спиваешь! Зайды до мене – борщом погодую.

 Галя самая добрая из всех хозяек нашей «череды» - частного стада большого села. А вот ее коровенка Найда - бич божий для нас, пастухов - «чередников». Шкодливее любой козы. В обед стоим на «тырле» - стойбище возле почти высохшей речки. Жарища. Коровушки мирно жуют. Мы с моей доброй начальницей теткой Горпиной, «кизяки» - топливо на зиму формуем из навоза. Эта самая Найда встает, потягивается и неторопливо через речку – в огороды! Стадо забеспокоилось. Козы организуют «группу прорыва». Телки ставят хвост фонтаном. Ну, все – коровий «бзык», обычно от овода - эту живую лавину - нам еще ни разу не удалось остановить! С матерным воплем догоняю Найду  посреди речки, хватаю за хвост и луплю дубинкой – «кийком» по тощему заду. Она – понятливая зараза, поворачивает обратно, на тырло. А там – о, конфуз! - хозяйка - Галя. Принесла нам пышную лепешку и глечик неснятого холодного молока. Лепечу что-то о вредном Найдином характере. Галя ворошит мою выгоревшую шевелюру и тихонько напевает: «Боже мой милый, прости сироту»… Знает откуда-то про папу-маму, посаженных в 37-38 годах …

Галя та Васыль

 Она не только добрая, но и красивая – по щенячьему своему возрасту раньше я этого не замечал. А тут однажды встретил пару на велосипеде. В сумерках поравнялись со мною, я поднял голову и вздрогнул - таким чудным неземным сиянием было озарено Галино лицо, поднятое к водителю. Галиного парубка –Васыля - я тоже знаю. Он тракторист. Улыбчивый, немногословный, голос для песен - мягкий и сильный. Как-то хлопцы пели на стане эту самую - про «вийсько запорижське». Васыль запевал.
 …Похоронка на него пришла летом 43-го. Галя тосковала страшно, потом уехала на какие-то загадочные курсы в Энгельсе. Был слух, что она погибла при заброске с рацией в тыл к немцам. Как искорка, как малая звездочка, мелькнула и пропала в беспросветно-черном небе своей захваченной родины. Не впервой украинской дивчине такая судьба. Еще Маруся – Богуславка - героиня старинной «думки» - из султанского плена вызволяла запорожцев. Сейчас у Гали с Васылем уже была бы целая толпа внуков-правнуков… Как могла сложиться до той похоронки судьба ее «козаченьки»?
В начале декабря 42-го Паулюса уже окружили в Сталинграде, но он еще не сдался. Вся надежда была на генерала Манштейна. Он рвался на прорыв кольца с запада. И еще на авиацию - она кое-как снабжала, вывозила раненых. Механизаторы после недолгой учебы обычно в танкисты шли. Так что по времени и по месту призыва Васыль вполне мог участвовать в танковом рейде генерала Баданова. На станицу Тацинскую, где был огромный гитлеровский аэродром. Километров за сто от линии фронта.

 Танковая дубина

Не было тогда более ненавистной немецкой техники, чем эти самые «Юнкерсы». С воем сирен при пикировании. С неубирающимися шасси, за которые их прозвали «лаптежниками». Три месяца назад они такой ад устроили Сталинграду, что птицы перелетные оттуда назад повернули. Мы малость севернее в степном небе видели их растрепанные косяки. О жути и унижении пехотинца под этими черными крыльями написал Твардовский: «И такой ты вдруг покорный на груди лежишь земной, защищен от смерти черной только собственной спиной…» И вот расплата. Как у Толстого – уже не кабинетная стратегия, а тяжкая и страшная дубина народной войны…Запорожский, казачий рейд на лучших танках мира - «Т-34». Шли они по взлетной полосе и прямой наводкой лупили по крестам и моторам, по хвостам и свастикам!
 
Летчик Курт Штрайт много лет спустя вспоминал в западно -германской газете «Ди дойче зольдатенцайтунг»: «24 декабря 1942 года. На востоке брезжит слабый рассвет, освещающий серый горизонт. В этот момент советские танки, ведя огонь, внезапно врываются в деревню и на аэродром. Самолеты сразу вспыхивают как факелы. Всюду бушует пламя. Рвутся снаряды, взлетают в воздух боеприпасы. Мечутся грузовики, а между ними бегают отчаянно кричащие люди. Куда направиться пилотам, чтобы вырваться из этого ада? Стартовать в направлении Новочеркасска-вот все, что успел приказать генерал. Начинается безумие… Со всех сторон выезжают на стартовую площадку самолеты. Небо распростерлось багровым колоколом над тысячами погибающих. Вот один Ю-52 не успев подняться, врезается в танк, и оба взрываются со страшным грохотом в огромном облаке пламени. Вот уже в воздухе сталкиваются «Юнкерс» и «Хейнкель» и разлетаются в мелкие куски вместе со своими пассажирами. Рев танков и авиамоторов смешивается со взрывами орудийного огня и пулеметными очередями в чудовищную симфонию».

 Картина маслом! Гибель Помпеи! Не летчик - Брюллов! Но насчет «внезапно» - неточность. Не так уж беззащитен был аэродром в Тацинской. Б.Мельник, командир передового танка, вспоминал, что на окраине станицы, возле МТС, его остановил местный мальчишка. Он сообщил, что впереди батарея, охраняющая аэродром, и показал обходную дорогу. Танки с тыла ворвались на аэродром. Через несколько дней, когда корпус попал в окружение и после тяжелых боев оставлял Тацинскую, Мельник «у пруда встретил нашего проводника, он был в траншее у трофейного пулемета. С ним еще два мальчика. Они стреляли вдоль улицы, по которой наступали немцы». Их фашисты расстреляли «вместе с тяжелоранеными танкистами», которых «пришлось оставить в станице».

Комплименты Виктора Астафьева
 
 В семидесятых годах в Вологде я познакомился с писателем Виктором Петровичем Астафьевым. Он еще не был тогда классиком, но был ветераном войны, писал о ней правду, и критики его поругивали за «натурализм». Им больше нравились героические воины в стиле бетонных фигур Вучетича. А тут солдатик в госпитале гипс ломает и червей из раны вытаскивает. Фи! Виктор очень одобрял, что я женат на сибирячке:
- Наша баба вовеки веков человек. Она даже «самовара», инвалида - без рук, без ног не бросит!
Вообще-то комплимент не только сибирячкам. У Астафьева украинка, трогательная и смешная Одарка пихает в окно набитого вагона любимого мужа-калеку… И у него же две ясноглазых малышки – украиночки, у коих «нимци тату вбылы», угощают раненого бойца последним, что у них есть – вишнями из кулечка. И когда он расстроен что нечем отдарить, еще и утешают: «Дядечку, вы не грустите - война ж кончается».

 За кого Украина воевала? За Гитлера или за СССР?
 
Никогда перед Астафьевым не встал бы этот идиотский вопрос. А сейчас такие бесстыжие попытки делают. Причем с двух сторон. Почитаешь в Интернете запоздалые отчеты сталинских «органов» - впечатление, что Украина сплошь бандеровская была, и правильно ее чуть не районами в Сибирь отправляли… Или, наоборот, в украинских блогах - восхваления дивизии «СС -Галичина», «батальона «Нахтигаль». Пока эти украинские эсэсовцы присягали фюреру- людоеду, тот рисовал за своей вегетарианской трапезой роскошное будущее всяких там «русских, украинцев, киргизов»: «Учить их читать и писать - это может нам только навредить» … Пусть обходятся мимикой.» А лучше их поубивать. Или выселить. В полынно-горькой повести Астафьева «Так хочется жить» и тем, и другим «патриотам» выдано по первое число – перечтите, весьма актуально…

Кто спас мир? Два пацана:русский и украинец

Тогда, в декабре 1942 года, и Сталинград, и страна, и мир снова висели на волоске. Манштейн был, ох, как близко к «колечку» …Вот-вот, еще чуточку и Паулюс со своими  тремя сотнями тысяч мерзлых фрицев на свободе... Есть понятие «точка бифуркации» - переломный момент, когда слабенький фактор дает гигантские последствия. Если бы не фантастический рейд на Тацинскую, лишивший Паулюса авиаснабжения, не мальчишки, предупредившие танкистов о батарее, всяко могло быть. Там памятник им сейчас. Грише Волкову. ОН РУССКИЙ. И Феде Игнатенко. ОН УКРАИНЕЦ. Генерал Баданов – русский, лейтенант Мельник – украинец. Трижды Герой летчик Покрышкин - русский. Кожедуб - тоже летчик и тоже трижды Герой - украинец. Больше двух тысяч Героев Советского Союза дала Украина за войну. Каждый пятый Герой – украинец. А ведь республика одно время ВСЯ, до последнего квадратного метра, была отдана врагу. И вот этот, свой грех никак не хотели советские вожди простить тамошнему населению. Хорошо если только в анкетах писать заставляли: «Был на оккупированной территории». А то ведь и в советский концлагерь из фашистского прямиком отправляли. Сколько подобных издевательств над людьми и народами было тогда! Сумма их обид аукнулась в 1991 году столь легким развалом великой державы. Без этого фактора ничьи «происки» не привели бы к такому итогу. Зубами бы за Союз держались…И не было бы невозможной, безумной. немыслимой войны в Донбассе, которую «патриоты» по обе стороны фронта изо всех сил пытаются сделать из междоусобно - бюрократической свары межнациональной войной. Между мамкой нашей - Россией и ненькой нашей - Украиной. Сколько нас таких в обеих странах, связанных памятью, родством, симпатиями? Половина? Три четверти? Стравили кровную родню как питбулей в собачьих боях, обозвали блатными кличками: «укропы», «колорадо», «ватники»… Сон какой-то бредовый…

Запах крови

 Наши коровы в зарослях двухметрового бурьяна наткнулись на свежезарезанную овцу. То ли зверь, то ли худой человек постарался. Стадо нелепо прыгало и ревело, я, глядя на этот «ансамбль песни и пляски», хохотал от души. И тут тетка Горпина, от которой я за все лето не слышал ни одного неласкового слова, отвесила мне тумака:
- Що ты регочешь, бисова дытына! Воны ж рогами попорються! А ну, тикай - розжены швыдко! Потом - так же сурово:
-Коровы за ту бидну овечку плачуть. Воны розумнее людыны - бачь, як запаха крови не терпят. А мы людьску кровь морями льемо. Як ты мени у газетке читав: «Живая сила противника». Мабуть, за мово Иванку фрицы також напышуть…
 Сын у нее в госпитале. Вернется калекой. Мой колхоз был из Ворошиловградской области. С той самой Луганщины, ныне растерзанной артобстрелами, где «паны дерутся, а у хлопцев чубы трещат». Не буду уточнять, «кто первый начал». Без меня хватает «политиков» и «аналитиков» с мозгами и повадками коровы Найды. И не к хлопцам хочу воззвать, а к панам - кукловодам. Кончайте эту войну! Сегодня! Сейчас! Будьте если не добрее коров, то хотя бы дальновиднее. Ведь и вам аукнется. У таких войн одно свойство - геометрическая прогрессия бессмысленного озлобления бывших братьев. С каждым «грузом 200» у России и Украины десятки новых врагов. Как копье с заусенцами: воткнуть легко, вытащить только с потрохами. Не было «идеи» – появится: мстить. В перепалке «патриотов» все меньше здравого смысла, все больше глухоты и остервенелости. И, боюсь, еще проявятся на полную катушку в этом конфликте национальные качества – знаменитая украинская каменная «упэртисть» и не менее известное русское дубовое упрямство. Они могли бы обернуться РАЗУМНЫМ СОРЕВНОВАНИЕМ соседних дружеских стран: кто быстрее построит себе нормальную жизнь. Может, к тому и Донбасс с Крымом запросятся. Или сбегут. А может быть и такой итог, что всему миру небо в овчинку станет. Представьте себе 15 блоков украинских АЭС  раздолбанными как Донецкий аэропорт. И хорошие «чернобыльские» ветерки оттуда на все четыре стороны света… Не придется ли в известном совете кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно» убрать последнее слово?

Отвращение к методу

 Недавно было столетие события, смысл которого нам, темным, так и не объяснили. Первой мировой войны. То она «священная», то империалистическая за передел колоний, то опять «священная», даже «первая отечественная». Началась она с эрцгерцога Фердинанда, застреленного сербским патриотом (или «сепаратистом - террористом»?!) Гаврилой Принципом, кончилась миллионами мертвецов, разрухой, революциями, диктатурами и всеобщим придурочным чесанием в затылке: на хрена все это было? Кто выиграл? Ну, ладно, мужику - работяге «положено» - подыхать в окопах за недоступные его уму «державные интересы». И «святым», как Николая Второго, его попы не объявят. Но ведь после (и в итоге!) той войны и сами «державы», все великие империи тоже «концы отдали». Раньше или чуть позже. Победители и побежденные.... Из императоров кто-то корону потерял, кто-то в эмиграции помер, а кого-то расстреляли. Белая элита покраснела – от массовых казней сдавшихся большевикам офицеров в Крыму в 21 году. Красная элита побелела – перед массовыми расстрелами «своих» в 37-38 году. Кровь рождает кровь - права была тетка Горпина и ее коровушки в своем отвращении к этому методу. Сколько бы процентов «вояк» не набирали бы социологи среди своих опрошенных, как бы ни бушевал в первые дни войны вонючий милитаристский «энтузиазм», останется фактом: войны и всегда-то были безобразным сатанинским занятием, а с нынешним уровнем науки и техники они вообще теряют всякий смысл. Для всех. Для побежденных, для победителей и для нейтралов. Огромное большинство населения Земли давным – давно это поняло. И, тем не менее, за сто последних лет ни одного мирного дня в мире не было. Каждую минуту кто-то в кого-то стрелял. И начиналось это всегда с межнационального стравливания. Перед дракой по древнему обычаю лаялись, потом кидали друг в друга горшки с историческими фекалиями - чей князь пятьсот лет назад обидел нашего хана, и уж после этого незнакомые доселе и в массе своей нормальные, добрые люди начинали убивать друг друга. Сейчас на востоке Украины неуверенное перемирие. Может быть, пора истинным патриотам России и Украины предельно жестко поставить вопрос - первый, кто выстрелит, сука, сволочь, предатель СВОЕЙ страны! Или «зрадник», что одно и то же…

...Иногда просыпаюсь - в руке яростное ощущение увесистого «кийка» или двухметрового арапника, на языке нечто двуязычно – трехэтажно - неприличное: «Куды, падла, в кровыну, сердце, печенки…» …Наслушался на сон грядущий современных «говнометчиков» Русского телевидения - у Соловьева всяких неистовых «ястребов». Эти хоть сейчас готовы идти на Киев, брать Харьков. Начитался в украинском интернете губернатора Жебривского. Этот предлагает присоединить к Украине Кубань и Ростовскую область… Простите, господа - «патриоты» – за сны из военного пастушеского отрочества не отвечаю. Даже матерные… Стоит только вспомнить, чем обошлось стравливание народов еще одной категории людей, встреченных мною в саратовской степи.
ЕВРЕЯМ! О них - следующее письмо. «ИВАН, АБРАМ И АДОЛЬФ» (НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС: НАШИ С ВАМИ ЕВРЕИ
P.S.Очерк про украинцев написан в 2015 году, во время малой, донбасской войны. Ее вовремя не придушили, и она стала причиной (или поводом) большой войны между двумя братскими странами. Малая оборачивалась для меня пастушескими  матерными снами. Большая-злейшей бессонницей. Горечь и злость неописуемая... А вывод тот же:КОНЧАЙТЕ СТРЕЛЯТЬ !!!Война -не решение! Война- преступление!


Рецензии
Что тут можно и нужно взять на заметку, так это стиль. И читать легко, и мысль не теряется. Вроде как набор отрывков, но если подумать, так люди и думают, мы постоянно переключаем внимание. Будущее, прошлое, нашей машине времени одинаково удобно двигаться в любом направлении, если рассказчик умелый.

Владимир Мельников   25.12.2020 11:33     Заявить о нарушении