Рог Тритона - древнейший музыкальный инструмент...

 Этот музыкальный инструмент у разных народов называется по разному- Рог Тритона, Шанха, дунг, конх и ещё множество названий. Возник он на берегу океана и распространился в глубь континентов. Дошёл до Тибета и Непала. У островных народов или племён живущих на побережье, раковина играет роль в основном сигнального музыкального инструмента, заменяя гонг. В Японии её используют во время проведения военных ритуалов, а раньше передавали сигналы через острова.  У этих народов раковина редко украшалась, иногда в некоторых культурах ей приделывали мундштук из дерева, бамбука, потом из металла. Совсем другое дело, когда раковину использовали в ритуальных целях. Тогда она украшалось основательно и обязательно. В Америке её украшали вырезанные символы, при этом внешнюю поверхность раковины делали гладкой. В Индии, Непале и Тибете раковину инкрустировали, украшали кораллами и камнями,- для них кораллы и бирюза самое дорогое украшение, да ещё вязь из серебра... покрывали раковину корпусом из серебра. Раковинам придавали статус священного музыкального инструмента. В буддизме она входит в список восьми благоприятных символов. Буддисты считают, что её звук отгоняет злых духов. Благодаря своему резкому звучанию в Индии использовали раковины во время боя, для созыва и управления войском, в бегах на слонах. Эта раковина напоминает современный армейский горн. Ракушка «прошла» все стадии эволюции человека, сопровождая его и в праздниках, и в тризне. Её звучание не реквием Моцарта, конечно, и не похоронный марш Шопена, но пронзительная нота прощания с этим миром. Благодаря своей простоте и неприхотливости, она была практически первым музыкальным инструментом.
О ней писали стихи- Овидий в своих "Метаморфозах", Фирдоуси воспел в своей поэме "Шах-Наме"стихах:  " Шум раковин равнину огласил.
                Заколыхалась почва, словно Нил."
 а уж у художников всех стран она нашла достойное место на их полотнах.  Вспомним "малых голландцев" (Как их любил Бальтазар!), а у Рубенса в работе "Встреча Воды и Земли"- трубят в эти раковины тритоны.
Встретим эти и другие раковины у знаменитого скульптора Карла Миллеса в его фонтанах по всему миру и в садах Миллеса в Швеции, и в фонтане Пауля Тюрпе в Гамбурге- В фонтане Штульмана, в садах Вигеланда в Норвегии. Много работ в истории искусства можно найти, как с этой раковиной- Рогом Тритона, так и с другими двустворчатыми- гребешками, жемчужницами. К примеру  работа Сандро Боттичелли   - его знаменитую "Рождение Венеры"! Её знают все. А всему виной любовь...да,скорее всего её заказал влюблённый двоюродный брат Лоренцо Великолепного, Джулиано Медичи для себя, так как был влюблён в прекрасную девушку, послужившую моделью для художника- это Симонетта Веспуччи.В некоторых источниках пишут ,что она была бедная, вряд ли, так как Симонетта происходила из знатной генуэзской семьи Каттанео. А во Флоренцию прибыла в ранге супруги Марко Веспуччи,дальнего родственника Америко Веспуччи, тоже не последней семьи во Флоренции,может слегка разорившейся.Но была любовь...Джулиано, сам красавец, богатый аристократ мечтал о ней. Он любовался ею, когда она гуляла у моря... Она родилась на лигурийском побережье в ПортоВенере,(Генуя) там красивейшие места. Возможно и здесь таится намёк на название картины. Она ушла из этого мира в 23 года  из -за чахотки. Лоренцо тоже не был равнодушен к её чарам. Он писал, горюя о ней:" Она внушала сострадание, но также и восхищение, ибо в смерти превосходила ту красоту, которую при жизни её считали непревзойденной. В неё многие были влюблены и когда её хоронили, она была ещё прекрасней в смерти, как не странно... Это подтверждают строки Петрарки:" Прекрасна смерть на лике сем прекрасном». Она похоронена в семейной капелле Веспуччи в церкви Оньиссанти (Всех святых) во Флоренции.В ней похоронен и путешественник Америго Веспуччи.Церковь расписывал сам Гирландайо, первый учитель Микеланджело.Фрески" Тайная вечеря" "Святой Себастьян" и др)украшают ее. Сандро Боттичелли завещал похоронить себя рядом с ней, что и было сделано через тридцать с лишним лет. Джулиано погиб ровно через два года после её смерти, тоже 26 апреля, в результате заговора Пацци. Это была их нумерология, значит что-то тут точно было кармическое, а не только платонические, куртуазные отношения, как мне кажется. Он необыкновенно красив в скульптуре надгробия Микеланджело, да ещё и ровесники. Много мифологии и разных версий в этой истории. Но Боттичелли превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него подлинной жизнью . Она-  идеал  флорентийской красоты, воспетая поэтами Полициано и музыкантами. Красота её гуляла из картины в картину, её чудесное лицо многократно возникало на его полотнах и до, и после её смерти в виде Венер, Мадонн, Вёсен...И Клеопатра...посмертный портрет с обнажённой грудью, конечно, явная идеализация художником своей Музы, написанный через полтора десятка лет. Она — сама Красота, царица всемогущего искусства, его вечная Муза, первая красавица Возрождения. Сандро закончил свою работу "Рождение Венеры" через девять лет после её смерти и подарил вечности её божественны образ. Её красота до сих пор волнует многих. Полюбуемся его шедеврами в раздумьях... и пусть истину вам подскажет ваше чутьё, интуиция, сердце...
 Вот так обычные раковины, коих так много на морских берегах, становятся частью музыкальной и художественной культуры жизни планеты.
(Продолжение следует)
 *Любят оформлять, декорировать в Индии раковины .*Рубенс П.- Встреча Воды и Земли"


Рецензии
А во что же дули степные народы, взять тех же калмыков или других чембургесов -
Предтеча зурны это дудка, дули в дудку и колотили в там-тамы!

Сильвестр Строганов   13.12.2020 07:31     Заявить о нарушении
У степных народов Кобыз, наверное, исходя из подручного материала , он менялся на протяжении веков.И конечно, что-то из рогов животных- всякие жалейки,которыми пользовались пастухи и многие славянские народы,прообраз кларнета. Из тростника-
шалюмо ,свирельки разные.Очень красиво звучат.А как звучал дудук- без слёз его невозможно слушать...у армян есть великие музыканты на этом инструменте-Вано Гаспарян.Приходилось слушать и общаться с ним, великий импровизатор и музыкант. Инструмент божественный просто. Кто ближе к морю был, тот к ракушкам обращался.
Спасибо за интерес-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   13.12.2020 12:17   Заявить о нарушении
Вообще то самый первый инструмент это собственный организм человека- можно на зубах любую мелодию выщелкать - вспомним Республику ШКИД

Сильвестр Строганов   13.12.2020 12:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.