Всё помнит море

Севастополь. Музей "35-я батарея"
(Фрагменты из повести «Музыкант»)

В истории Севастополя периода Великой Отечественной войны есть мрачные страницы, повествующие о долго замалчиваемом трагическом подвиге защитников города.

В мае 1942 года после неудачной Керченско-Феодосийской операции Севастополь оказался окружён противником. Руководство обороной, понимая бессмысленность продолжения сопротивления без боеприпасов и продовольствия, получив разрешение командования, покинуло город, оставив многотысячную армию. Официально 3 июля 1942 года немцы захватили город. Но его защита продолжалась до 20 июля. Враги бомбили, косили людей танками, высаживали десант, вели рукопашные бои, но защитники города не сдавались.

Место последнего рубежа обороны Севастополя — “35-я батарея”. Здесь в 2006 году сооружён мемориальный комплекс, имеющий всемирную известность. На этой святой земле создан пантеон для увековечивания памяти последних защитников Севастополя, сражавшихся с врагом после убытия командования Севастопольского оборонительного района.

В 1992 году в Севастополе отмечали 50-летие грустной даты. На руинах (в то время руинах!) «35-й батареи», организовали встречу последних защитников города. На это мероприятие пригласили и известного в городе композитора-песенника Вячеслава Михайловича Дёмина. Тогда он и узнал о страшных июльских днях 1942 года. Впечатлили рассказы состарившихся уже ветеранов, а особенно женщины (в военное время — десятилетней девочки), пережившей этот ад.

Она была на “35-й батарее” с мамой-санитаркой. Помогала ухаживать за ранеными. Враг постоянно безжалостно бомбил и бомбил. А тут налетело сразу штук сто самолётов. Небо стало чёрным. Бомбы посыпались градом. Много убитых, раненых. Сплошной огонь! Гул, рёв техники, крики, стоны людей и море крови. После обстрела самолётами пошли танки. Они давили людей. Многие прыгали с обрыва в море, а там их расстреливали из вражеских катеров. Море кипело!

Девочка потеряла сознание, а когда пришла в себя, оказалась заваленной грудой тел. Ближе к вечеру отползла в лесок. Ей посчастливилось добраться до партизан и там находиться до освобождение города, до весны 1944 года.

«Под впечатлением рассказанного, — вспоминает Дёмин, — я представил картину: враг неистовствовал, защитники города не сдавались. Мне захотелось побыть одному, осмыслить услышанное. Я отошёл в сторонку, постоял в тишине, склонив голову перед мужеством защитников нашего города. Пришла мысль: вода всё помнит. Тут же родились слова и мелодия песни о не склонившихся людях, до конца выполнивших свой долг.

Поговори со мной, прибой,
О кораблях, что спят в пучинах,
О не склонившихся мужчинах,
Поговори со мной, прибой.

Слова открой хотя бы мне.
Их парни крикнуть не успели,
Когда здесь волны закипели,
Когда металл горел в огне.

Море, море, мне шепни волной,
Море, море, помолчи со мной. — 2 раза.

Ты, море, помолчи со мной.
Неся огонь над миром вечный,
Расправив бронзовые плечи,
Матросы встали над волной.

/Море, море, вдаль плесни волной,
Море, море, помолчи со мной./ — 2 раза.

/Модуляция, проигрыш/

/Море, море, вверх вздымись волной,
Море, море, помолчи со мной./ — 2 раза.

Песня вошла в репертуар ансамбля Черноморского Флота.

«Будет много стихов… Будут песни… И будут молебны…» Возложат венки, принесут цветы — символ жизни. Но это всё будет позже. Гораздо позже. Песня Вячеслава Дёмина — первый отклик на столь волнующую тему. Написана не по заказу, а рождена на месте героических событий в чувствительной поэтическо-музыкальной душе композитора.

Ссылка для прослушивания песни приведена в рецензиях.


Рецензии
Тяжелая, горькая страница в истории нашего города, нашей страны. Очень важно знать правду об этих событиях, еще важнее - хранить светлую память о мужественных защитниках нашего города. Вечная им память

Елена Даньшина   03.07.2023 12:37     Заявить о нарушении
Спасибо за понимание.
Галина

Галина Дейнега   03.07.2023 17:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.