Предание о Крупеничке

               
                (сказка по мотивам народных преданий)

 В  давние времена  жила на Руси девочка по имени Крупеничка. Не дали  расцвести   красоте девичьей враги. Напали на родной город  Крупенички, что граничил с Великой Степью, часть жителей его убили, остальных  угнали в полон. Попала в руки врагов и Крупеничка. Понравилась девочка предводителю вражьего войска всемогущему хану. Глянул на нее хан, сразу понял, что быть девушке  в будущем настоящей красавицей. И решил: как только немного подрастет, сделать своей наложницей.

  Прошло несколько лет. День и ночь плакала Крупеничка в богатых ханских покоях. Но никто не сочувствовал ее безутешному горю. И вот однажды   увидела она, что сам  князь ярославский со своими дружинниками пожаловал в гости к ордынскому хану. Не просто так пожаловал, приехал за ярлыком на будущее княжение.
  Бросилась в ноги князю Крупеничка.
– Милостивый княже, помоги, избавь меня от страшной участи стать наложницей хана. 
  Посмотрел на Крупеничку  князь, сдвинул широкие брови.
– Доколе народ наш в плену страдать должен? – произнес он  хмуро. – Но как  я спасу тебя, если сам не знаю, возвращусь  ли живой в свое княжество?
  Заплакала Крупеничка. Нет, никогда не видать ей бескрайние поля и дремучие леса родной земли. Знать, такова ее доля-злосчастье  провести свои дни в ханской кабале, быть служанкой его прихотей.  Но как  смириться с подобной участью? И решила Крупеничка, что лучше смерть, чем позорная неволя.
 
  Ханские слуги доложили правителю, что будущая наложница отказалась от еды и питья,  находится при смерти. Разгневался хан, велел позвать к ней самых лучших лекарей. Те осмотрели Крупеничку  и сказали хану, что причина в голоде,  от него она стремительно теряет силы.
– Я приказываю  насильно кормить ее! – приказал хан своим слугам.
  Те старались, как могли. Но Крупеничка продолжала таять на глазах и уже не поднимала головы от мягких атласных подушек.
  Позвал хан самую опытную ворожею, какую только нашли в его ханстве. 
– Вылечишь мою пленницу, ничего для тебя не пожалею, – заявил хан ворожее.
  Та молча кивнула, мол, все понимаю, и попросила отвести ее к Крупеничке. 
– Неужели, глупая,  ты не желаешь  стать ханской наложницей? 
– Не желаю, – прошептала  бескровными губами Крупеничка.
– Став возлюбленной хана,  ты получишь почет и уважение. Многие женщины мечтают о такой участи. Оденет хан тебя в дорогие шелка, одарит золотом, подарит лучшего арабского скакуна.
– Не нужно мне его богатство. 
  Из глаз Крупенички выкатилась прозрачная слеза, застряла в золотистом завитке волос на виске.
– Чего же ты хочешь? – спросила ворожея и погладила ханскую невольницу по щеке.
– Хочу увидеть родную землю. Матушку обнять хочу, которая, как и я, томится в плену. Узнать что с батюшкой.
– Скучаешь? Что же мне с тобой делать?
– Сделай так, чтобы я скорее  умерла! Облегчи мои муки.
– Ты знаешь о том, что у хана гостит русский князь?
– Знаю.
– Я смогу уговорить князя  помочь тебе вернуться на родную землю.
– Ах, бабушка, это невозможно. Навлечет князь на себя немилость ордынского хана, если замолвит  слово о невольнице. 
– Мне хоть и много лет, но я еще не выжила из ума. Помогу тебе  так, что ни хан, ни кто другой не догадается,  куда ты пропала.
– Почему ты хочешь помочь мне?
– Потому  что знаю, какая она – неволя. Чуть постарше  тебя была, когда в рабство попала, прошла все ужасы невольничьего рынка в Булгаре.
– Я согласна на все, только бы не видеть ненавистные шатры, не слышать ночами ржание коней, не дышать пыльным воздухом вытоптанной табунами степи.
–  Поговорю с князем, а ты, чтобы не вызвать подозрение у ханских слуг, начинай понемногу есть. И жди день отъезда князя на Русь. Я знаю, как тебе помочь.

  В тот же вечер ворожея незаметно пробралась в шатер русского князя.
– Тебе чего надо, старая? – спросил  удивленный ее появлением  князь.– Ужель со злом пришла? Или по какому  секретному делу?
– Разговор у меня к тебе есть.  Видел девчонку пленницу?
– Видел. Много русских людей в неволе томится, ох много!– горестно вздохнул князь.
– Помоги ей родную землю увидеть.
– Как? Что в моей власти? Увезти ее? Догонят ханские воины, сам погибну и ее погублю.
– За годы долгие научилась я ворожбе. Есть способ помочь Крупеничке, превратив ее в гречишное   зернышко.  Достигнешь  Руси,  бросишь зерно в землю, прочитаешь  заклинание, которое тебе напишу, чтобы не забылось в нем ни одного слова.  И станет она снова человеком.
– Коли так, хоть одной помогу вырваться из неволи. Пусть и посредством богомерзкой ворожбы.
  Поклонилась ворожея князю и выскользнула из шатра так же незаметно, как и попала в него.

  Настал день отъезда княжеской дружины на Русь. Все сделала ворожея, как и обещала. Превратила она Крупеничку в гречишное зернышко, завернула в тряпицу и передала ее князю.
– Помни, князь, как упадет зерно на землю, сразу же произнеси заклинание, его я тебе написала, найдешь внутри тряпицы. Храни его пуще глаза своего. Потеряешь, не стать Крупеничке  человеком.
  Долгим был путь княжеской дружины на Русь из Орды. Бывало, что и под открытым небом ночевать приходилось,   холод терпеть,   врагов остерегаться. И вот, наконец, отчий  край! С городами  белокаменными, перезвонами  церковных колоколов. До боли знакомое, до слез дорогое. Вспомнил князь о Крупеничке. Снял пояс, в котором хранил тряпицу с зернышком,  и похолодело у него внутри.  Не было тряпицы на месте. Где выронил – припомнить не смог.

  Между тем тряпицу нашли дети. Развернули ее – ничего интересного. И бросили. Упало зернышко на благодатную почву. Поднялось стебельком, зацвело. Позже ветрами разнесло спелые зерна по земле, появились новые всходы. Попробовали люди гречиху  на вкус. Добрая каша из нее получилась. А уж с молоком – так и вовсе объедение.
  Гласит предание, что так появилась на Руси гречка. Право ли предание, или нет, не мне судить. Может, и не было в действительности никакой Крупенички. А  может, и была. Одно утешает, что не пропало зернышко.  Любима гречка на Руси как нигде боле. Это потому, наверное, что  каждое зерно хранит память о тосковавшей по родной земле в неволе Крупеничке.   


Рецензии
Здравствуйте, Наталья!
Приглашаем Вас участвовать в увлекательном Конкурсе -
см.Регламент: http://proza.ru/2021/09/01/1192
Подача заявок на 1 тур: http://proza.ru/2021/09/20/747 .
С пожеланиями удачи.

Конкурс Сказка За Сказкой 8   09.10.2021 05:20     Заявить о нарушении
Спасибо большое за приглашение. Я подумаю, что можно предложить.

Наталья Ожгихина 2   09.10.2021 15:25   Заявить о нарушении