Смысл жизни и судьба
Мы обречены быть свободными, свобода – единственное,
от чего мы не в состоянии отказаться.
ЖАН - ПОЛЬ САРТР.
Зачем дана нам жизнь? В чем ее смысл? Есть ли вообще у жизни цель, или это только бессмысленный круговорот природы. Все мы «живём как живётся», полагая вопрос «смысла жизни», если не праздным, то возбуждающим душу любознательно-романтической юности, во всяком случае, никак не вписывающимся в проблемы и заботы сиюминутного быта.
Хотя мы живем вне «проклятых вопросов» Достоевского, все же краешком сознания замечаем важность некоторых общечеловеческих вопросов бытия, ответы на которые мы так и не нашли пока или забыли, а может просто не искали. Так и живем, словно жить будем вечно, откладывая на потом вопросы цели и смысла в надежде, что на досуге когда-нибудь разберемся.
Цель жизни справочники определяют, как некоторый ориентир для наших надежд, помыслов и поступков, зависящий от нашего возраста, духовного уровня, среды обитания, места и времени. Смысл жизни – это осознание цели жизни, своей системы ценностей и возможностей реализовать цель. Поиск и обретение смысла – процесс самобытный, мы не можем получить его из вне. У каждого – свой смысл и открывается он по-разному.
Смысл жизни состоит в самореализации личности, в потребности человека творить. Это выражается в повседневной ежеминутной необходимости человека делать свободный выбор во всех своих оценках, намерениях и поступках. Сознательный выбор, эгоистичный или бескорыстный, осуществляется, как правило, в соответствии со смыслом жизни. В противном случае человек находится во власти не своей, но чужой воли, плывет по течению судьбы, не живет, а выживает.
Мы живем поневоле в тесных границах рождения и смерти. Этот процесс жизни не нами выбран. Если он имеет цель, она не наша. А все, что не наше не может иметь смысла по определению. Ибо смысл – это порождение человеческого сознания. Предметы и явления мира сами по себе не имеют никакого смысла. Это человек наделяет смыслом все, к чему бы он не прикоснулся, выражая, тем самым, свое отношение к миру.
Другое дело, жизнь личная, с выбранной и оцениваемой нами целью, осознание которой составляет смысл жизни. Если, справедливости ради, мы разделим жизнь на личную и всеобщую, тогда мы можем сразу сказать, что жизнь как часть природы предопределена, о ее эволюции как цели мы можем лишь строить догадки, поэтому смысла жизни никакого нет. Естественная природа без нас – бессмысленна. Смысл может быть только у преобразованной человеком природы или в нашем к ней отношении.
Некоторые считают, что человек в процессе исторического развития потерял смысл бытия как единства с миром и Творцом. Но душа наша требует ощущения осмысленности жизни для обретения силы жить и самоутверждаться. Обретение смысла жизни, как и любого значимого переживаемого смысла дает нам живое непосредственное знание, несущее в себе «три в одном»: содержание познаваемого объекта, его оценку (отношение к нему) и некий сгусток творческой энергии смысла как стимул к мысле-жизнедействию, как источник креативной деятельности человека. Это позволяет ему давать и брать, ощущать свою значимость и радоваться жизни.
Не нашедшие смысл жизни, вынуждены руководствуются краткосрочными целями. Их поиски новых, более высоких ценностей могут приводить к смене профессий, друзей и образа жизни. Для нас важен поиск и обретение смысла жизни, соизмеримого со своей судьбой.
Как же найти этот смысл, откуда он берется? В связи с этим следует подчеркнуть свойство нашей психики настраиваться на переживание искомого смысла без рассуждения. Интеллектуальные исследования здесь вряд ли помогут. Человеку изначально свойственно придавать смысл всему, что бы он не делал, о чем бы не думал: такова смыслообразующая функция сознания.
В детстве человек приобретает навык понимать не только причинно обусловленные вещи, но и прямые смыслы, например, одобряющий жест матери. Относя себя к некой общности, мы, тем самым, принимаем в свой внутренний мир смыслы и ценности культуры этой общности. Как бы человек не отличался от других представителей общности, он, живет в системе смыслов, принадлежащей этой культуре.
Мы постоянно сталкиваемся с разного рода внешними и внутренними препятствиями, ограничивающими нашу свободу. Они указывают нам на неизбежность судьбы, на рамки нашей свободы, образуя «коридор возможностей» для свободного выбора. Свободу мы обретаем не в борьбе с препятствиями, а там, где мы по своей воле принимаем ограничения свободы, изменяя наше отношение к реальности.
Тогда мы снова и снова убеждаемся, что свобода вовсе не произвол и вседозволенность, а важнейшая только человеку присущая возможность свободного сознательного выбора, позволяющая, тем самым, изменять свою судьбу. Судьба как неизбежность обнаруживается внутри нас – в наших желаниях и долге, замыслах и намерениях, либо вне нас – в «роковом стечении обстоятельств». Мы можем чувствовать себя свободными поступать по своей воле только в рамках дозволенного судьбой.
Свобода и необходимость – два аспекта одной и той же судьбы, потому что человек сам, обладая возможностью выбора и свободой воли, оказывается соучастником формирования своего жизненного пути. Человек волен поступать в соответствии со своим выбором, но он не властен над его результатом, изменяющим его судьбу.
Многие счастливчики, живущие в согласии со своей судьбой признанием границ предопределенности, легче переносят преграды на своем пути и сознательное ограничение своей свободы. Это освобождает их от всяких разрушительных чувств и отчаянных поступков. Недаром говорят: «Судьба ведет того, кто за ней идет, и тащит того, кто ей сопротивляется».
Старый Григ. Киев.2020.
Свидетельство о публикации №220121200173
Вслепую не потворствуя уму,
Внутри себя на все найдем ответы.
Чтоб жизни скрытый смысл сыскать большой,
Познать лишь сможем сердцем, и душой,
Что мы - Любви посыл, частицы Света!
Алеф Нун 23.06.2022 16:19 Заявить о нарушении
Григорий Френкель 23.06.2022 22:00 Заявить о нарушении