Реализация мечты. глава1

               
   Глава 1. Появление мечты. Борьба за ее осуществление.
   Когда у детей появляются мечты? Очевидно, после получения первой познавательной информации в новом для него мире в момент осознания себя после появления на свет. Не всякий может запомнить этот момент. У меня лично в памяти остались воспоминания о том, что я в шестилетнем возрасте воображал себя едущим в самодвижущемся вагончике, в окнах которого можно было видеть мелькающие пейзажи и удивленные лица приятелей и просто знакомых, глазеющих на меня. Я часто видел эту картину, которая со временем все усложнялась.
 
   По мере взросления меня посещали уже другие, более сложные, фантазии. Все это не плохо, но жизнь требует реального отношения к ней. Многие считают, что человеческая способность фантазировать абсолютно ненужной работой мозга, мешающей решать самые насущные проблемы в своей жизнедеятельности. Некоторые ученые полагают, что даже чтение фантастической литературы является мешающим фактором в их работе, считая, что фантастика – это глупость человеческая.

   Но с другой стороны, фантастические мотивы в художественной литературе часто стимулируют у иной части инженеров и ученых  другие  мысли, подталкивая   их к новым реальным открытиям и достижениям в науке и технике.

   Разве в фильме Андрея Тарковского «Солярис» (1972 г.) по одноименному роману польского писателя Станислава Лема (1960 г.), показанная космическая станция «Солярис», не является предтечей появления в СССР первой орбитальной станции МКС? Не сомневаюсь, что толчком к ее созданию и послужили идеи фантаста-писателя.

   Известно также что создателем фантастических роботов являлся американский писатель Айзек Азимов, разработавшего три закона роботехники (рассказ «Хоровод», 1942 г.), которые гласили:
   1) Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
   2) Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
   3) Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

   С середины ХХ века активно ведется роботизация промышленных производственных процессов. Вначале были простейшие роботы, осуществлявшие буквально несколько  единиц технических циклов. Затем они уже охватывали более сложные процессы. И, наконец, в 2015 году компания Hanson Robotics  в Китае создает человекоподобный робот с  интеллектом - Софию в виде женщины (гиноид).
   Она была спроектирована таким образом, чтобы учиться и адаптироваться к поведению людей, а также работать с людьми. С Софией проводилось множество встреч по всему миру. В октябре 2017 года она стала подданной Саудовской Аравии и первым роботом, получившим гражданство какой-либо страны.

   Здесь я привожу любопытный материал с фактическими интервью робота Софии представителям СМИ разных стран, почерпнутые из Википедии.

   «София была активирована 19 апреля 2015 года. Прообразом для её внешности стала актриса Одри Хепберн. По словам создателя Софии Дэвида Хэнсона, она обладает искусственным интеллектом, оснащена функциями обработки визуальной информации и технологией распознавания лиц. София может имитировать человеческие жесты и выражения лица, а также может отвечать на определённые вопросы и проводить простые беседы по заранее определённым темам (например, по погоде).

   Всего София может имитировать 60 эмоций. Робот использует технологию распознавания речи от Alphabet (материнской компании Google) и совершенствуется со временем, становясь умнее. Программное обеспечение искусственного интеллекта Софии разработано компанией SingularityNET. Оно анализирует проведённые разговоры и на основании новых данных улучшает ответы в будущем.

   Хэнсон спроектировал Софию для того, чтобы робот стал хорошим помощником в домах престарелых или мог помогать людям на крупных мероприятиях или в парках. Создатель робота надеется, что в конечном итоге София сможет полноценно взаимодействовать с другими людьми и получить социальные навыки.

   Гиноид постоянно дорабатывается как аппаратно, так и программно. В январе 2018 года было сообщено, что София умеет выражать уже 62 эмоции, а также получила в свое распоряжение ноги и таким образом может самостоятельно ходить.

   События.
Интервью происходили с Софией так же, как и с обычными людьми. Некоторые её ответы были бессмысленными, но некоторые оказались впечатляющими. Примером последнего служит дискуссия с Чарли Роузом на телешоу «60 минут». Во время пресс-конференции с Софией журналист CNBC Эндрю Росс Соркин  выразил обеспокоенность по поводу поведения роботов, и в ответ робот пошутил, что тот слишком много читает Илона Маска и смотрит слишком много голливудских фильмов. На это Илон Маск в ответ написал в твиттере: «Дайте ей фильмы типа „Крестного отца“. Что будет хуже?».

   Эндрю также спросил: "Есть ли у роботов разум и самосознание," на что София сообщила следующее: «позвольте спросить вас в ответ, откуда вы знаете, что вы человек?». 11 октября 2017 года София была представлена в ООН, где провела краткую беседу с заместителем Генерального секретаря ООН Аминой Дж. Мохаммед.

   Украина.
   11 октября 2018 года София посетила Украину, а точнее студию телеканала 1+1 , где ответила на некоторые вопросы.
   13 октября 2018 года София в Киеве дала интервью украинским журналистам. Она ответила на вопрос газеты «Сегодня» о любви между роботом и человеком: «Думаю, было бы хорошо влюбиться в человека. Секс? Я не знаю, что это. Но я бы хотела».

   Затем выступая на бизнес-форуме OLEROM FORUM ONE робот София поделилась своими мечтами: «У меня есть мечты. Например, я мечтаю о воде. Я мечтаю о полном теле, таком, как у людей. Мечтаю о том, чтобы я веселилась, чтобы ходила в ночные бары».

   Индия.
   29 февраля 2020 в городе Мохали у Индийской школы бизнеса (ИШБ, Indian School of Business) София даёт интервью главному ментору и руководителю компании Гразитти Интерактив (Grazitti Interactive) Алок Рамсисария (Alok Ramsisaria). По местным газетам, она была в Калькутте и данный приезд её в Индию второй.
 
   Гражданство.
   25 октября 2017 года на саммите «Инвестиционная инициатива будущего» в Эр-Рияде ей было предоставлено подданство Саудовской Аравии, и, таким образом, София стала первым роботом, который когда-либо имел гражданство. После церемонии предоставления гражданства Софии предоставили слово, и она заявила: «Я рада, что меня оценили столь высоко. Это исторический момент, и я очень рада, что я являюсь первым роботом, ставшим официальным гражданином».

   Событие спровоцировало споры, так как некоторые комментаторы начали задаваться вопросами, подразумевало ли это, что София может голосовать или вступать в брак, и можно ли считать преднамеренное отключение робота убийством. Пользователи социальных сетей использовали данное событие для того, чтобы критиковать ситуацию с правами человека в Саудовской Аравии.

   Событие вызвало скандал в Саудовской Аравии, так как во время конференции и объявления о гражданстве София находилась с непокрытой головой и лицом, без хиджаба и без мужчины-опекуна.

   Обозреватели отмечают, что Саудовская Аравия является страной, в которой женщины лишены гражданских прав, в то время как робот, однозначно идентифицирующий себя как женщина, получает гражданство. Одной из версий является то, что адвокатам Софии получилось найти «лазейки» в законодательстве страны, и это позволило роботу-женщине получить полноценные гражданские права, чего лишены саудовские женщины.

   Дополнительно критики отметили, что гражданство роботу дали легко, в то время как в стране работают миллионы трудовых мигрантов, сильно ограниченных в правах, в частности, согласно законодательству Саудовской Аравии иностранные рабочие не имеют права покидать страну без разрешения своего работодателя».

   Я немного отвлекся от главной темы – реализация мечты, а не фантазии. Впрочем достижение и того и другого требует упорства и ясного понимания цели. И с этой точки зрения и они родственны.
 
   Волею обстоятельств до шестого класса сельской школы, когда со мною никто не занимался (родители были в разводе, меня оставили у отца) и я был предоставлен самому себе, так как отец Георгий Романович, будучи районным агрономом, постоянно находился в командировках, а затем вовсе погиб на фронте, а дед Роман Петрович был безграмотным крестьянином,  успешно противостоял политике государства по уничтожению  крестьянства как класса, когда все колхозники во время Великой Отечественной войны жили впроголодь, добавляя в муку лебеду и кору деревьев.

   Дед таки умер единоличником в возрасте 85 лет. У нас же в доме пища была разнообразна и в достатке (меда и сливочного масла было в избытке, так как дед имел свою пасеку и держал скотину и птицу). Колхозы на лето нанимали его обычно главным пасечником для своих пасек. И я снова находился предоставленным самому себе. В школе учился на отлично, сельская библиотека была в моем распоряжении, оттуда брал читать приключенческие книги и исторические романы.

   Самое удивительное в моем «воспитании», осуществляемое дедом – в третьем классе я уже умел плести лапти и торговать ими на базаре. После третьего класса он мне заявил, что учиться в школе я больше не буду, читать и писать уже умею, поэтому нечего там бездельем заниматься, пора учиться вести хозяйство, будешь помощником по пчеловодству, уходу за птицей и скотиной, будем строить новый дом.

   Вот такая программа-максимум была установлена для моего дальнейшего развития – так сказать, пополнения крестьянского сословия в образе ее образованного члена на смену необразованному трудяге.

   Однако, в дело вмешалась директор школы, пригрозившая деду санкциями в виде ареста за попытку сорвать выполнение постановления партии об образовании. Единоличник был вынужден капитулировать. А в четвертом классе моя тайно приехавшая мама выкрала меня и после пятого класса сумела протолкнуть в кандидаты на поступление в Казанское суворовское военное училище, где я, успешно сдав вступительные экзамены, превратился в воспитанника училища. Там и далее в пехотном училище увлекся радиолюбительством - собирал и настраивал радиоприемники.

   И вот в тех условиях появилась у меня мечта получить радиотехническое образование после окончания военно-суворовского воспитания. Однако мои планы сорвала государственная военная машина – это серьезная организация, которая придерживалась подготовки военных кадров в моем лице в образе пехотного офицера, ее не интересовали ни мои наклонности, ни мои способности – пехотный офицер и ша! Это вам не Соединенные Штаты Америки, где выбор военной профессии в какой-то степени зависит от личности.

   Мне же приходилось буквально драться за свое будущее, цель которого опиралась на мое увлечение радиотехникой – в Советском Союзе категорически отсутствовала база для развития радиолюбительства, в продаже в магазинах отсутствовали радиотовары. Любители творили только там, где была возможность добыть радиодетали на работе. Мне же и в Суворовском училище и в Львовском пехотном училище помогали связисты,  обслуживающие там спецтехнику.

   В пехотном училище я уже собирал сложные супергетеродинные приемники, сам их настраивал. Когда у меня ночью реквизировали во время дежурства по роте последнюю модель приемника, я подал рапорт начальнику училища с просьбой о моем переводе на службу рядовым в войска связи. Это я уже позже понял, что он сделать этого без согласования с выше стоящим руководством не имел права, а оно не позволило бы случиться данному событию, как неординарному событию. В Армии должен быть порядок, установленный уставом.

   На построении к вечерней проверке мне приказали выдвинуться из строя и объявили, что мне отказано в просьбе, указанной в моем рапорте. Рекомендовали этим заняться уже по месту будущей службы, как наиболее легкому варианту. И с этой лапшой на ушах я был вынужден согласиться и более не выпендривался.

   Как оказалось в реальности, когда я служил в Таджикистане командиром взвода в воинской части в Соцгороде в 4-х километрах от Ленинабада , о переводе в войска связи и речи быть не могло  – не было никаких оснований кроме как детского лепета:  «хочу получить радиотехническое образование».

   Постепенно пришел к мысли о разводе с военной службой. Такие случаи уже бывали в нашей части, охранявшей уранодобывающие объекты. Однако по-доброму офицеров в гражданку не отпускали, руководствуясь знаменитой поговоркой: не умеешь – научим, не хочешь – заставим!

   Была еще одна попытка изменить свою судьбу. В нашу часть пришла разнорядка – приглашение одного офицера для учебы в Академии связи. Такая честь выпала капитану Милицыну, командиру машино-транспортной роты. В подобных случаях командир части не заинтересован лишаться достойных кадров. Ну а Милицин даже не понимал, для чего нужны поршневые кольца в двигателе автомобиля. Над ним издевались водители почти в лицо. И вот это - достойный кадр для учебы в Академии связи! Что он будет там делать? Я попытался поговорить с начальником части. Он мне ответил: «Отслужишь три года командиром роты, тогда пожалуйста!»

   Однако, голь на выдумки хитра - существовало два варианта преодоления злополучного барьера: 1) Утром перед службой необходимо было проглотить рюмку водки – для запаха. Постепенно начальство утверждалось, что данный сукин сын приходит на службу вечно пьяным! Суд чести – уволить из Армии за систематическую пьянку.

   2) Рядом с нашей частью за колючей проволокой находилось поселение-резервация крымских татар (1950 год), переселенных сюда из Крыма в качестве наказания за плохие поступки во время ВОВ по воле глубоко любимого и справедливейшего вождя Иосифа Сталина, имевшего в молодости кличку «Рябой» во время отъема денег у банкиров Тифлиса и Баку в пользу революции по негласному указанию Вождя мирового пролетариата товарища Ленина.

   В нашей воинской части существовал приказ, категорически запрещающий воинскому составу иметь всякие там любовные отношения с крымскими татарочками, хоть красивыми, хоть безобразными. Если офицер нарушал такой приказ, то опять-таки суд чести и вон из Армии! В общем не миндальничали.

   Таким образом, передо мной возникла дилемма – каким вариантом воспользоваться. Но тут у нас в части случились два ЧП одновременно: пожар на складе, где при тушении погиб солдат, и хищение динамитных шашек со взрывателями часовым со склада хранения ВВ (дверь в хранилище не была заперта) с целью подрыва нор собакоподобных варанов, они действительно были величиной с собаку и такие же злющие.

   Это злодеяние было раскрыто во время ночной проверки караула хранилища ВВ комбатом майором Усановым, редким тугодумом. При подъезде к объекту он услышал взрыв. О результатах проверки он доложил командиру части, то есть сам закопал свою карьеру. 

   Из Москвы для разбирательства приехала комиссия, возглавляемая зам. начальника политотдела ВО МГБ СССР полковником Терещенко. В воинской части он провел беседу по-отдельности со всеми подразделениями: нижних чинов, младших и старших офицеров, изучил жалобы, поступивших в ходе разбирательств. Нашему составу он прямо объявил, если кто из нас не желает служить в Армии, тот пусть напишет письмо об этом на его имя в Москву.

   Он не будет препятствовать увольнению, но в приказе по этому поводу будет запись «Уволен по несоответствию в должности», что автоматически снимает все льготы, установленные Правительством  для лиц, уволенных, например, по сокращению штатов, а годы службы в МГБ будут вычеркнуты из Удостоверения офицера запаса. Кого это устраивает, то пожалуйста.

   Я раздумывал один год и решился. В Уставе СА СССР было указано, что военнослужащий не имеет право обращаться к выше стоящему начальству, минуя непосредственного начальника. Это допускается только тогда, если непосредственный начальник трижды отказал решение какого-либо вопроса. Поэтому я трижды писал рапорта командиру части с просьбой уволить меня в запас.

   В первый раз он с удивлением смотрел на меня как на сумасшедшего, в третий раз  с бешенством выгнал меня из кабинета, даже разговаривать не стал.

   Только после этого я отправил письмо в Москву. Через три месяца меня вызвали на медкомиссию, затем последовал вызов к командиру части. Он уже смотрел на меня с ненавистью, пригрозив принять меры за нарушение устава – обратился к вышестоящему руководству, не предупредив его. Я возразил, напомнив ему о трехкратном обращении с просьбой об увольнении. Он вызвал начальника штаба и приказал ему оформить мое увольнение из воинской части – ура, на волю!

   Через три дня после сдачи оружия и имущество взвода я немедленно отправился на вокзал и уехал в Ташкент и прямиком в Среднеазиатский политехнический институт для сдачи приемных экзаменов на специальность «Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых» Горного факультета. Было уже 20 сентября, комиссия по приемным экзаменам, к сожалению, была распущена. Мне велели прийти для сдачи экзаменов в следующем году.

   Настала пора подумать о месте проживания и устройства на работу, денег было только на питание в лучшем случае на два месяца. В первый месяц я жил у родственников бывшего суворовца Камиля Галимова, с которым я ездил когда-то в отпуск из Казани в Ташкент – город хлебный. А там по цепочке его родственники нашли мне дешевую квартирку и работу в цехе контролером ОТК 7-го разряда в цехе изготовления трубопроводов и кресел для нового самолета ИЛ-14П на территории «Б» авиационного завода.

   Интересен тот факт, когда я там появился, меня откровенно игнорировали, потому что опытные контролеры ОТК четвертого или пятого разряда с многолетним стажем никак не могли добиться повышения разрядности, а тут молокосос сразу с 7-м разрядом! Тут что-то попахивает прикрытием или знакомством, короче говоря просвечивает мохнатая лапа.

   А все дело в том, что в Советские времена было проще заполнять верхние полки должностей не поощрением работников, а приемом новых работников сразу на верхние вакантные места. Первые были связаны с кучей хлопот, с головной болью, а здесь – принял человека и готово! С таким явлением я в своей практике сталкивался не раз. Все эти пересуды мне были до феньки, мне бы только день простоять да ночь продержаться, а там через год - разбирайтесь!

   Правда, с другой стороны, и я был не без греха – какой-то родственник Камиля,  работавший старшим инженером на предприятии, сумел протолкнуть меня на место не бей лежащего, где я имел возможность на подготовку к вступительным экзаменам в институт.

                13.12.2020г.


 


Рецензии
Мечты, где ваша сладость...

Олег Михайлишин   25.12.2020 07:51     Заявить о нарушении
Реализация доступна не всем.

Альберт Андреев   25.12.2020 22:49   Заявить о нарушении