Акция акции

Чтение  разнообразных рецензий на различные  произведения авторов Прозы Ру заставило отбросить работы над  очередным  рассказом. Рассказ повествует о жизни людей неторопливо. А тут, как я вижу, нужно на прямо высказанные мнения и отвечать прямо. В лоб.  Я читаю многих  и вижу, что многие убеждены, что мы, россияне, пусть материально беднее Запада, но богаче духом.  Духовнее. Так прямо заявил наш президент. Ему-то больше сказать нечего. Народ в своей массе  становится беднее. И его усилиями создана в стране такая экономика, что при всем его желании, при всей опасности лично для него обнищания народа, он уже ни чего поправить не может. Может только рассказывать о нашем духовном богатстве. Как то Пушкинское зеркальце, которое царице говорило, что она лучше всех.

Я хочу рассказать об одном примере, показывающем, в каком бульоне наш обнуленный президент без особых помех вырастил такую  экономику.
  В последние дни перестройки, а скорое во время правления Ельцина заговорили о том, что все работники имеют право на долю прибыли производства. И вот на наше предприятие посыпалась манна небесная. Нам сверху сказали, что  мы имеем право на акции.  Мы их еще на зуб не пробовали, но звучало красиво. И, хоть люди пожившие знали, что обманут, но разве то, что  тебе дают, может иметь знак минус.
 
Но как же будут распределять акции? Кто достойнее, а кто нет?  Это, как оказалось,  был первый, но далеко не последний вопрос. 

Собрали трудовой коллектив  в актовом зале и  сообщили, что акции будут распределять по  стажу и   важности должности.  Ну, стаж – понятно. А как посчитать важность? А просто – по заработной плате. Это с одной стороны логично. Но директора у нас менялись как перчатки. И сразу получали квартиру. На то он и директор. Через год его меняли, но квартира за ним оставалась. Всем со времен социализма известный принцип. А теперь - то же с акциями. Директор, который проработал без году неделю, получает больше акций предприятия, чем, например, слесарь проработавший тут с юности до пенсии.  А что этому слесарь сказать? Не он правила игры придумывает. И в чем-то логика есть. у директора  голова от работы пухнет. Короче,  на этом этапе никто не протестовал.

Но вскоре по коллективу  поползли слухи, что в узком кругу акции тасуют- перетасовывают. И на новом собрании акционеров. Объяснили, что  помимо двух вышеоглашенных методов начисления акций есть третий: по  заслугам перед коллективом.  Для этой цели  отделили десять процентов всех акций. И  специальная комиссия будет распределять. И коллектив понял, что его «имеют». Но делать что? кто назначает такую комиссию? А чего ее назначать лишний раз: это актив.  Давно известные люди. А как активу посчитать заслуги перед коллективом? Один  - рационализатор, другой – организатор. Заслуга вещь скользкая. Самоизбранная комиссия думала не долго. Посчитала – что заслуги у нее, любимой. Но тут коллектив взбудоражился. Не против комиссии.  Ее моральные ценности не подвергались сомнению. Подвергались сомнению  моральные ценности коллег. Пошли жалобы, доносы, анонимки. Многие старались в царство акций дорогу локтями проложить себе. Ну, наконец,  после долгих разборок, обид, подлостей и плевков друг в друга каждый узнал, сколько акций ему причитается. И на этом первый этап закончился.

И тут начался совершенно неожиданный поворот - второй этап. Снова коллектив собрали в актовом зале и  представитель главка из Москвы объявил, что  всем работникам  предлагается, а точнее, настоятельно рекомендуется, сдать свои акции в аренду. Все  прямо по учебнику политэкономии. У тебя голова не парится за акции, как там они на бирже. Сдал их в аренду, и спокойно получаешь свою арендную плату.
 Но в это  время над страной дул ветер свободы.  Впервые  люди почувствовали себя людьми, имеющими права, которыми можно пользоваться! Людьми, имеющими акции. Никто с акциями расставаться не хотел. Но это были люди из социализма. И поэтому они шестым чувством, чувствовали, что не сдашь акции – появятся у тебя неожиданно проблемы. И вот все шестьсот с гаком работников предприятия, людей свободных высокодуховных и, вместе с тем, дисциплинированных, как один, написали соответствующий документ передачи акций и  выстроились  в очередь к столу, за которым сидели представитель Главка и юрист. Как в том анекдоте про мыло и веревку. И обменяли акции, которых они еще и в руках не успели подержать, на бумажку с обещанием платить арендную плату. Двое  из шестисот пятидесяти заартачилось. Один – уже пенсионного возраста. Он ничего не терял, даже если выгонят.  Его и уволили. Второй, наоборот был молод и еще ничего не накопил на предприятии. Правда  и акций ему причиталось всего две. Ну и оставили его с его двумя акциями в покое. И потом каждый раз приводили его случай в пример. Как пример торжества демократии.

 Первые пару  лет арендная плата была еще двузначной. То есть за полгода платили примерно как месячную премию. На безрыбье и рак рыба. Хотя ходили слухи, что акции приносят их владельцам большие деньги. Но что уж кулаками после драки махать. Мы ведь в демократическом государстве живем. Люди с пониманием. А спустя лет пять, цена  рентной платы за  большой пакет акций скатилась к стоимости автобусного билета. И никто не возмутился. Все люди с пониманием. Лишний раз на автобусе можно проехать.

 И вдруг что-то изменилось в Москве. Вышел указ: или платить  арендную плату (не прибыль по акции, а плату) в полном объеме. А если не могут, то платить не меньше, чем МРОТ. Все, конечно были уверены, что  не о нас бедных вспомнили, а что-то между собой не поделили. Ну, нам ренту платить не стали, стали платить этот самый МРОТ. Московский, слава богу. И то копеечка. Но получилось, что  у тебя одна акция, что триста –  МРОТ в зубы и отвали. Зачем же были такие свары, склоки, обиды и подлости? Все старания впустую.

 Так теперь и живем. Большая часть тех, кого тогда осчастливили акциями, на пенсии. И этот МРОТ  для них совсем не лишний.
 
Я это написал  как пример высокой духовности. Сколько лет тому назад писал Лермонтов, не такой уж бунтарь: « Перед опасностью позорно малодушны, и перед властию презренные рабы»  кстати, проверил в ГУГЛе, не ошибся ли словами. Он мне с первых слов выдал строчку. На слуху в интернете все это. То в интернете. А что в головах. А в головах – мы самые духовные, самые свободные. Самые - пресамые. Каждому духовному по лапше на уши и МРОТу в зубы.


Рецензии