Рецензия на книгу Я подросток Тихоновой Олеси

Как важно для подростка учиться на чужих ошибках!
 
 Передо мной книга юного прозаика из Мурманска Олеси Тихоновой  «Я  подросток». Говорят, что  театр начинается с вешалки. Знаменитый театральный режиссер Константин Станиславский считал, что спектакль начинается с момента входа зрителя в здание театра. Знакомство же читателя с творчеством и внутренним миром писателя начинается с обложки книги.  Сегодня книги  являются чем-то большим, нежели просто носители информации или предметы развлечения, досуга. Их олицетворяют с модными вещами и аксессуарами, потому современная индустрия книгоиздания диктует высокие требования к внешнему виду книг, особенно обложек. Книги – это визитные карточки творческого человека, более или менее успешно состоявшегося в том или ином направлении. Если дизайн обложки привлёк внимание и раскрывает содержание, умело обыгрывает его, это повлияет на выбор читателя и его восприятие, отношение к прочитанному. Как говорится: встречают по одёжке, провожают по уму, потому не менее важно держать поднятую планку и внутренним содержимым книги соответствовать заявленной вывеске – обложке. Современные дизайнеры прибегают к множеству средств оформления, но чаще обложка состоит из двух типов фотографий, каждая из которых отражает одну суть. При этом идеологическая составляющая этих иллюстраций может быть не совсем схожей, а наоборот – чаще прямо противоположной. Важно найти точку соприкосновения  этих двух идей и использовать её для воплощения третьей идеи – той, чему посвящена книга. Коллажи на обложках книг должны цеплять читателя и двигать  мысли, визуализацию в нужном направлении, вызывать интерес и яркие эмоции у читателя.

Сама шестнадцатилетняя автор отрекомендовала обертку своего второго в жизни писательского продукта так: «Дизайн обложки был продуман и выполнен мной лично. «Я подросток» — эту надпись я выкладывала в деревне из дощечек разной формы, что символизирует подростковую шероховатость, неустойчивость. Молодая трава (поросль) означает, что подросток ещё не взрослый, но и не маленький, он не окрепший, а ещё растущий…»

Я же с высоты своего опыта ассоциировала эту картинку как совокупность первых шагов на непаханом подростковом поле, где ещё нет ни одного ростка, лишь пылится сверху разномастная россыпь из щепок – разрозненных  остатков спиленных деревьев, нет под ними даже робкого сорняка, и в противовес, рядом, справа - прекрасный луг с молодыми сочными и нежными побегами - яркими зелеными всходами – признаками первого опыта, преодоления, раскрытия тайн, физической закалки и стойкости к жизни. Тонка ли грань между первым и вторым,  левым и правым, какова цена и вес познаний? В этом суть когнитивного исследования юного психолога – ученицы Мурманской гимназии, учащейся Спортивной школы Олимпийского резерва, успешной спортсменки и победительницы школьных олимпиад по литературе.

Где добывала информацию для написания своих очерков и рассказов Олеся Тихонова? Она признаётся, что это и личный опыт, и выводы, сделанные из общения со сверстниками, и знания, полученные из фильмов, книг и интернета, социальных сетей, из школьных занятий, бесед с мамой – педагогом и специалистом в области детской дефектологии и психологии. Неокрепшему подростку важно почерпнуть знания и опыт из надёжных источников, не скатиться на уровень «СлабО» или «Круто», грамотно переосмыслить, классифицировать, заархивировать в своём природном совершенном компьютере – головном мозгу,  полученные фрагменты информации, выстроить логику поведения, оценку происходящего в нашем турбулентном, стремительно меняющемся мире, где конфликт искусственного и живого интеллектов порой вводит землян от мала до велика в когнитивный диссонанс, наталкивает на пространные размышления, прорывную диагностику, самоидентификацию  и неожиданные выводы.  Так важно постараться учиться не на своих горьких ошибках, ценой которых может стать поломанная жизнь, растраченное раньше времени здоровье, личное несчастье и окружающих близких людей, необходимо учиться на ошибках других - тех, кто прошёл горнило жестокой науки жизни, кто сделал свои умозаключения, вовремя остановился, осознал, если конечно судьба подарила такой счастливый шанс на исправление.

В аннотации к сборнику рассказов Олеси Тихоновой на издательской платформе «РИДЕРО» значится: «Само название сборника рассказов «Я подросток» даёт возможность сразу определить возраст читателей, который заинтересует эта книга. Да, эта книга для подростков и молодёжи. Автор, находясь и сама в столь юном возрасте, смогла в формате коротких рассказов, передать те проблемы, которые особенно волнуют подрастающее поколение. Как выбраться из сложной жизненной ситуации, как остаться верным дружбе, как не предать любовь? Давайте читать и искать ответы на эти вопросы вместе».
В соответствии с Федеральным законом в начале книги на обороте титульного листа стоит значок 18+. Я бы поменяла этот критерий и снизила возрастной ценз читателей  книги до 16+, а может быть даже до четырнадцати или двенадцать плюс. Олеся в своих рассказах, которые больше по своей структуре похожи на дневниковые записи, так как не везде выдержаны каноны по законам жанра  (необходимое количество диалогов, из которых читатель смог бы сделать самостоятельные суждения о характере героев или правильности их поступков) деликатно поднимает такие пласты подростковых дум и проблем, что в возрасте совершеннолетия многое уже может показаться упущенным, не актуальным, пройденным этапом, безвозвратно потерянным. Было бы очень полезным, если каждый школьник смог бы вовремя прочесть эту книгу размышлений своей сверстницы, современницы - человека твёрдого характера с железной волей, довольно устойчивой  психикой, крепким физически развитым телом, закалённом в труднейших спортивных тренировках и состязаниях, которые воспитывают жажду к победе, выносливости, преодолению лишений, дискомфорта, потерь и невзгод.

С точки зрения наличия литературного дарования, я бы оценила способности Олеси Тихоновой по пятибалльной шкале на твёрдую пятёрку. Пусть не везде грамотно стилистически выстроены тексты, есть повторы, нет  лингвистических изысков и эстетических изюминок, но это честные и логически выстроенные переживания, записи, в которых есть  стремление к самосовершенствованию, самомотивации, победе над серой обыденностью и дурновкусием. 

Моё первое знакомство с творчеством Олеси Тихоновой состоялось в ходе проведения Международного конкурса писателей, художников, бардов и журналистов «Калининград – янтарный берег», посвященном Победе в ВОВ и штурму Кёнигсберга. Олеся прислала специально написанный для конкурса рассказ, где повествование ведётся от лица участника  событий – Кёнигсбергской операции.  После подведения итогов Олеся стала одним из лауреатов конкурса, член жюри – опытный литературовед и доктор исторических наук, преподаватель столичных гуманитарных университетов Лола Звонарёва заметила и высоко оценила работу Олеси Тихоновой,  отобрала её для своего альманаха юных  авторов, который выходит при Фонде поддержки молодых дарований «Серебряные сверчки». 
Сборник рассказов «Я подросток» Олеси Тихоновой я прочла на одном дыхании. Не потому что имею высокую технику чтения, а потому что написано увлекательно и грамотно - без излишней назидательности и занудства хорошей девочки – отличницы, гордости, надежды  мамы и папы, гимназии, спортшколы, региона… Есть в рассказах Олеси понятный современным мальчишкам и девчонкам подростковый сленг,  есть собственные нереализованные мечты, тревоги и разночтения, изложенные иногда от лица мужского пола или целеустремлённого атлета из другой спортивной дисциплины. Чувствуется, что тренировочный процесс и изнуряющие спортивные сборы не прошли для девушки даром – она готова делиться полезными навыками, по-дружески предлагает опереться на её далеко не хрупкое плечо, даёт информацию к размышлению и советы сверстникам, которые ещё до конца не разобрались что такое хорошо, а что такое плохо, как бы банально и архаично это не звучало в век тотальной дезинформации и пропаганды интеллектуального мусора,  вредных привычек, чрезмерного потребления благ, но вместе с тем - время новых технологий, прогресса, коммуникабельности, стабильности, упрощенных способов  добычи нужной полезной информации.

58 страниц когнитивных исследований от носителя информации изнутри – это как научная питательная основа и учебный материал для более взрослых, умудрённых опытом, коллег юного психолога. Из этих рассказов взрослые смогут понять насколько поменялся в 21 веке внутренний мир подростков, насколько они стали ужаснее, умнее или сердечнее, чем хорош этот податливый пластилин, пористая губка или чёрствый сухарь, непрошибаемый камень, что ждёт в дальнейшем наш загнанный в рамки опережения или отставания мир.
Книга будет интересна совсем юным и взрослым, родителям, чьи дети входят в переходный возраст, а потому замыкаются в себе, не могут найти выход из трудных ситуаций. Современная нейронаука констатирует: «Когнитивные исследования – одна  из наиболее активно развивающихся областей науки, необъятная, интригующая и захватывающая, ведь возможность качественно исследовать человеческий мозг появилась лишь в последние десятилетия».

А теперь молодёжь нас, гуманитариев, родом из 20 века, может активно и квалифицированно поддержать, помочь разобраться в происходящем. Продолжительность жизни увеличивается, сокращается период умственного, физического, интеллектуально-нравственного созревания подрастающего поколения. Не равномерно, не поголовно, но есть к кому обратить свой благожелательный взор и порадоваться тому, что страна, вопреки расхожему мнению злопыхателей, всё-таки в надежных руках, и у России есть будущее.

Читайте рассказы Олеси Тихоновой. В них изложены проблемы анорексичных закомплексованных и зазомбированных «гадких утёнышей», звучат набатом первые едва слышные шаги к пропасти спущенных на самотёк наркоманов, слёзы и отчаяние юных не оформившихся брошенных матерей, неутомимое желание к самоутверждению и жажде любви, безбашенность деградирующих праздношатающихся малолетних преступников, низкая самооценка и грубость напоказ в замену панциря на тонкой коже. Вместе с тем в этих рассказах звучит твёрдое «нет!» жестокости и насилию, унижениям и лжебрутальности стареющих недоумков, красный стоп-сигнал неуверенности, ведомой суицидальности и неготовности к перезагрузке.

Вниманию читателей было бы не лишним  предложить ещё две поучительных книги юного автора «Мост над пропастью жизни», «Точка или многоточие».  Они так же написаны и изданы в уходящем году, самостоятельно свёрстаны, оформлены и залиты автором в литературно-книгопечатной системе «Ридеро», к ним имеется широкий доступ в интернете, прочесть книги можно не выходя из дома в электронной версии, а также порадоваться печатным образцам  книг – поставить на полку визитную карточку молодого дарования.  В заключение хочется привести прямую речь автора психологического исследования «Я подросток»: 

«Всё что нужно, у меня есть – это воображение и желание творить, всё остальное придёт с опытом».

                __________________

Наталья Иванова – Харина,
член Союза журналистов России, РОО «Союз писателей Крыма»,
член  Правления Академии российской литературы, поэт-переводчик,
тренер в инваспорте, автор остросюжетных, социальных  статей и журналистских расследований, организатор международных
турниров, конкурсов и фестивалей, гражданских акций.


Рецензии
Отличная рецензия!

Ирина Коробейникова 7   13.12.2020 12:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина. Олеся заслужила похвалы. Она участвует в масштабном проекте для одарённой молодёжи. "Большие вызовы" в номинации "Когнитивные исследования". Надеюсь, моя рецензия на сборник рассказов Олеси поможет ей победить.
С теплом и благодарностью за отклик
Наталья.

Наталья Иванова 2   13.12.2020 16:36   Заявить о нарушении