Июль. Гл. 28. Обещания надо исполнять

Глава 28. Обещания надо исполнять.

Именно та, февральская, с Макарычевым и Висящевым, поездка, натолкнула меня на очень важную для организации связи к Северной промышленной зоне – идею.
Это было как озарение. Люди ещё занимались таксофонами Васильковского микрорайона, а в голове моей, перегруженной текучкой, вдруг, откуда-то из глубины подсознания, мелькнуло и связалось цепочкой:
– ЭТУС-овская линия на Талеровку… внутриобластная линия…  и-и … сразу же, твёрдое убеждение – соединительную линию к АТС Северной промзоны можно организовать довольно быстро!
  Не так уж, не прав был Фенин, называя Гремячеву срок начала полноценной работы станции – конец второго квартала.
Талеровскую линию, в своё время, самостоятельно построил Эксплуатационно-технический узел связи. Вдохновителем и реальным организатором строительства был Семенов А.Н. Мне, как главному инженеру ЭТУС, в ходе эксплуатации, пришлось неоднократно состояние этой линии проверять после плановых ремонтов.
 
Начиналась линия оконечной полуанкерной опорой установленной несколько дальше развилки автодорог на границе города. А до этой опоры от Телеграфно-телефонной станции, вернее, от междугородного кабельного выхода, в направлении Петропавловска, была построена воздушная перемычка со специальным кабелем,  предназначенным для организации многоканальной связи.
  Иными словами, на развилке Петропавловской трассы имелся соединительный кабель от ТТС, который сейчас не использовался (междугородная связь на Тале-ровку в 1984 году была переведена на вновь построенную, более мощную радиорелейную линию).
Если найти способ подвески дополнительного отрезка лёгкого кабеля от этого места, до АТС Северной промзоны и соединить его с уже существующим, но не используемым  – то, уже сейчас, можно будет получить полноценную соединительную линию от центральной станции к АТС Северной промзоны.

  Уплотнение обеих пар этой линии аппаратурой «Кама» позволит получить 60 городских высокочастотных соединительных линий, что вполне достаточно, на нынешнем этапе задействования АТС промзоны.
  Найти систему уплотнения «Кама» и лёгкий кабель КСПП – Управлению связи – не проблема. Вот нащупать бы только, способ подвески недостающего участка, а протяжённость его – не менее одной трети от существующей линии – это что-то около трёх километров…. 
Не откладывая в долгий ящик проработку идеи, облазали мы весь участок между развилкой и зданием УМР-8, в котором располагалась АТС. Нашли и располагавшийся неподалёку от основного путепровода через железную дорогу, второстепенный, узкий проход, который позволил бы без долгого согласования с Управлением железной дороги совершенно без механических и земельных работ на железнодорожном пути, пересечь его и перевести нитку кабеля на нужную нам сторону. Нашли и попутные существующие старые опоры линий связи, когда-то выводящие воздушную цепочку для телефона на Областную базу сельхозтехники из Застанционного посёлка. А там, где опор не было, определили способ прокладки кабеля по крышам контор промышленных предприятий и под конец, решили вывести кабель к зданию УМР по высокому бетонному забору, тянущемуся к нему от этих зданий.

Требовалась серьёзная подготовка, поэтому отложили эту работу для исполнения весной, да и надвигающийся паводок всё внимание отвлекал на себя.
К организации подвески кабеля приступили в середине апреля – это был неплохой объём работ на предстоящий Коммунистический субботник.
В день субботника Иосиф Александрович Бугаенко возглавил сборную группу, костяк которой составляли линейные монтёры цеха ГТС. Однако, очень трудной оказалась трасса подвески – и запал, и хорошее рабочее настроение, обычно присутствовавшее у людей, принимавших участие в субботнике, всё же не позволили выполнить эту работу за один день. Управились только с третью, необходимого объёма.
Бросать работу на половине пути было нельзя. В последующие дни апреля с уже меньшим количеством людей, вынужденно оторванных от выполнения своих непосредственных обязанностей, Бугаенко продолжал подтягивать кабель к АТС-91. Так, по индексу нумерации внешнего выхода, назвали АТСК-100/2000 Северной промзоны.
К сращиванию кабеля были привлечены кабельщики, и к первомайским праздникам соединительная линия, общей протяжённостью без малого, восемь километров, наконец, была готова к использованию.

Поступившую сразу после праздников аппаратуру уплотнения «Кама» монтировал и запускал в эксплуатацию, самостоятельно, цех АТС. Настройкой аппаратуры занимался лично начальник цеха Нурахметов Аскар Накишевич. Эта работа была для него новой и, несмотря на то, что восемь километров – оптимальный усилительный участок для системы «Кама» и для нормальной её работы не потребовалось на трассе кабеля устанавливать дополнительных необслуживаемых усилительных пунктов – провозился Аскар с нею достаточно долго.
  Мне были понятны его трудности. В своё время я запускал на сельском направлении Рыбинского района это оборудование и тоже, много времени потратил на его настройку. Время не было затрачено впустую, оборудование «Кама» – целая «река» каналов, как образно говорил Семенов Алексей Николаевич, долгое время обеспечивала надёжную связь с четырьмя крупными сёлами Рыбинского района – Урумкаем, Дмитриевкой, Успено-Юрьевкой и Николаевкой.

И в 1985 году, когда в эти края приехал, тогда ещё Министр сельского хозяйства – Горбачёв, для ознакомления с результатами испытаний новейшей зерноуборочной техники, мне, совместно со связистами КГБ, довелось организовывать прямые каналы с Москвой через это оборудование, прямо, на полевой стан, где Михаил Сергеевич проводил совещание. Оборудование не подвело и, несмотря на свою внешнюю неказистость, обеспечило необходимые параметры каналам связи.
Качественные каналы необходимы были и Северной промзоне и я, лично проверив результаты работы Нурахметова – остался ими, доволен.
В первых числах июня было готово и оборудование сопряжения на центральной, и на подключаемой станциях. До включения АТС промзоны в общегородскую сеть оставались считанные дни. И тогда, совершенно неожиданно, ко мне явился Байтулеков. 
– Виктор Васильевич, я слышал, что вы собираетесь включить выход со станции Северной промзоны на город?

– Как быстро по городу распространяется информация! – конечно, собираемся, Батыр Суфинович. Но вам беспокоиться не надо – объёмы ваших работ урезаны не будут.
– И выполнены они не будут, Виктор Васильевич! Включением станции вы режете ПМК без ножа….
Уже вовсю, можно было заниматься земляными работами, но Байтулеков всё никак не мог к ним приступить – по-прежнему, собственной  землеройной техники у него не было.
Он только что добился решения о выделении ему двух экскаваторов строительными организациями Северной промзоны через горисполком. Одной из этих организаций была УМР-8, и сейчас Байтулеков очень боялся, что получив телефонную связь, УМР-8 ему техники не даст.
– В интересах дела – пока, мы реально, не начнём копать траншеи под канализацию – повремените с включением – попросил он.

Озабоченность Байтулекова была понятна – и скрепя сердце я согласился с его предложением.
Объёмы земляных работ только по Северной промзоне были просто гигантскими. С учётом строительства канализации под соединительную линию, предстояло построить её, общей протяжённостью, свыше двенадцати километров.
Но и даже в случае выделения техники, более одной бригады Байтулеков организовать не мог.
Уже по наработанной методике прошлого года, я пообещал ему – вторую бригаду, в случае обеспечения её техникой, укомплектовать своими людьми.
Договорились, что бригада от ТТС возьмётся за строительство двух, наиболее важных отрезков канализации, к Домостроительному комбинату, и её ответвления в южную часть Северной промзоны – к УПТК треста Синегорскстрой. Возглавить эту бригаду опять предстояло Яровой Надежде Дмитриевне. Она же, самостоятельно, должна была подобрать её состав.


Рецензии