Снимая культурный слой. Хори-буряты

#Пока_мы_живы
Газрын зураг дээр Буриад-Монголчууд байхгyй yед ...

Когда на исторической карте исчезают бурят-монголы (от XVI века и вглубь истории), возникают другие названия родов, племён, другое время, другая история, из которой они когда-то вышли и стали бурят-монголами… Чтобы увидеть предков, надо мысленно снимать слой культурный времени, тогда появятся другие картины.

Народность с названием буряты стала возникать в XVII веке. Скорее всего слово было услышано русскими землепроходцами от эхиритов или булагатов. В мифах древней Бурят-Монголии (неизданная книга) упоминаются Асуйхан, Буряадай, Хоридай, Олюдай, Барга-Батор, Баргудай-Мэргэн и другие генеалогические персонажи современных бурят-монголов, имевших на разных этапах своего развития разные же наименования. Наиболее известные из них – хори, эхириты, булагаты. Есть еще множество родов и племён, о которых будет сказано позже. А где же бурят-монголы?

Древний Буряадай, как известно, – сын шаманки Асуйхан, брат Хоридая, отец Эхирита и Булагата. Следовательно, они могли называть себя бурятами, а потомки Хоридая – хоринцами или хори. Более того, исследователи считают, что Буряадай – это и есть Буртэ-Чино, легендарный предок монголов. Имя Буряадай, по их мнению, – фонетический вариант имени Буртэ-Чино.
Итак, родина предков современных бурят-монголов, создававших родовые и племенные объединения – земли вокруг Байкал или Ара-Монголия. Все они – родственники. Таково авторитетное мнение профессора Шираб-Жалсана Бодиевича Чимитодоржиева (1927-2017).
Хори, туматы, баргуты, икересы, эхириты, булагаты и другие жили в одном, монгольском, ареале, который почти не изменился до наших дней. Это современные Внутренняя, Внешняя Монголии, Китай, Байкальский регион России с незначительным расширением в стороны света.
В общепринятой истории утвердилось мнение, что буряты, особенно, хори упоминаются в начале «Сокровенного сказания монголов» (ССМ), потом исчезают и появляются только в начале XVII столетия. Бурятами, скорее всего, называли себя эхириты и булагаты, поскольку их предок Бурядай. Но в X-XII веках бурятского народа, как такового, не было…

Естественно, после путаницы, да ещё неизвестно какой и отчего, многие названия родов и племён начинают забываться, связи с ними разрываются, они исчезают из поля зрения «историков» и становятся чужими. Остаётся только погружаться вглубь веков и попытаться проследить историческое движение предков современных бурят-монголов. Сегодня это возможно.
По мере движения во мгле времени делаем зарубки на пути.

Начнём с хори или хори-туматов, предков хори-бурят и, возможно, других народов. Утверждать именно каких народов не могу. Может быть подскажут исследователи или прояснится в будущем? Забегая вперёд, скажу, что первое название (хори) в Монголии по каким-то причинам почти исчезло, но сохранилось в современном Байкальском регионе, второе (туматы) – всё ещё существует во Внутренней и Внешней Монголии. Хори – двадцать, причём тогда тумат (тумэт, тумэд) – десять тысяч? Что означает соединение (или равенство?) чисел двадцать и десять тысяч?
В «Сокровенном сказании монголов» они появляются вместе и сразу, с 5 по 9 параграф.

Зарубка первая. Читаем.
§ 5. Однажды Дува-Сохор, вместе со своим младшим братом Добун-Мерганом, взобрался на Бурхан-халдун. Наблюдая с высоты Бурхан-халдуна, Дува-Сохор усмотрел, что вниз по течению речки Тенгелик подкочёвывает какая-то группа людей.
§ 6. И говорит: «Хороша молодица в кибитке крытой повозки среди этих подкочёвывающих людей!» И он послал своего младшего брата Добун-Мергана разузнать, намереваясь сосватать ее Добун-Мергану, если окажется, что она незамужняя.
§ 7. Добун-Мерган побывал у тех людей, и в самом деле там оказалась молодица, по имени Алан-гоа, красивая, очень знатного рода и еще даже ни за кого не просватанная.
§ 8. А по поводу той племенной группы выяснилось так: Баргучжин-гоа дочь Бархудай-Мергана, владетеля Кол-баргучжин-догумского, была выдана замуж за Хорилартай-Мергана, нойона Хори-Туматского. Названная же Алан-гоа и была дочерью, которая родилась у Хорилартай-Мергана от Баргучжин-гоа в Хори-Туматской земле, в местности Арих-усун.
§ 9. По той причине, что на родине, в Хори-Туматской земле шли взаимные пререкания и ссоры из-за пользования звероловными угодьями, Хорилартай-Мерган решил выделиться в отдельный род-обок, под названием Хорилар. Прослышав о знаменитых Бурхан-халдунских звероловлях и прекрасных землях, он теперь и пододвигался, оказывается, кочевьями своими к Шинчи-баян-урянхаю, на котором были поставлены божества, владетели Бурхан-халдуна. Здесь-то Добун-Мерган и просил руки Алан-гоа, дочери Хори-Туматского Хорилартай-Мергана, родившейся в Арих-усуне, и таким-то образом Добун-Мерган женился.

Заметим, что эти люди из Баргуджин-Тукума. Исторически это почти центр Байкальского региона.
Взаимные распри среди родственников проявляются на многих страницах ССМ, но хори-туматы пререкаются с первых страниц. Потому и кочуют. И добрались до Хэнтэйского нагорья, северные отроги которого расположены в современном Забайкальском крае. Видимо, здесь и встретили братья Дува-Сохор и Добун-Мерган супругов Хорилартай-Мергана и Баргучжин-гоа, а также их дочь Алан-гоа. Конечно, их сопровождало ещё и множество хори-туматов.
Так вот, современные хори-буряты охотно соглашаются с текстом этих параграфов. Всё правильно, это они – хори или хори-туматы, то есть современные хори-буряты. Это их Алан-гоа зачала Бодончара-простака, предка Чингисхана. Следовательно, они и есть люди золотого рода.
С этим мнением скромно соглашаются все исследователи.

О хори-тумате Бодончаре. Родился он в 970 году. Оставим мифологию и назовём его отца. Конечно, это батрак Маалих-баяуд.  Место рождения, вероятно, недалеко от Бурхан-халдуна. Если следовать очень правильной еврейской традиции, то Бодончар – хори или хори-тумат.
Из ССМ известно, что при дележе наследства Бодончар остался ни с чем, спустился вниз по Онону (до острова Эхэ-арал или Ехэ-арал, что у современного села Нижний Цасучей - Cаhаша, Саhатай) и застолбил там место...
Вот какая география получается: место обитания хори-туматов –  южные, наверное, берега Байкала – отроги Хэнтэйского нагорья, если, конечно, они не помирились со своими (взаимные пререкания!) и не вернулись в Баргуджин-Тукум.

После 9 параграфа в ССМ о хори или хори-туматах – тишина. Или я плохо искал? Возникают они только в 239-241 параграфах. (Всего в ССМ 282 параграфа). И тут современные хори-буряты впадают в ступор или начинают бессовестно тупить. Не по нраву им эти тексты.
Параграф 239 интересен тем, что в нём упоминаются Буряты, то есть эхириты и булагаты, того времени. И в этом месте начинается не утихающий спор современных бурят-монголов, якобы не их это предки, их предки обязательно должны быть с Чингисханом. Но там их нет. Чингисхан связан с нами только географически - Ононом, степью, своими родовыми землями, которые в южном и юго-восточном Забайкалье.

Зарубка вторая. Читаем.
§ 239. В год Зайца (1207) Чжочи был послан с войском Правой руки к Лесным народам. Проводником отбыл Буха. Прежде всех явился с выражением покорности Ойратский Худуха-беки, со своими Тумен-Ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочи. Проводил его к своим Тумен-Ойратам и ввел в Шихшит. Подчинив Ойратов, Бурятов, Бархунов, Урсутов, Хабханасов, Ханхасов и Тубасов, Чжочи подступил к Тумен-Киргизам. Тогда к Чжочи явились Киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами да белыми же соболями. Чжочи принял под власть Монгольскую все Лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно народы: Шибир, Кесдиин, Баит, Тухас, Тенлек, Тоелес, Тас и Бачжиги. Взял он с собою Киргизских нойонов-темников и тысячников, а также нойонов Лесных народов и, представив Чингис-хану, велел бить государю челом своими белыми кречетами да белыми ж меринами, да, белыми ж соболями. За то, что Ойратский Худуха-беки первый вышел навстречу Чжочия с выражением покорности, вместе со своими Ойратами, государь пожаловал, его и выдал за сына его, Инальчи царевну Чечейген. Царевну же Олуйхан выдал за Инальчиева брата – Торельчи, а царевну Алаха-беки отдали в замужество к Онгудцам. Милостиво обратясь к Чжочи, Чингис-хан соизволил сказать: «Ты старший из моих сыновей. Не успел выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство». И повелел так.

Зарубка третья.
§ 240. Борохул же был послан против Хори-Туматского племени. Хори-Туматами правила, по смерти своего мужа, Дайдухул-Сохора, – Ботохой-Толстая. Достигнув их пределов, Борохул-нойон, с тремя людьми, пошел вперед своего войска. Когда он поздно вечером пробирался по невообразимо трудной лесной тропинке, Туматские дозорные в тылу у него устроили засаду на этой самой тропе, захватили его и убили. Узнав об убийстве Борохула, Чингис-хан очень разгневался и стал сам собираться в поход на Туматов. Насилу его отговорили Боорчу с Мухалием. Тогда он послал Дорбетского Дорбо-Докшина и наказал ему: «В строгости держи войско и попробуй, молясь Вечному Небу, покорить Туматское племя». Дорбо отрядил часть войска к той самой охранявшейся Туматским караулом тропе, по которой хотел пройти перед тем отряд Борохула, и, обманув неприятеля ложным движением, сам направил войска по тропе, проложенной дикими буйволами. Когда же и лучшие из ратников стали колебаться, он приказал отборным ратникам нести наготове по десяти прутьев для понукания отстающих. Вооружив ратников топорами, тесаками, пилами и долотами и всяким потребным инструментом, он приказал прорубать просеку по следу буйволов, пилить и рубить деревья. И вот, поднявшись на гору, он внезапным ударом обрушился на пировавших беспечно Туматов и полонил их.

Зарубка четвёртая.
§ 241. Тут же, у Ботохой-Толстой, в плену у Туматов находились Хорчи-нойон с Худуха-беки. Пленение же Хорчи произошло при следующих обстоятельствах. Чингис-хан разрешил ему взять себе в жены тридцать самых красивых Туматских девушек. Он и поехал за Туматскими девушками. Тогда покорившиеся было перед тем Туматы восстали и захватили нойона Хорчи в плен. Узнав о пленении Хорчи, Чингис-хан послал к Туматам Худуху, как хорошего знатока Лесных народов. Но и Худуха-беки был также схвачен. Замирив окончательно Туматский народ, Дорбо отдал сотню Туматов семейству Борохула в возмещение за смерть его. Хорчи набрал себе тридцать девиц, а Ботохой-Толстую он отдал Худуха-беки.

Видите, в одном случае - хори-туматы, в другом - просто туматы, без сомнений - это один народ. Предки современных хори-бурят.

В этом месте "делающие свою историю" хори-буряты начинают утверждать, что это не они, что это какие-то неизвестные хори-туматы, что у них были другие предки. Складывается впечатление, что современные хори-буряты хотели бы присутствовать только в значимых и великих периодах своей истории. Быть рядом с Алан-гоа, Есугеем, Чингисханом, участвовать по всех победах и пирах Монгольских вождей. Но как же в таком случае называлось их племя? Ведь хори-бурят в этом  периоде нигде нет. Есть только хори-туматы, которые названы в текстах с 5 по 9 параграфы в начале ССМ и в 240-241 параграфах.

Такую историю не проследят известные исследователи, популярные блогеры в социальных сетях и блогах на ютуб. Им надо оперировать большими пространствами, известными именами, сражениями, империями. Они не покажут наших предков. Мы должны их найти и увидеть сами.
В истории, как и в жизни, бывает всякое. По желанию и хотению ничего не сбывается и не существует. В «Сокровенном сказании монголов», в текстах параграфов 5-9, 240-241, сказано об одних и тех же хори-туматах, предках современных хори-бурят и, возможно, других народов. В X-XIII веках они кочевали от берегов Байкала до северных отрогов Хэнтэйского нагорья, в пределах северных окраин монгольского мира раннего Средневековья. Возможно, они жили там и раньше.

Какие сведения мы имеем о хори или хори-тумэтах? В силу каких причин на территории Монголии почти исчезло название хори и осталось слово тумат (тумэт, тумэд)? Или в Монголии хори-тумэты стали называться просто тумэтами, а перекочевавшие в XVI веке на северо-восток Монголии хори-тумэты стали называться только хори?

Зарубка пятая.
Известно, что после завоевания хори-туматских земель в 1207 году значительная часть населения по указу Чингисхана была переведена за Гоби. Естественно, были включены в войсковые подразделения и участвовали в завоевательных походах, что явствует из зарубки шестой.

Зарубка шестая.
С XV века тумэты стали называться одним из шести тумэнов Восточной Монголии, в XVI веке попали под власть Алтан-хана (1507–1582), внука Батумунху Даян-хана.
Известно, что около 1594-1613 годов хори бежали из Барга Монголии в Забайкалье под началом Дай хунтайджи, сына солонгутского Бубэй-бэйлэ, и его супруги Бальжин хатан.
Но как они стали поддаными Алтан-хана? Есть легенды, повествующие о возвращении хори-бурят из далёких завоевательных походов именно в это время. Одну из этих легенд, озвученную Батожабом Цыбиковым, я переводил на русский язык в 1990 году. В связи с этим возникает спорный вопрос о длительном падении улуса Хулагаидов, который был ещё до материала Ц. Доржина о Наян-Нава, изданном в 2003 году.

Что говорят историки о тумэтах? В начале XVII в. тумэты были завоеваны маньчжурами и поселились на территории сеймов: Джосоту (Джосуту, Зостинский), Уланчаб (Уланцаб), включавшего в свой состав земли Хух-Хото, Баотоу, Баян-Нура.

Зарубка седьмая.
В период антиманьчжурской борьбы Амурсаны и Чингунжава в 1755–1758 гг., когда халхи в знак протеста, бросив маньчжурские уртоны в Северной Халхе, ушли, цинские власти перевели из Южной Монголии на их территории в Халху группу семей харчинов и тумэтов. Последние несли службу в 20-ти уртонах на территории нынешних Восточно-Гобийского, Средне-Гобийского и Убурхангайского аймаков. В начале XVIII в. из двух тумэтских хошунов несколько семей были также переведены на территорию нижнего течения р. Кобдо, где они занимались строительством Кобдоской крепости и работали на казенных посевах для нужд маньчжурских войск. Информация о зарегистрированных в Монголии тумэтских родах показывает, что тумэты Восточно-Гобийского, Средне-Гобийского, Южно-Гобийского и Убурхангайского аймаков находились на сопредельных или близлежащих землях с бывшими харчинскими уртонами. Относительно тумэтов Кобдо и Гоби-Алтая можно сказать, что это те тумэты, которые были переведены в Кобдо. Тумэты, занимавшиеся ранее казенными посевами в Кобдо, называются и тумад (туматы), что может быть связано с названием горы Тумадын нуруу (Туматский хребет), которая находится к западу от р. Кобдо.

Повторюсь: несомненно, что хори-тумэты – один народ, разделённый обстоятельствами, а двойное название только усугубляет это разделение и привносит тайну. Хори, возможно, были отделены от тумэтов во время их передачи в качестве приданного Бальжин-хатан. После этих событий в лексике хори-бурят исчезает слово тумэт.

XVII век. Хори уже становятся хори-бурятами, потом станут бурят-монголами, в 1958 году - просто бурятами.

Зарубка восьмая.
В этом месте отмечу, что некоторые исследователи считают Бальжин-хатан дочерью Алтан-хана, хотя такие названия, как Алтан-хан, Тушету-хан, Сэцэн-хан - это династии. В нашем случае правил представитель Алтан-ханов - Амда-хан.
О трудном переходе хори (хори-тумэтов) в XVI веке из южной части Монголии на северо-восток, в Баргу, описано Владимиром Балдановичем Гармаевым в его прекрасном романе «Десятый рабджун». Возможно, это одно из лучших произведений об истории хори-бурят. Но художественное воображение есть художественное воображение, хотя автор верно определил местопребывание хори и направление их движения.
И всё же хотя бы приблизительной, реальной исторической картины не может дать ни одно художественное воображение. Испытано: я тоже пробовал писать на эту тему, у меня даже есть изданный роман-эссе на тему о хори, который хвалят читатели, но не нравится мне самому…
(На эту же тему пытались писать некоторые русские писатели, но в их произведениях нет, не могло и не может быть ничего даже отдалённо близкого к истории бурят-монголов, хотя они усиленно, во многих местах, подражали Исаю Калашникову, что очень заметно. Надо сказать, что книги таких авторов очень вредны для сознания наивных бурят-монголов, особенно молодёжи).

О Бальжин-хатан как дочери Алтан-хана, то есть Амда-хана(1507-15820. Все дети Алтан-хана известны. У него было восемь сыновей: Сэнгэ Дугурэн-хаган, Баян Багатур-тайджи, Тубэт-тайджи, Бинту Иэлдэн-тайджи, Далат Кулукэ-тайджи, Будашира-тайджи, Кунчук-тайджи, Джамсо-тайджи. В 1582 году после смерти Алтан-хана ему наследовал старший сын Сэнгэ Дугургэн-хан, который стал ханом тумэтов (1582—1586).
Думаю, что утверждение о том, что Бальжин-хатан была приёмной дочерью Алтан-хана или же дочерью одного из его братьев – обыкновенная натяжка, присущая современным хори-бурятам, с благодарностью усвоившим тексты пропитанные ядом социалистического реализма. Несомненно она жили в улусе Алтан-хана, где проживали группы хори-тумэты. Но чьей они могла быть дочерью? На ком мог женить сына феодал среднего достатка Бубэй бэйли (не хан), живший на окраине Внутренней Монголии, что должен был означать этот союз с приданым невесте в 11 родов хори?
Как бы то ни было, мы узнали о дальнейшем передвижении части наших предков в пределах огромного монгольского ареала, благодаря именно этому браку.
Итак, хори (хори-тумэты) дошли от Байкала до Гоби, южной Монголии, оттуда - до северо-востока Монголии, откуда бежали на территорию современного Забайкальского края Такой круг.
Полагаю, что группы хори жили в разных частях Монголии, некоторые из них  вместе с ойратами воевали против маньчжуров, а после разгрома Джунгарии пришли в Прибайкалье, где и живут по сей день.

Зарубка девятая.
В настоящее время тумэты проживают на территориях хошуна Тумэд-Цзоци (Тумэтское левое знамя), уезда Хорингэр городского округа Хух-Хото, хошуна Тумэд-Юци (Тумэтское правое знамя), района Цзююань городского округа Баотоу Внутренней Монголии; Фусинь-Монгольского автономного уезда городского округа Фусинь, городских округов Чаоян, Шэньян провинции Ляонин КНР. Во Внутренней Монголии отмечены роды тумэд, тумэту.
Представители родов т;мэд, тумад и тумчууд живут в сомонах Дарви, Чандмань Гоби-Алтайского аймака; сомоне З;;нхангай Убсунурского аймака; сомонах Чандмань, Дарви Кобдоского аймака; сомонах Сайхандулаан, Мандах, Х;всг;л Восточно-Гобийского аймака; сомонах ;лзийт, Эрдэнэдалай, Сайхан-Овоо, Дэлгэрхангай, Хулд, Луус Средне-Гобийского аймака; сомонах Хархорин, Сант, Баянгол, Т;гр;г Убурхангайского аймака; сомонах Мандал-Овоо, Булган, Цогт-Овоо, Цогтцэций, Хyрмэн, Манлай, Баяндалай, Сэврэй Южно-Гобийского аймака и в Говьс;мбэр аймаке Монголии. Тумэты отмечены в составе халха-монголов, хотогойтов (род тумтэ), мянгатов, узумчинов (род тумчууд).
В Монголии зарегистрированы носители следующих родовых фамилий: тyмэд, тyмэт, тyмд, тyмт, тyмyyд, тyмэдyyд, тyмед, тyмэн, тyмэн тайж, боржигон тyмэн, тyм, тумад, тумат, тумт, тумчууд, хорь тyмд, хорь тyмэд. В этом списке можно заметить соединение названий хори и тумэт.
Потомками туматов также являются роды тама (у казахов), тамьян и тана (в башкирском народе). Это замечание говорит о больших передвижениях хори-тумэтов в процессе монгольских завоеваний.

Зарубка десятая.
Обратите внимание на название уезда Хорингэр во Внутренней Монголии. Хотя составители энциклопедий дают ему обычный перевод и не придают особого значения, в этом уезде находится Тумэтское левое знамя – Тумэд-Цзоци. Тут прослеживается явное соединение древних слов – хори-тумэт. В уезде находится 3 посёлка и волости.

Все данные принадлежат исследователям разных времён и бытуют в открытых источниках, за исключением моих размышлений и выводов. Мне неизвестны авторы карт, хотя их можно найти. Карты тоже бытуют в открытом доступе, ими пользуется множество людей. Они ищут, думают, анализируют, сопоставляют. На каких этапах их работы начинает прослеживаться приблизительная реальность, на которой я нарисовал красной линией исторический путь предков хори (хори-тумэтов), который растянулся во времени от XIII до XVII веков, совершив круг от Байкала через южную Монголию до Даурии.
Монгольские государства в XVII веке Монгольский каганат, Джунгарское ханство, Хошутское ханство, Хотогойтское ханство, Калмыцкое ханство и Могулистан…
Путь хори (хори-тумэтов), ставших хори-бурятами, с XII века по  XVII век в границах исторического монгольского арела.

Кстати, примерно о таком пути рассказывал мне в детстве мой отец, учитель Балдандоржин (Азаров) Борис Доржиевич, об этом же писал в 1989-1996 годах мой друг, писатель, Батожаб Цыбиков. Я переводил эти работы и запомнил направления.

Зарубка одиннадцатая.
Часть хори или хори-тумэтов, стала называться в России хори-бурятами, потом бурят-монголами, далее - просто бурятами и проживает в Байкальском регионе России, во Внешней и Внутренней Монголии (обратная перекочёвка в XX веке).

История и современность показывают, что никто и никуда не выпадал и не мог выпасть из исторического монгольского ареала – Внутренней и Внешней Монголии, Байкальского региона России с незначительными отклонениями географических широт и долгот. Все участвовали в исторических процессах, выпавших на их долю. Все остаются здесь…

Современным бурят-монголам следует отправиться во Внешнюю и Внутреннюю Монголию, где их братья и сёстры до сего дня живут и благоденствуют под другими именами. Требуется только найти исторические дефисы и поставить на места. Тогда всё станет понятно и близко.

P.S. Внутренняя Монголия (Нэй-Мэнгу) или Автономный Район Внутренняя Монголия занимает площадь 1;181;104 км;. (Почти в три раза больше Забайкальского края). Это 12;% территории Китая, что по площади больше, чем Франция и Германия вместе взятые. Население - 24 706 321 человек (на 2010 год), из них: хань - 18 465 586, монголы - 3 995 349, маньчжуры - 499 911, дунгане - 209 850, дауры - 77 188, эвенки - 26 201, корейцы - 21 850, русские - 5 020. (Сведений о количестве бурят и баргутов нет. Должно быть, они считаются монголами).


Рецензии