Ди медовуха. Тайна Мебиуса

 ТАЙНА МЕБИУСА
Продолжение следует

ДИ МЪЕДОВУХА

Москва неприятно поразила нас обилием реклам иностранных товаров. В Турции рекламы были сдержанными и не демонстрировали бесстыдно обнаженных частей тела или белья. А в Болгарии рекламы встречались редко, все больше цвели розы, похожие на ту, из сказки, которая таинственным образом появилась в памяти компьютера перед самым отъездом из Москвы.

Нас встретили кошки, и, благодаря нашим милым домочадцам, мы быстро одомашнились. К тому же, наступала сиреньсень, пора чудес.

Сашенька вернулся за свой компьютер, который был и его рабочим инструментом, и его хобби, и его богом.

- Ну, так вот, Наташулькин, мы с тобой остановились на «тете Асе».
- Верно, на дяде Пете мы не останавливались, - дразнила я мужа.
- На самом деле вещь полезная и тебе в работе пригодится.
- Ну, тогда валяй.
- Кстати, специалист по именам всея Руси, знаешь ли ты, откуда возникло такое название «тетя Ася»?
- Даже не догадываюсь. Хотя в тот день, перед отъездом, когда ты хотел мне об этом рассказать, ко мне пришла на психологическую консультацию женщина по имени Анастасия, а если заменить «триадой», то Ася... Может, это связано с какой-нибудь магией, с каким-нибудь очередным чудом или совпадением?
- А вот и нет. Хотя это действительно чудо. Это такая система в «Интернете», которая обозначается английскими буквами ICQ.
- Английская аббревиатура, значит. Тогда все понятно: по-нашему, по-русски, «Ася».
- Ну, это ласково. Некоторые грубо называют - «Аська».
- Прелесть. Начало обещающее. Давай остановимся на ласковой форме.
- Как тебе нравится. Зачем нам нужна эта система? Народ хочет иметь телефон, пейджер, электронную почту, причем общаться хотелось бы в режиме реального времени и иметь все это сразу. Для этого и устанавливают на своем компьютере «тетю Асю». По абонентскому номеру она пересылает почтовые сообщения. К сообщению можно пришпилить электронный файл в любом формате. Можно выйти на диалог. В то время как собеседник набирает на своей клавиатуре фразы, можно одновременно ему отвечать.
- То есть, можно его перебивать?
- Конечно, общение от этого максимально приближается к живому.
- А на нашем компьютере ты уже установил эту систему?
- Нет еще, не успел. Вот мы сейчас это и сделаем. Установим маленькую программку, напишем свое nickname, или псевдоним, и позвоним по серверу тети Аси. Какую ты возьмешь себе кликуху?

Я задумалась.

- Можно остаться без имени, если хочешь.
- Да нет. Безымянной быть как-то неуютно. Да и непривычно для меня. Пожалуй, дам свое ведьмаческое name - Аурика. Хотя лучше останусь Натальей.
- Ну, хорошо.
- Только ты объясняй и показывай мне все последовательно, шаг за шагом. Пожалуй, мне лучше записывать. Моя механическая память ни к черту.
- Ну вот, включаем компьютер.

 Включили. Экран снова замелькал.

- А ты молитву прочитай. Мне Миша, мой друг, ты помнишь, жутко православный, рассказывал, сбойнула как-то у священника, к которому он часто захаживал побеседовать на религиозные темы, система. Так же вот монитор замелькал. Священник понял, что система сбойнула не просто так, а оттого, что в память своего компьютера он только что ввел программу всяких Кришну-Вишну. Ни один настройщик не мог ничего сделать. Тогда батюшка молитву прочитал - глядь, заработало! Может, у тебя там тоже какие-нибудь дьявольские программы, попробуй молитву почитать: «Отче наш, Иже еси на небесех...» Дальше знаешь?
- Ты лучше своим гребнем по экрану проведи.

Это волшебное средство я и применила. Экран мигать перестал: подействовало, значит! Здорово! Как всегда, на экране на мгновение возникла дверь, потом ругательное слово из одних мягких знаков, превратившееся в другое, непонятное: «Ди мьедовуха»*.

- О господи!
- Не поняла. Это на каком языке: «ди мъедовуха»? Это что?
- Кто бы знал... Вообще не понятно, откуда это взялось здесь.
- Тетя Ася в подоле принесла, - пошутила я.
- Подожди-ка, подожди, «моя комната в Международном доме отдыха журналистов близ Варны выходила окнами на Черное море. Его мерное дыхание слышалось сквозь сон, грохот волн будил по утрам»... Это какой-то текст!
- Тебе не кажется, что это что-то про Болгарию?
- Похоже. «Я вышел навстречу ему на веранду и увидел соседа - плотного, очень румяного пожилого мужчину, который тут же представился: «Стефан. Я из Берлина».
Текст продолжал и продолжал появляться.
- Это что, предлагается знакомство через «тетю Асю»? - я решила, что «тетя Ася», в самом деле, чудо техники.
- Так сразу? Нет, здесь что-то не так!
« - А я из Восточного Казахстана. По-немецки говорю прилично. Вы любите купаться во время прибоя? Тогда вперед!
- Подождите немного. Я разбужу Степана Степановича...», - продолжала я читать.
- А тебе не кажется, что мы случайно внедрились в чей-то чужой диалог?
- По идее не могли. Для этого нужно, по крайней мере, самому сделать запрос.
- Подожди, текст продолжается: «В коридоре общительный немец появился в сопровождении супруги Ингрид, молодой привлекательной дамы, и подростка-сына, тоже Стефана. Как выяснилось, Степаном Степановичем его прозвал Борис Полевой. «О, это мой хороший друг», - сообщил Стефан-старший. Я подумал: «Как же его-то фамилия?» «Гейм», - ответил новый знакомый»... Ты что-нибудь понимаешь? Может, это заседание клуба знакомств?
- Да нет! Для этого мы должны были бы подключиться к конференции специальным образом.
- «Я аж подпрыгнул - такое случилось совпадение. В вагоне поезда, который вез группу наших журналистов в Болгарию, мне попался потрепанный выпуск «Роман-газеты», где были напечатаны «Крестоносцы» Стефана Гейма. Читать я начал, чтобы скоротать время, но вскоре увлекся всерьез...» Да тут, в самом деле, сплошные совпадения: Болгария, Восточный Казахстан...
- Сюра какая-то!
- «Передо мной, участником войны, явились со страниц романа живые портреты наших союзников - американцев, появления которых мы так долго и томительно ждали, чуть ли не три года. Гейм с жестокой правдивостью говорил, что открытие второго фронта в Европе оттягивалось не случайно, многие в США хотели, чтобы гитлеровцы основательно обескровили советскую армию, прежде чем оказать ей настоящую боевую поддержку. Да и дух армии союзников был неоднороден: служили в ней честные и смелые люди, которые искренне хотели освободить планету от коричневой чумы, но тон нередко задавали откровенные мародеры, которые переправились через океан, чтобы нажиться на чужой страшной беде», - продолжала я читать вслух текст. - Это похоже на заседание литературного клуба.
- Ну, тебе только с «тетей Асей» общаться. У тебя это здорово получается.
- Вашими молитвами! «В то солнечное утро я не решился заговорить со Стефаном о подробностях его военной судьбы, о делах литературных. Ни к чему это было. Гейм, как и я, терпеть не мог подолгу валяться на пляже, и мы отправились «открывать Болгарию». Мне кажется, что это какие-то мемуары...
- Послушай, Наташуля, давай перейдем к делу.
- Ну надо же разобраться, что это за текст неожиданный. «Так уж сложилась судьба, что я вечно вступаю в конфликты с властями, - весело объяснял он мне, шагая по палой листве темноватого приморского леса. - До войны я работал в газете, разоблачал хулиганов из окружения Гитлера, доказывал, что их поддерживают магнаты Рура. В тридцать четвертом лишился родины, бежал в Америку. Когда началась вторая мировая война, вступил в американскую армию. Я стал не только корреспондентом, но и боевым офицером. В своей армии я пытался бороться против сволочей, наживавшихся на крови, - это мне дорого обошлось, но я оставался самим собой. После войны стал выступать в защиту мира. А президент Трумен тем временем направил американских солдат умирать в Корею. Тогда я сложил в коробочку все боевые награды, полученные в дни второй мировой, и отправил коробочку господину Трумену. И опубликовал письмо, в котором выразил президенту всё, что о нём думал. Пришлось уехать из штатов... В Америке меня объявили коммунистом, а немецкие коммунисты пишут, что я - прихвостень империализма. Ну боже мой, как хочется быть просто человеком!..» Интересно. А я не читала Гейма. А ты?
- И я нет.
- Темнота! Может, это какие-нибудь секретные документы?
- Высокая блондинка проникла в наш дом, пока мы ездили в Болгарию, и внесла их в память нашего компьютера, - пошутил Саша.
- Очень может быть. Интересно, на какую разведку она работает? «По лесу мимо нас катила забавная семья: папа-еж, мама-ежиха, за ними - трое ежат. И каждый тащил на иглах по грибу-масленку. Мы залюбовались трудолюбивыми животными, и я рассказал Стефану, что не так давно места, где теперь располагаются знаменитые болгарские курорты, были дикими и безлюдными. Освоению побережья мешали ядовитые змеи, ими кишели кустарники, скалы, леса. И тогда ребятишек Болгарии сумели поднять на ловлю ежей. Колючих зверьков переселяли к Черному морю со всей страны. Ежи уничтожили гадюк».
- Вот видишь, как полезно общаться с «тетей Асей»! А ты сопротивлялась!
- Это, в самом деле, надо было читать до отъезда в Болгарию. «Да, наши дети могут многое совершить. Но чаще их учат любить войну больше, чем живую природу. Каким-то вырастет мой Стьопка! - он назвал сына по-русски»... Нет, это не похоже на секретные документы.
- А-а! Вспомнил! Это я, наверное, проверял работу сканера и взял первый попавшийся журнальный текст.
- Очень напоминает гадание по книге. В рассказе «Упырь» Толстого хорошо описан этот способ гадания. У Алексея Константиновича. Берешь книгу, священную или любую другую - хоть детектив, раскрываешь наудачу и читаешь первые попавшиеся строки. Из прочитанного судишь о предсказании. Только надо кляп приготовить.
- Это еще зачем?
- Вдруг из компьютера выскочит вурдалак? Для него кляп, если набросится и начнет кровь сосать, как в «Упыре». Ну, давай все же дочитаем, о чем этот символ судьбоносный нас предупреждает?
- Давай.
- «Быстро подошел день расставания. Хотелось угостить Гейма красивым прощальным ужином, но, увы, наличные финансы давно рассеялись по окрестным винным погребкам»...
- Хорошие прогнозы, нечего сказать.
- «Однако в голову мне пришла озорная идея... До отъезда в Болгарию в горах Алтая по моему сценарию был снят документальный фильм «Медовая колесница» - о новейших приемах пчеловодства. Разумеется, объездил я десятки пасек и даже в Варну привез большой бидон отменного свежего меда, собранного с белых шаровидных цветов дягиля, травянистого растения, достигающего пятиметровой высоты и образующего непроходимые медовые джунгли»...
- Наташуля, ты пока читай, а я в «Книжный мир» сбегаю, а то закроют. Мне там книжечку купить надо.
- Очередной «кирпич» по компьютерам?
- Ну да.

Я продолжала читать: «И вот на последние левы я купил ракии, болгарской виноградной водки, отлил стакан жгучего напитка и заполнил недостачу порцией благоуханного меда. Бутыль вывалял в песке и глине и завернул ее в старую газету.

Вечером пригласил к себе Стефана Гейма с семейством и произнес торжественную речь:

- У нас, на западных склонах алтайского хребта, в Восточном Казахстане, существует прекрасный народный обычай. Когда рождается ребенок, свежим медом заливают бутылку и закапывают ее в золотоносные пески, которых на Алтае много. А в день, когда ребенок, ставший взрослым, справляет свадьбу, бутылку откапывают, - там уже образовался напиток, называемый «Ди медовуха». Мои друзья-пчеловоды подарили мне одну из таких заветных бутылок и сейчас мы ее разопьем в память о том, как мы со Стефаном открывали Болгарию.

Гейм отпил глоток из поднятой рюмки, посмаковал напиток, и глаза его наполнились слезами.

- Повторите, как это называется? Ди мъе-до-ву-ха?! Со всей ответственностью заявляю, что ничего подобного я не пил в моей жизни ни в Европе, ни в Америке, ни в Азии, ни в Африке. Такой напиток могли придумать только очень добрые люди с прекрасными сердцами. Они живут на Алтае. И я когда-нибудь приеду туда, чтобы пожать руки этим людям.

Восторг его возрастал по мере того, как уменьшалось количество напитка. Махая мне на прощанье рукой из окна автобуса, который увозил его в аэропорт, Стефан кричал:
- Ди мъедовуха!
Вернувшись домой, я получил посылку. В ней был роман Стефана Гейма «Глазами разума» с дарственной надписью, которая кончалась словами: «Эс лебе ди мьедовуха!»
Рассказ был подписан: «Адриан Соловьев».
- Послушай, Сашок, ты говоришь, это с какого-то журнала сканировал? - спросила я мужа, когда он вернулся с новым «кирпичом».
- Ну да.
- А с какого?
- Ой, я уже не помню. Это перед нашим отъездом было.
- Ты понимаешь, этот рассказ подписан Адрианом.
- Да ну! Хотя твой первый муж был ходячей историей. Ты всё время рассказываешь, как он то с сыном Есенинина в одном пионерском лагере был, то  к вам приходил легендарный Маркус Вольф, его друг детства, о других встречах с разными знаменитостями ты рассказывала...
Для Саши, младшего меня на 11 лет, Адриан был действительно ходячей историей: возрастная разница между двумя мужьями составляла аж 48 лет... Когда мы жили втроём, я смогла всё организовать таким образом, что все эпохи гармонично уживались вместе...
- Да-да, я вспомнила, что эту историю мне когда-то Адриан рассказывал. Я напрочь ее забыла, а сейчас вспомнила. Помню, как фильм "Медовая колесница" снимал, за это его поездкой в Болгарию наградили , где он и встретился со Стефаном Геймом.
- Может быть, я какие-нибудь бумаги сканировал, которые под руку попали... Это очень важно?
- Саш, все, что он писал, он старался дать прочитать мне, и если это выдерживало мою цензуру, - отправлял по назначению. Мне кажется, что эту историю он не записывал даже...
- Ну, может, он записал текст, а тебе просто забыл показать или не успел. Что тебя обеспокоило?
- Может быть и так, как ты говоришь. Я подозреваю, что он не дал мне прочитать этот материал, потому что здесь про выпивку написано, я бы тогда начала про Фрейда распространяться: у кого что болит...
- Я одного не понял: если это судьбоносный знак, то что он предвещает?
- Пока трудно сказать. Я давно гадаю по книгам. Когда я окончила школу и собиралась поступать в институт, взяла книгу из серии «Мир приключений», открыла ее, и первые строчки, на которые упал мой глаз, были: «Граждане! Воздушная тревога!» Как хочешь, - так и понимай! Поехала поступать в Томск. В институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники.
- Что-то ты никогда не рассказывала об этом факте из своей биографии.
- Не было случая.
- Ну-ну.
- Мне надо было сдать всего два экзамена и набрать девять баллов. Тогда была такая система льгот для тех, у кого средний балл в аттестате был четыре с половиной.
- И ты не поступила, что ли?
- Перед первым экзаменом в городском парке ко мне подошла цыганская девчонка лет тринадцати и заявила, что в Томске мне не жить. Я спросила ее: «Что, экзамен провалю?» «Нет, экзамены ты сдашь очень хорошо. Но в Томске тебе не жить, не твой город». Эта девочка ничего с меня не взяла, ведь и гадать ее никто не просил, - и ушла. Сначала я сдала успешно экзамен по физике, на котором многие, даже медалисты, погорели, и отправила своей маме телеграмму: «Физика пять тчк». Потом так же сдала математику, о чем сообщила маме телеграммой: «Граждане воздушная тревога тчк студент тчк». Мама ничего не поняла, потому что о гадании все давно забыли, хотя перед отъездом я им рассказывала: и маме, и сестре, и ее мужу.... Через несколько дней я прилетела самолетом в Усть-Каменогорск, чтобы провести остаток лета до сентября дома.
- И обратно в Томск, должно быть, возвращаться не захотелось?..
- Вернулась. Училась, но не до конца. Терпения не хватило: в общежитии не смогла обитать, а снять в Томске комнату - целая проблема. Бросила институт и уехала домой, к мамочке.
- А потом ты стала получать одно образование за другим? Как бы ты сказала: «незавершенный гештальт тебя побуждал к действию»?
- Наверное. Оно-то, образование, часто и мешает... Хотя и говорят, что образование - это дайджест культуры.

В душу мою закралось сомнение. И смятение. Сказка о розе, теперь эта история про медовуху, будто бы намек на наш с Сашей медовый месяц в Болгарии. Даже название системы «тетя Ася» и приход Анастасии Романовны, которая признавала сокращение своего имени только как Ася, да еще именно тогда, когда все это стало происходить, вызвал непонятные мне самой ассоциации. Не слишком ли много случайностей? А эти причуды с Адриановой головой? Порождение ли это моего воображения, полубреда какого-то? Саше тоже, видимо, показалось что-то странным.
Однако нам все-таки удалось послать системному администратору заявку по электронной почте и зарегистрировать меня в клубе «тетя Ася».

* В основу содержания главы положен документальный рассказ о встрече моего мужа, А. С.Розанова со Стефаном Геймом, опубликованный в разных местах в советское время, что защищено международным авторским правом. -  Прим. авт. Н.В. Менщиковой.

[Наталья Менщикова.Тайна Мёбиуса. - М.: Издательство "Азбука", 2000. - ISBN 5-8012-0003-7; М50.(С) Наталья Менщикова]
 
Продолжение следует

Фото сделано А.Цветковым. На фото: автор "Тайны Мебиуса" Н. Менщикова в Болгарии. (С)Наталья Менщикова


Рецензии