Сибиряки. 2. Переселенцы

Сибиряки. 2.Переселенцы

         Каким мы представляем русского крестьянина в царское время? Обычно возникает следующие ассоциации: бедный, бесправный и, к тому же, неграмотный.Среди крестьян на тот момент грамотные люди составляли меньшинство. По статистике в России из ста человек грамотными были всего шестнадцать. Но и эти шестнадцать образованными, как правило, не являлись. Может человек расписаться и прочитать бумагу, знает сложение — вот тебе и грамотный.
Российская империя по своей территории была очень большой. И существовали регионы, где крестьянство крепко стояло на ногах, благодаря своему упорному труду. И одним из таких мест страны была Сибирь. Были в империи места, где обычный крестьянин жил хорошо. И не будем забывать о больших земельных наделах, а также лесных богатствах, которые всегда были под рукой. И таких усадеб в Сибири было не мало: труд, большое количество земли и природные богатства давали хороший достаток.

        Главенствовал в усадьбе большой хозяйский дом, с богатым для того времени убранством и множеством предметов, необходимых крестьянину в его повседневном быту. Комплекс жилых и хозяйственных строений располагался на огромной площади, включавшей в себя целых три двора.
В чистом дворе располагались амбары: двухъярусный и одноярусный. Двор был застелен деревом. В получистом была баня, завозня* и два одноярусных амбара. В третьем дворе, где держали скот, находились стайки* и ворота, через которые животные попадали на улицу.

        Во время столыпинского переселения Поволжские переселенцы ехали в Сибирь как в рай земной. Мой прадед считал едоков, множил на десятины, и выходило, что земли полагается столько, сколько всем переселенцам и не снилось.
Деревня Сугот расположена на слиянии реки Суготка и протоки Ягодная, которые впадали в Обь. По переписи 1911 года в нем всего 13 дворов и 40 жителей. Основан Сугот, по воспоминаниям старожилов, в 1900 году, а по "Списку населенных мест Сибирского края"- в 1909 году переселенцами из Псковщины и Поволжья Филиппом Шнуровым и Дмитрием Майданкиным.

         Именно из Поволжья, из Вятской губернии (ныне часть Удмуртии и Кировской области), отец моей бабушки Никита Фёдоров с семьей в поисках лучшей доли пересекли поволжские степи, Урал, Западную Сибирь. Вереницы обозов, каждый из которых был гружен малыми детьми да самым необходимым скарбом, после утомительного пути, с потерями от голода и длительными остановками расположились в северных районах Томской Губернии. Поселения беженцев стали осваивать суровые сибирские угодья, выкорчевывая тайгу, разводили скот и растили детей.День и ночь стучали топоры. Валили столетние кедры, лиственницы, сосны. Свозили их волоком к облюбованному месту и строили дома на веки вечные. А лесные проталины вспахали и засеяли на первый раз ячменём.

         Семья Фёдорова Никиты Алексеевича с женой Марией Захаровной и двумя дочерьми, Грушенькой пятнадцати лет и младшей Лизонькой десяти лет, после двухмесячного переезда с многочисленными остановками, отдыхом лошадей и скотины, которую вели на привязи, к середине лета наконец-то нашли место стоянки. Всё взрослое население поволжского обоза принялось за благоустройство, распределив обязанности. Утомительный переезд сдружил крестьян, которые в складчину выручали друг друга и в горе, и в радости. Дробных среди мужиков не было: все крепкие и поджарые. Да и хирить* некогда было, поди, хиус* задует...

         Глава семейства Никита Федоров, крепкий и здоровый, рукастый и сноровистый волжанин с крестьянскими корнями, со своим младшим братом Фёдором Алексеевичем принялись за работу. Оставив в родной деревне  родителей с пятью десятинами опустошенной землицы и незамужних двоих сестёр, решили отделиться и начать самостоятельную жизнь. Их не испугали трудности длительного переезда, лишения и опасность. Жизнь крестьян в Российской Империи была сложной. В ней было обилие повинностей, выбраться из бедности было фактически невозможно.
 
         До наступления холодов, которые здесь в условиях севера наступали уже в августе, братья спешно возводили и утепляли временное жилище. Питание добывали охотой и рыбалкой в короткие часы отдыха. Женщины распределяли скудные запасы муки, привезенной с родины, и изредка баловали детей лепёшками с ягодным взваром. Ягоды собирали в тайге, делая запасы голубики, кедровых шишек, чтобы пережить тяготы длинной зимы.

*** Малоземелье мучило русское крестьянство, настраивая мужиков и против помещиков, и против Церкви. Такое положение вещей обернётся колоссальными трагедиями и станет одной из важнейших причин революции.

«Мы в кабале у помещиков, — писали в ту пору мужики реформатору Столыпину, — земли их тесным кольцом окружили наши деревни, они сытеют на наших спинах, требуйте во что бы то ни стало отчуждения земли у частновладельцев-помещиков и раздачи её безземельным и малоземельным крестьянам. Казённых земель у нас нет, а переселяться на свободные казённые земли в среднеазиатские степи мы не желаем, пусть переселяются туда наши помещики и заводят там образцовые хозяйства, которых мы здесь что-то не видим». В начале XX века крестьянство было сложно оторвать от мест их рождения. Походы в город на заработки не в счет, так как они носили сезонный характер.
А здесь крестьянству предлагали отправиться за несколько тысяч километров, в общем-то, навсегда. Но главное - это была возможность у крестьянства выйти из общины, продать свой надел земли и попытать счастья на новом месте.
А количество земли, которую получал крестьянин в Сибири было несоизмеримо больше, чем на старом месте: 16,5 гектаров пахотной и 3 гектара леса для благоустройства. И это предназначалось, как раньше говорилось, на одну душу мужского пола.
А семьи в то время были многочисленные. То есть людей, которые решались на переселение, отправляли не на пустое место, лишь формально снабдив их наделом земли и на бумаге решив проблему крестьянства Центральной России.

*Завозня - небольшое речное судно,
*стайка - сарай для скота,
*хирить - болеть,
*хиус - пронизывающий ветер.


Рецензии
Только за 8 лет с 1906 по 1914 гг. приехало около 3,5 млн крестьян - такого роста численности населения Сибирь, к сожалению, больше не знала.

Ольга Ковалёва 6   28.01.2021 21:54     Заявить о нарушении
Получили дом , небольшой , много накатаных и оструганых бревен ( еще на два дома , и стайку), земли - ну очень много, надел леса. пять коров и три лошади, 10 овец, денег 50 рублей. Это было нечто не виданное . Переселялся мой прадед , у него было три сына и пять дочерей . Все это с рассказов моего деда . Охраняли солдаты , они ж кормили пока ехали ( полевые кухни ) , охраняли от грабителей. Жили и работали на новом месте хорошо, зажиточно. Но , после Революции - колхоз ( должны вступить все, скотину сдать , наделы сдать ) кто был против всех ночью угнали пешком ( был октябрь месяц )...
Саенко Вера.

Ольга Ковалёва 6   28.01.2021 22:17   Заявить о нарушении