Работа на каникулах в Кировской области 1978 г 14

В то безмятежное советское время  великое множество совхозов и колхозов дружно работало и всем им не терпелось рассказать народу о своих сельскохозяйственных и мясо-молочных успехах , что только на руку было нам, художникам того времени. Работы в СССР было достаточно много и поиск был простым , как две копейки: мы писали письма в эти организации и получали либо гробовое молчание либо приглашение прибыть туда во всеоружии и поработать ! И пришло желанное письмо из Кировской области с приглашением  провести каникулы в ударном труде на благо совхозному народу. Тогда,  в студенческие годы,  у меня был напарник, тоже мухинский студент. Звали его Юра. Вот мы вдвоем , как только последний семестр закончился, набили чемодан красками , всякими принадлежностями изобразительного искусства и раз-два и уже там! Дали для рабочего и спального места маленькую комнатку в здании правления совхоза с ширмой из одеяла вместо двери.  В этой комнате железные кровати поставили с полосатыми матрасами и подушками с сеном внутри , также поставили и рабочий стол, на который вскоре рекой потекли готовые планшеты из оргалита  от тамошнего плотника. Но краски нам выдали ацетоновые. Вскоре мы , как новый вид  Ихтиандра, дышали попеременно то кислородом иногда, но чаще ацетоном, так как ночевали у рабочего стола.  Для здоровья все - таки  планшеты на ночь выносили в коридор. Члены правления нам не мешали, хотя часто на втором этаже они устраивали свои пьянки / в современном языке это культурно называют  корпоративы /  бог его знает по каким причинам. Правда однажды главный бухгалтер  заглянула с ведром конфет в руке и подарила его нам. Там были карамели всякие, типа  подушечек , Гусиных лапок и Лимонных шариков . Видимо у них в правлении остались излишки от Нового года или после 8 марта . Нам было столько не съесть , тем более еда требовалась более существенная , чем карамель , и мы по почте  послали эти сласти родителям. Как только  мы закончили работу, как тут же к нам ,как к Ленину, пришли ходоки из другого совхоза, этак в 70 км оттуда с просьбой и им сделать пропаганду с блестящими успехами совхоза и в память о ВОВ . Пришёл оттуда автобус и нас под белые рученьки усадили в этот транспорт , глядя на нас как на два божества, упавшие с ленинградских небес.
В совхозе был очень серьезный  и приятный парторг , который тут определил нас к одной бабуле в ее дом постояльцами , а по субботам назначил нам помывочный день в его новой и красивой баньке  и время после мытья его семьи .  Население этого совхоза состояло преимущественно из марийцев или черемисов или эрьзя / Помните картину Фешина  «Черемисская свадьба» ? / . Марийцы это  такой финно- угорский  народец, язычники ,  у которых свои  боги  живут в священной роще, где запрещено орать, ругаться, мусорить и плевать, также пьянствовать. Марийцы почитают лес как  святое божество , там  нельзя рвать цветы, травы, ветки деревьев во время их цветения. Прежде чем срубить дерево, марийцы просят у него прощения и обещают, что посадят новое. Но если пить алкоголь нельзя в свящённой роще , то можно дома потреблять алкоголь сколько влезет, что там марийцы в посёлке и делали  . . К сожалению тогда уже появились нигилисты, не желающие сохранить красоту и самобытность марийского языка, красивых костюмов , обычаев. Теперь нигилистов называют по новому- пофигистами. А жаль! Впрочем нам тогда было не до нигилизма, мы работали , как заведённые роботы , и руки были в мозолях от скальпеля в процессе вырезания трафаретов для текстов на планшетах . Бабуля , наша хозяйка, подарила мне иконку тогда с Марией Богородицей и эта икона , может, спасла наши жизни позже. В посёлке мы познакомились с молодым, симпатичным человеком, он пришёл к кому то в гости из другого посёлка в 15 км дороги через лес . Он рассказал честно , что отсидел только что срок за хулиганство или , может, за  что - то посерьёзнее и пригласил приехать к нему и его папе в гости , так как хочет показать нам разрушенную красивую церковь в его посёлке . Через несколько дней мы и поехали туда на автобусике . Нас там он и его папа , седой приветливый мужчина, встретили как родных, горячо любимых близких родственников и баню истопили и чай был с травками душистыми и мёдом в сотах и блинами  . Церковь там в  селении действительно была без крыши и дождевые лужи с грязью изображали пол. А на стенах были остатки чудесных фресок . От такого зрелища , от варварского преступления властей,  в этой жалкой церкви даже слёзы выступили .
А вот возвращаться в совхоз оказалось трудно, автобусы уже не ходили, но один трактор с прицепом - кибиткой типа цыганской , свернул на ту дорогу и пьяненький водитель согласился подвезти нас.  Ночь была темной и только звездочки маленькие поблескивали среди веток .. Где то , примерно в середине пути , шофёр остановил трактор и влез в кибитку с топором : «это вы у меня украли ящик водки! Я убью вас !» Нам удалось выскочить на дорогу и я повисла на его руке с топором ,а  он рвал мои руки. Но Юра нашёл лом в кибитке и закричал: «прекрати, иначе тебя стукну крепко!» Эта пьянь прорычала тогда: «Ну да, я вспомнил где мой ящик водки!» И велел идти  опять в прицеп, мол мы поедем в совхоз. Мы сели , но через сто метров тихонько  выскочили и пешком шли час в лесу . А на запястьях у меня остались  « браслеты» от кровоподтеков . В совхозе только и сказали: «ну вы же живы и здоровы ...»
Но вот и закончена  большая работа и аккуратно денежки нам выплатили . А к маленькому аэродрому местечковому  для полёта в Киров надо было в кузове грузовика добираться часа полтора. Вот тогда и узнали , что такое генеральная репетиция землетрясения. Дорогу эту сложно назвать дорогой ! Это было ассорти из бесконечных горок, колдобин, грязи высотой в метр и мы летали вместе с рюкзаками и чемоданом от стенки к стенке в кузове и молились , но своему богу, а не марийскому, так как иконка  с Марией Богородицей была с нами. Затем мы бежали через поле аэродрома к крохотному самолетику, размахивая чемоданом , с криком подождать. Там, в это летательном аппарате,  были две обшарпанных лавки по бокам , а дверь , закрученная проволокой для надежности, все таки хлопала ..., но это были такие мелочи по сравнению с нашим возвратом в лоно цивилизации , в Ленинград, что мы были  просто по - человечески счастливы.  А город Киров, который мы успели посмотреть до отлёта самолета, был весьма чистым и красивым и понравился нам 


Рецензии