Сибиряки. Семейная сага. 1. Сестра Света. Пролог

СИБИРЯКИ.Семейная сага.
1.Сестра Света. Пролог. От автора


           Не отдохнув от дальней дороги из Новосибирска до Томска и далее на автобусе в Колпашево, минуя 350 км за пять часов пути, к утру нас наконец-то встретили на автовокзале Колпашево.

Всё зовёт меня тайга,
С детства края нет милей.
Ждут родные берега,
Нет сибиряков добрей!

Возвращается во сне
Лес – волшебный чародей,
Хвойной лапой машет мне:
Приезжай, ждём поскорей.

Мне б забросить все дела
И умчаться в дивный сон,
Пусть летит мечты стрела
В царство мхов, на хвойный трон.

И укроет, как шатром,
Ель мохнатая меня.
Звонким, чистым ручейком
Запоёт душа моя!

В дорожной тряске, когда мы с сестрой Светланой направлялись на родину наших сибирских предков, на мотоцикле ИЖ с люлькой по разбитой дороге, когда пыль столбом застила нам обзор и лезла в глаза, хотелось ни много, ни мало, а пробежаться по обочине... Так мелькало в глазах от увиденного невзрачного пейзажа. Николай Иванович, который любезно согласился доставить нас из Колпашево в забытую богом деревню Сугот, где Светлана родилась и провела в большой семье деда Ильи Макаровича первые пять лет своей жизни, обещал и назад нас доставить в райцентр, где мы забронировали номер в местной гостинице.

           Деревня Сугот, что в трёх километрах от райцентра, находилась на крутом правом берегу Оби, от которой остались лишь несколько потемневших, покосившихся изб, заросших бурьяном да погост. Печальная картина, которая предстала перед глазами, ввела нас в такое уныние, что слёзы из глаз катились сами по себе... Едва успокоившись, Николай Иванович провел нас по погосту, где мы наивно рассчитывали найти хоть какие-то зацепки, чтобы отыскать могилы нашего деда Ильи Макаровича и других родных отца, похороненных здесь в марте 1953. Горотьба* покосилась, а огромный сухой балан** придавил крестовины заросших могил. В этих местах каждую весну именно этот заброшенный погост в большей мере страдал от половодья.

Сибири старые погосты
Послевоенных страшных лет.
Родные здесь уже не гости,
Давно среди живых их нет…

Бурьян по пояс, ворон черный...
Печаль погостов  вековых…
И крест, летами закопченный...
Простите нас, ещё живых.

           Полные впечатлений, уставшие и голодные, ближе к вечеру мы заселились в гостиницу. Наскоро поужинав в местной столовой, мы с сестрой направились на вечернюю службу в Кафедральный собор Вознесения Господня, находящийся неподалёку. После вечерней службы мы поговорили с местным священником, поставили свечи и заказали поминальные службы по деду и моему отцу. Настоятель Собора, вникнув в наши проблемы, посоветовал причаститься и поминать своих родных в храмах по месту жительства.
Отрадно, что делаются подвижки в увековечении памяти жертв репрессий. На территории Колпашевского Кафедрального собора уже установили фундамент для будущей часовенки, где регулярно будут проходить ритуальные службы.

           В гостинице, приняв душ, мы с сестрой будто провалились, едва коснувшись подушки.
Колпашевцы приняли нас со всею душой сибирского гостеприимства! Номера уютные и теплые, постельное белье плотное хлопковое, приятно спать. Особо отметить хочется кухню! Блюда готовил профессиональный повар с большим стажем работы. Очень вкусные и большие порции. Каждому постояльцу предлагают выбор по питанию. Администраторы очень хорошие люди. Северное гостеприимство можно не описывать, кто хоть раз был на Севере, тот знает.  Чуть свет, часов в шесть, не сговариваясь, проснулись. Воспоминания, которыми Светлана делилась со мной еще в поезде, с моей стороны стали обрастать множеством вопросов о подробностях быта и жизни с родителями в семье деда в далёкие 50-е годы прошлого века.

У заросших плетней здесь не скрипнет калитка,
И хозяйка не выйдет с ведром поутру.
И листвою берёзы нашепчут молитвы,
Да журавлик колодца глядит в синеву.

            Справка: Первая деревянная церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в Колпашево появилась в 1878 году на берегу Оби. Построена была на кирпичном фундаменте целиком из таёжного кедра.

Кресты деревенских погостов
Неровной щетиной торчат.
Часовни обугленный остов
Бродячие псы сторожат.

             Уже на обратном пути, вечером, когда пойма Оби куталась волглой сыростью, наш попутчик сказал:
             - Пока стоят вёдры* и дует верховка*, вовремя мы приехали... А на следующий год в планы района вошло на месте этой заброшенной деревни развернуть строительство коттеджного поселка.
По дороге в Колпашево вдоль побережья Оби виднелись дачные домики. Рядом, в низине, протекала речушка Чая, цвет воды которой напоминал чай. Свои янтарные воды Чая несла в Обь-матушку, спускаясь гремучим ручьем через расщелины береговой зоны. В этих низинах, рассказывал Николай Иванович, после весеннего половодья местные жители и дачники собирали гонобобель*, ловко балансируя по кочкам болота.
Полные бирушки* голубики часто продавали на рынке. Николай Иванович поведал нам, как прошлой осенью дОбыл пару трусов*. А бурыки* ушли подальше от людей, в тайгу.
         
Вот в Колпашево я на могиле отца.
На табличке нет имени - смыто дождями.
Только камень надгробный там вместо креста,
Холм, поросший травой-лебедой - не цветами.

От бессилия в небо бесслёзно кричу я
И траву вырываю - бурьян что по пояс...
Онемевших ладоней я боли не чую,
И в слезах я не скоро ещё успокоюсь...

Луч последний окрасил пером небосвод,
И сибирские кедры так скорбно чернели.
А вечерняя служба ждала свой приход.
Вечерело. И в Храме лампадки светлели.

__________

*Горотьба - забор,
*балан - крупное бревно,
*гонобобель -голубика,
*бирушка - корзина для сбора ягод,
*трус - заяц,
*бурыга - медведь.


Рецензии