Ах, эта девушка, она с ума свела!..

 «Только у любимой могут быть такие необыкновенные глаза…»

  «Ах, эта девушка
Меня с ума свела,
Разбила сердце мне,
Покой взяла!..»

  Мама очень любила все эти "восточные сладости". В том числе, наверное, из-за юности в Самарканде, где наши были в эвакуации...  И у меня пластинки Рашида  Бейбутова и  Батыра Закирова тоже потому со многим ассоциируются - с ранним детством и месяцами ожидания сына (мама тогда слушала)...

«…Я потерял ее,
Вместе с нею — любовь.
На щечке родинка,
Полумесяцем бровь…»

  Никто не мог так приподнимать одну бровь ("полумесяцем"), как мама. Мы с Софой напрасно тщились , но только рожи корчили, а не бровь ту красиво приподнимали...

  ... Мамина юность прошла в Узбекистане, и у нас много шансов было не родиться (жаль маму!), поскольку кавалеров ("где мои 17 лет, где моя тужурочка? Где мои три кавалера…) - было немало. История донесла имена троих.
    
    Первая и светлая мамина Любовь (на фото не он) - Додик Столярский - польский еврей из города Лодзи. Хорош!  На Ок его фото у меня в Семейном альбоме. Но это большая отдельная тема. Не "Восточная".

 Бабушка не пустила ее с ним и его родителями в Америку - "ложилась на рельсы". Но до встречи с Ним - недосягаемым образцом Мужчины - с двумя "щ", как иронизирует муж, - для маминых потомков (Историю семьи Столярских, вплоть до американских передвижений и второго брака и места упокоения отца Додика, оставшегося вдовцом, я проследила потом, занявшись генеалогией, и года четыре назад сам Додик С. наверняка был еще жив. Не совпали они, увы, во времени для того, чтобы попрощаться окончательно Здесь!
 Хочется верить, что Он помнил о ней так же, как Она, - до конца. До 120, если здравствуете и ныне, Давид Столярский!) были у нее и другие поклонники. Местные.
 
Потомков Вовки Урманова (зову так, как она сама) не нашла в соцсетях и прочих- других форумах. На военных сайтах среди погибших он не значится.  От него у мамы остались письма-«треугольники»  с фронта(но на них фамилия другая почему-то – Воспитанников. Скорей всего потому разночтение, что был у него отчим, едва ли не первое лицо в Замине тех лет, и Урманов - наверняка именно  того лица  фамилия) и след от ножа на руке, который она получила от местных горячих парней, прицепившихся к ее кавалеру (позавидовали ребята - дело обычное!), перехватив тот нож за острое лезвие. Тем самым избежали большего кровопролития - Вовка был парень отчаянный, но надо было спасать мамину руку в крови. Парни же спешно ретироваись. "Там, где любовь - там всегда проливается кровь..."

    "Но сколько крови ("боли" - у Беллы Ахатовны), сколько, сколько!" Стала б та история с проходным, в сущности, персонажем, в маминой судьбе и истории семьи, - жертвоприношением - но не зачли Там.
 
     Если есть у меня какая-то фобия, то одна: от слова "кровь" (не говоря уж об анализе крови) с третьего класса теряю сознание. А в 8 -м на уроке анатомии - проходили как раз тему соответствующую - и вдруг зазвенело в ушах, и лица одноклассников, учительницы, стены кабинета биологии с портретами Павлова, Сеченова и проч. поплыли перед глазами. Нина Иустиновна: "Таня, что с тобой? Белее мела." Медкомната с ее роскошной хозяйкой - нашей медсестрой Зоечкой Ивановной - в шаге от класса. Открыла дверь - и упала к ней на руки.
 
...А от третьего маминого  кавалера осталась эта фотография. Не вспомнить теперь, как его звали по-настоящему. Мы называли Хаджи-Мурат-Сережа(конечно, это самодеятельность однофамильца моего сына). 

   В моем конспекте – записях наших с мамой интервью  есть упоминание о некоем Мишке-Мараджабе. Он был сирота, и из родственников у него были только сестра и зять.
  Мараджаб звал бабушку Сару мамашечка, приносил арбузы, дыни, виноград  (немыслимо сладкие и ароматные узбекские дыни, по маминым рассказам) и катал маму на арбе. А дядя Фимочка звал его Мурзой на осле (фильм, что ли такой был, довоенный?). А однажды он пригласил в гости (мама прихватила с собой  целую компанию: подруг, брата Фимочку). При них зарезали барашка и  сделали из него шашлык.
  «А потом Мишку забрали на фронт, и он погиб». Скорей всего именно он на том фото. Мараджаб. Хаджи-Мурат. Только(отнюдь) не Сережа…


Рецензии