Стоунхендж

Стоунхендж.
Меня давно манило это название. Есть в нём что-то притягивающее. И вот Граф решил показать мне этот уголок Англии. Как раз в гостях у нас была моя московская племянница и мы также взяли и её.  Было это в самом начале моей английской жизни.  Начало лета. Клубника. Её аромат в воздухе, её вкус на губах. Она везде, и чем ближе к югу, тем её больше. Мы останавливались у каждого торговца клубникой, покупали одну корзинку, её хватало, чтобы доехать до следующего. Какая она сладкая и душистая! В магазине такой никогда не купишь. Кажется, я уже пела оду английской клубнике? Думаю, напишу о ней ещё не раз. Она того заслуживает. А сейчас про Стоунхендж. Честно говоря, в тот первый раз мне  ничего особенного не показалось, а устроили из этого целое паломничество. Без клубники я бы эти камни не съела. Граф рассказал, что, когда он приезжал сюда школьником, то нацарапал своё имя на одном из камней. Сейчас такой возможности ни у кого нет, все камни огорожены, и подходить к ним близко нельзя. Для туристов есть тропинка, по которой можно ходить и любоваться этим чудом издалека. Прошли и мы.
Как я уже сказала, это было раньше…

А совсем недавно ко мне из Москвы прилетела племянница.
- Я к тебе совсем ненадолго! – объявила она, - не могу пропускать занятия в институте,  мне только надо съездить в Стоунхендж. Ты меня свозишь туда?
- Но ведь ты же была там! – удивилась я, - Неужели это то место, куда хочется возвращаться?
- Была! Но, я тогда ещё ребёнком была и ничего не понимала. Я обращала внимания не на камни, не на их величие и таинственность, а на всё, что вокруг: на  зелёные газоны, на разношерстных туристов, на сувениры и сувенирчики, которые там продавались. Получилось, как у Крылова: «Слона-то, я и не приметил…»

Ну, что ж, хочет вновь побывать там моя любимая Стася, значит, побывает. Я отвезу её.   

Оказывается, Стася узнала о древних каменных сооружениях в Ростовской области и побывала там. Она рассказала, как  была потрясена увиденным! Долина камней у маленькой речушки с названием Керчик, считается у  жителей близлежащего села плохим местом. Они туда стараются не ходить. Да и вообще в селе осталось очень мало жителей. Можно сказать, что оно почти заброшенно.

Никто не может сказать, как и для чего аллеи мегалитов появились в долине этой реки. Кто и зачем собрал в этом месте огромные каменные глыбы? Почему их создатели построили из камней правильные круги и квадраты? Стройные ряды огромных камней устремлены остриём в небо. А вокруг – какая-то особая тишина. Даже как-то страшно стало… Стася рассказала, как они туда приехали на большом автобусе, как смеялись, шутили и пели песни по дороге, и как молча ходили по долине, и как также молча возвращались в город Ростов-на-Дону, откуда и начинали своё путешествие. Каждого не покидало сознание того, что им удалось прикоснуться к уникальному месту.

Тайна древних каменных сооружений до сих пор не раскрыта. Учёным доподлинно удалось установить лишь их возраст. Им свыше семи тысяч лет!!! А это значит, что каменные сооружения в Ростовской области старше Стоунхенджа, который был создан около трёх тысяч лет до новой эры!
Почему же тогда Долина Камней у реки Керчик не стала культовым местом? Почему о ней мало кто знает, и почему о ней не говорят?

Так что, посещение этих таинственных камней и заставило мою Стасю вновь посмотреть на Стоунхендж. И желание было такое, что она не могла дождаться летних каникул.    

И вот, после двухчасового пути, мы подъезжаем к Стоунхенджу. Он находится недалеко от шоссе и первое, что мы увидели, это огромная очередь на парковку. Надо было бы выехать значительно раньше, говорят, что в восемь часов утра здесь очереди почти нет.

Наконец, припарковались и пошли вместе с другими по специальной тропинке. Надо отделить уникальный монумент от орд туристов, постараться не отвлекаться ни на что, не видеть и не слышать, что творится кругом, и только тогда можно почувствовать время. И тогда можно услышать тишину.  И, кажется, я смогла уловить то, что не смогла понять в первый раз.

Англичане относятся к Стоунхенджу как к величайшему национальному достоянию. Огромные серые камни стоят вертикально и возвышаются над равниной Солсбери. Неизвестно, как и зачем они появились здесь, поэтому порождают множество легенд и мифов.  Наиболее часто встречаемое предположение, это то, что сооружение использовалось как своеобразный календарь.  В дни весеннего и осеннего равноденствия, солнце создаёт какую-то своеобразную тень и это могло быть использовано, как сигнал для начала полевых работ.  Так или иначе, монумент действует потрясающе.

Возвращаясь к машине, мы видели, как множество туристов хлынуло к разношерстным палаткам с низкопробными китайскими сувенирами. Жаль их: они не почувствовали и не увидели то, ради чего приезжали сюда. Так и мы в прошлый свой приезд. Сейчас же, не хотелось даже смотреть в эту сторону.


По дороге домой я благодарила свою юную племянницу, помогшую мне почувствовать тайну времени, и думала о том, что не такая уж и плохая наша нынешняя  молодежь, хотя и обвиняют её в бескультурье  и  в потере интереса  к истории.
 
А ещё, меня не покидал вопрос: ну, почему же Долина Камней в Ростовской области до сих пор остаётся без внимания?


Рецензии