Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 68

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)



УЛИЦА ЦЕРКВЕЙ

1539 год, когда в Лепеле высадились первые королевские комиссары, был знаменательным. Прошло ровно 100 лет с Флорентийской унии – христианского собора в честь единения веры.

Лепельская плебания, которой Александр – великий князь литовский – надал статус церковного подспорья для униатского центра в Витебске, сумела удержаться на полоцких землях. Но дальнейшая судьба по-прежнему висела на волоске – как утвердиться в местной среде?

Плебания лежала в Полоцком повете, но в приграничье с Виленским, а мир был далек от совершенства. Очертить круг неприкосновенности! С такой инициативой выступил епископ луцкий, ксендз Фальковский, что говорит о пристальном внимании духовного сообщества к обустройству Белой Руси.

В комиссарский десант по разграничению были включены верные слуги короля - воеводы: полоцкий и подляшский. Без их помощи, конечно, надеяться было не на что. Воеводы представляли власть, которую держал в руках преемник Александра – король Жигимонт (Сигизмунд).

Если с полоцким понятно – на его территории располагалась плебания, то подляшский был, что говорится, не от мира сего. Разве мог он понять нужды местного населения? Где оно, то Подляшье?

Но подляшский воевода был вызван не зря. Он владел на тот час частью земель, с которыми граничила плебания. Если плебанцев называли «лепунцами», то соседи числились в «белянских» жителях.

Подляшского воеводу звали Сапегой. Он весьма кстати оказался в роли представителя «белянской» стороны. Буквально за шесть лет до комиссарского «наезда» он был признан владельцем смежной земли. В 1533 году великокняжеский суд подтвердил его право на соседство с плебанией.

Для полноты веса Ивана Сапегу именовали «князем».  Так он вписан в комиссарское дело. В действительности он подобным титулом не обладал. Сапеги не имели княжеских корней. Зато успешно накапливали свое состояние, обогащаясь за счет собственности и расширяя круг «оброчных» владений. Их магнатская роль хорошо вписывалась в служебную поступь, сочетаясь с движением по иерархической лестнице.

Обратим внимание на Подляшье.

Подляшьем называлась область сразу за Брестом, вытянутая в сторону Люблина. Западный Буг был ее речным достижением, а центром считался город Дрогичин. Если судить по данным историка Вольфа, то Подляшье выделилось из состава Трокского воеводства, было забрано у мазовецких князей. Сделал это король Сигизмунд зимой 1513-1514 годов, объединив ряд западных поветов. Под покровительство Вильно перешли Берестея и Бельск (сейчас Бельск-Подляски в составе Польши). То ли Сапега оказался под рукой, то ли именно под него затевалась реорганизация, но именно Иван Сапега стал первым официальным лицом воеводства.

Но в Лепеле высаживался не он, хотя тоже Сапега, и тоже Иван. Иван Богданович Сапега приходился родственником первому Ивану, отца которого звали Семен. «В новейшей генеалогической литературе считается установленным, что род Сапег происходит из Смоленской земли, где Сапеги уже в XV в. владели значительными поместьями. Родоначальником С. считается Семен С., писарь Казимира Ягеллончика; имя его встречается в актах и хрониках 40-х годов XV века», - сообщал в 1900 году словарь Брокгауза и Ефрона.

За сто лет от писаря до воеводы – нелегкий путь, но не писарские способности сделали Сапег ведущими игроками в Великом княжестве Литовском. Их поместья делали основу карьеры.

Высаживаясь в 1539 году на лепельский берег, подляшский воевода не подозревал, что закладывает фундамент в основание конструкции, которая станет опорой для продвижения наверх будущего великого канцлера ВКЛ - Льва Ивановича Сапеги.

Подляшский воевода смотрелся своим человеком в междуречье – объединявшем разные европейские точки. В Подляшье Бяла Подляска, а на полоцкой земле Белое. Один ареал. Белое, Бель - наиболее распространенные названия рек, лесов, озер, гор на всем протяжении славянского расселения.

Белое в междуречье существовало испокон веков. На некоторых стародавних картах главнейший водоем междуречья обозначен как Белое. Не Лепль доминировал в сознании тогда, а Белое. Именно Белое – как родоначальница Белой Руси. Сегодня, на современных картографических пособиях, можно увидеть «осколки» того явления. Их больше всего в восточной стороне. Там и Беленица, и даже часть всего, большого, озера до сих пор носит название «Белое».

Если обратимся к более ранним документальным источникам, то обнаружим «белые» названия по всему побережью. Согласно инвентарю-описи 1641 года, северо-западнее располагалось село Белое (сейчас деревня Старый Лепель), и там же, чуть выше - Белье-Вирховцы.

Вирховцы – от слова «верхнее». Если ту область рассматривать как верхний край большого ареала, то он будет на севере общей территории. Тогда противоположной окажется, естественно, южная сторона – где возник Новый Лепель. В исторических работах царского периода можно встретить название: «Белое, или Новый Лепель». Получается, что вся окружность озера-чаши состояла из «белых» частей, отделенных друг от друга речными потоками. Белая замять, да и только!

Плебания явилась новообразованием. Именно ей был выделен Лепль, и жителей называли «лепунцами».

Почему «лепунцами»?

Лепунцы отличались от белянцев. У них был другой род деятельности. Если окружные деревни славились заботой о земле, добывали пропитание, выращивали хлеб, то лепельцы занимались другим.

Археологические находки, сделанные недавно в окрестностях Берещи – а это южный осередок Лепельского края - свидетельствуют, что окрестные земли насыщены осколками керамических изделий. Житель берещинской деревни Веребки Василь Хацкевич может указать десятки окружных мест, где добыл из-под земли глиняные черепки – остатки домашней утвари. Это говорит о том, что где-то поблизости располагался центр лепного мастерства, откуда поделки расходились вширь. Глинные горы не могли не способствовать известному промыслу, и вполне вероятно, что Лепль аккумулировал природный феномен. Для людей, обитавших по берегам водоемов, необходимым становились атрибуты пития и еды – кувшины, кубки и тарелки.

Конечно, это одна из версий появления Лепля в Белом крае. К сожалению, более достоверных источников нет, и можно по-разному фантазировать. Возможно, искусные «лепунцы», то есть мастера лепного дела, были завезены из более дальних стран, где гончарное дело широко практиковалось.

Церковные деятели, конечно, не могли оставить без внимания регион, ориентированный на важный вид промысла, и рассчитывали на отдачу.

По мнению белорусского ученого Вячеслава Носевича, до 1503-го года были более ранние привилеи для витебской плебании. Они просто не сохранились, не дошли до наших дней, и вряд ли когда-нибудь будут найдены.

1539-й год показывал, что "дело выгорело", Лепль помог укрепиться церковному униатскому хозяйству. Продукция из Лепля поставлялась для церкви Святой Троицы, давая возможность церковнослужителям строить дальнейшие планы. Местоположение Лепля было уникальным. В озере-чаше сходились водные пути, что способствовало миссионерской деятельности и развитию торговли, обмену произведенной продукцией.

Лепль превращался в духовный центр. Уже не «лепь» от слова «лепить», а «лепота» - наивысшая степень совершенства характеризовала побережье. Поэт-классик Некрасов писал в «Песнях» (1866 год): «У людей-то в дому — чистота, лепота». Лепль был близок к тому, чтобы воплотить в жизнь мечту богословов о «городе Солнца».

К сожалению, с середины XVI века обстоятельства изменились. Развитие края пошло в ином ключе.

(Продолжение следует).

На фото Владимира Шушкевича и из интернета: улица храмов в современном Лепеле. Святилища, которые вы видите на снимках, привязаны, по сути, к одной улице, носившей название в средние века Виленской (теперь это улица Володарского). Она тянулась с запада на восток, пересекая весь Лепль. Остров, где она начиналась, ознаменован теперь яркой часовенкой Святого Георгия; далее, за мостом, буквально напротив друг друга - православная церквушка святой Параскевы Пятницы (сейчас закрытая, так как неподалеку построили новую) и еврейская синагога; еще дальше, ближе к озеру - церковь христиан веры евангельской и костел Святого Казимира.


12.12/20


Рецензии