Портрет хорош, оригинал то скверен!

Его знал весь Петербург. Знаменитые писатели описывали его в своих произведениях. Лучшие комедийные артисты изображали его на сцене. Известные художники тупили карандаши, рисуя карикатуры на него. Его изображения можно было увидеть на страницах юмористических журналов, на абажурах, нотах, вывеске торговца ваксой и фаянсовой посуде, именуемой «ночными вазами». Он был поистине вездесущ - почти одновременно его видели всюду: в театре, на выставке мод, в маскараде, на званом обеде, в картинной галерее, на балу и на представлении фокусника.

Вращавшийся во всех кругах петербургского общества, чиновник и делец, аферист и третьестепенный литератор Александр Львович Элькан (1786-1868) казался современникам фигурой загадочной. Он выдавал себя то за потомка никому неведомого арабского  или персидского владыки Эль-хана, то за француза. Никто не знал, сколько ему лет - предполагали, что он значительно старше, чем выглядит. Не было во все Петербурге человека, о котором бы Элькан не слышал, дома, в котором не бывал, новости, о которой не слышал. Ходили слухи, что вездесущий господин - агент Третьего отделения - он распространял их о себе сам.

Альманах «Сириус», изданный в 1826 году в Петербурге, посвятил Элькану целую статью (теперь ее назвали бы фельетоном), озаглавленную «Человек со вкусом»: «Он знает весьма много, но каждого весьма понемногу, - говорилось в ней, - начиная с поваренного искусства до астрономии - ему все известно, по его словам, так же хорошо, как таблица умножения  - магистру математических наук. Для поддержания ученой о себе славы и мнимой образованности он порицает все без исключения. Он пользуется сытными обедами и ужинами, бывает часто в театрах, концертах,  маскарадах, и платит за это вовсе особенною монетою - то есть знает, где похвалить, где похулить, где показать себя вежливым и услужливым. Ложь и хвастовство суть отличительные свойства, на которых основан его характер

- стыд знаком ему только по слуху».

Не страдавший излишней скромностью Элькан прибегал к самым оригинальным способам увеличения своей популярности. В то время в обиход вошли резиновые или, как говорили тогда, гуттаперчевые статуэтки. Фабрика гуттаперчевых изделий выпустила карикатурную фигурку Фаддея Булгарина, который тут же добился, чтобы ее изъяли из продажи. Узнав об этом, наш герой поспешил обратиться к владельцу фабрики с необычной просьбой: изготовить его статуэтку в каком угодно, пусть самом карикатурном виде. Желание Элькана было исполнено вполне: гуттаперчевая фабрика выпустила две фигурки - одна изображала его в коричневом рединготе с зонтиком и шляпою в руках, зато другая представляла его с черною козьею бородкой, какой отличалась Юлия Пастрана - знаменитая бородатая женщина того времени, в ее пестром андалузском одеянии, выделывающим замысловатые па и фанданго.

Отныне каждый день вездесущего господина можно было повстречать возле магазина гуттаперчевых изделий, находившегося в самом центре Петербурга, на Адмиралтейской помощи. Он останавливал проходивших мимо людей с самыми забавными ужимками и гримасами и обращал их внимание на выставленные в витрине статуэтки явное сходство их с самим собой. Изъясняясь, в зависимости от национальности прохожего, на русском, французском, немецком, английском, итальянском или польском языках, он рекомендовал приобрести забавные сувениры и при этом старался завести выгодные знакомства с богатыми и знатными людьми. Если же неожиданные собеседники отказывались от подобного знакомства, он, нимало не обижаясь, отвечал: «Была бы честь предложена, а от убытка Бог избавил».

Вхожий во все петербургские дома, прозванный «домовым Невского проспекта», Элькан был знаком и с Пушкиным. Внешне немного похожий на великого поэта, он всяческий старался усилить это сходство - подражанием ему в костюме, прическе, бакенбардах и даже походке. Можно представить радость вездесущего господина, когда на Невском проспекте его остановила приехавшая из провинции дама из разряда «синих чулок» - она приняла его за Пушкина! Будучи любительницей изящной словесности, провинциалка бросилась к мнимому поэту со словами:

- Боже мой, как я рада, наконец, встретить вас, мусье Пушкин! Как давно я стремлюсь познакомиться с вами, прочесть вам стихи мои! Однако никто не может вам меня представить и вот, наконец, представляюсь сама.

- Вы не ошиблись, - с достоинством отвечал Элькан. - Точно так, я Пушкин. Завтра утром буду ждать вас у себя.

Рассыпаясь в выражениях благодарности, охваченная восторгом дама попросила разрешения тут же, на улице поцеловать руку создателя «Евгения Онегина», на что мнимый Пушкин милостиво изъявил согласие. Расставаясь с нею, Элькан сообщил ей адрес поэта, предусмотрительно назначив для визита время, когда того можно было застать дома.

Можно представить изумление провинциальной любительницы поэзии, явившейся на другой день к настоящему Пушкину! Не менее ее визитом неожиданной гостьи был изумлен и сам поэт.

- Знаю, чьи это шутки, - догадался Александр Сергеевич. - Сильно Эльканом пахнет. Но это ему даром не пройдет.

Повстречав несколько дней спустя на Невском же проспекте Элькана, Пушкин сказал ему:

- Послушайте, Эль-хан, если вы еще раз осмелитесь разыграть мою роль, то, клянусь честью, вот эта палка разыграет на ваших плечах свою собственную!

Поеживаясь при виде тяжелой железной трости, которую Пушкин носил для укрепления рук, и вовсе не желая почувствовать ее удары, Элькан сознался в розыгрыше, остроумно назвал провинциальную даму «шутихой», от которой невозможно был избавиться, и с юмором поведал, как она целовала руку мнимого Пушкина на улице на глазах удивленных прохожих. Забавным рассказом он так рассмешил поэта, что тот сменил гнев на милость.

Известность этого господина была столь велика, что он еще при жизни сделался прототипом персонажей многих произведений. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» он появляется на балу в доме Фамусова в облике одного из гостей - Загорецкого. Вот что говорит о нм приятель Чацкого Платон Михайлович Горич главному герою комедии:

Я правду о тебе порасскажу такую,

Что хуже всякой лжи. Вот, брат, рекомендую!

Как этаких людей учтивее зовут?

Нежнее? Человек он светский,

Отъявленный мошенник, плут

Антон Антоныч Загорецкий.

При нем остерегись  - переносить горазд,

И в карты не садись - продаст.

Богатая барыня старуха Хлестова так отзывается о нем:

Двоих арапченков на ярмарке достал.

Купил он, говорит, чай, в карты сплутовал,

А мне подарочек, дай Бог ему здоровья.

Ни за что на свете Загорецкий не признается в том, что есть новость, которую он не слышал. Поэтому он так рьяно подхватывает слух о сумасшествии Чацкого - при его старании сплетня растет точно снежный ком:

А. знаю, помню, слышал.

Как мне не знать? Примерный случай вышел:

Его в безумные упрятал дядя-плут,

Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили.

На реплику изумленного собеседника:

Помилуй, он сейчас здесь в комнате был, тут.

нимало не смутившись, отвечает:

Так с цепи, стало быть, спустили.

Элькана мы узнаем и в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» - тут он носит фамилию Шприх. Он появляется в первой же сцене - внимательно следит за игрой, хотя сам за карточный стол предусмотрительно не садится и предлагает проигравшимся деньги в долг - разумеется, под немалые проценты. С таким предложением он обращается и к князю Звездичу:

Не нужно ль денег, князь? Я тотчас помогу.

Проценты вздорные… а ждать сто лет могу.

Шприха в кругу игроков замечает Арбенин:

Он мне не нравится… Видал я много рож,

А этакой не выдумать нарочно:

Улыбка злобная, глаза… стеклярус точно.

Взглянуть - не человек, - а с чертом не похож.

Арбенину возражает карточный шулер Казарин:

Эх, братец мой, что вид наружный?

Пусть будет хоть сам черт!  да человек он нужный!

и отзывается о Шприхе так:

Со всеми он знаком, везде ему есть дело.

Все помнит, знает все, в заботе целый век.

Был бит не раз - с безбожником - безбожник,

С святошей - езуит, меж нами - Злой картежник,

А с честными людьми - пречестный человек.

Короче, ты его полюбишь, я уверен.

Эту характеристику метко заключает Арбениин:

Портрет хорош, оригинал-то скверен!

Подобно Загорецкому, Шприх служит усердным переносчиком всякого рода слухов и сплетен, выполняя столь необходимую в светском обществе роль своеобразной ходячей газеты. Именно это имеет в виду Арбенин, с сарказмом отвечая представленному ему вездесущему господину:

Про вас я не слыхал, к несчастью, ничего,

Но многое от вас, конечно, я узнаю.

Именно Шприх подхватывает пущенный баронессой Штраль слух о романе Нины Арбениной с князем Звездичем, для большей убедительности представляя себя очевидцем и даже деятельным участником случившегося - примирителем враждующих сторон:

Меня просили сладить это дело…

Я принялся - и разом все поспело.

Князь обещал молчать… записку навалял.

Покорный ваш слуга слегка ее поправил

И к месту тот же час доставил.

На язвительную реплику: «Смотри, чтоб муж ушей тебе не оторвал»,
- завзятый сплетник хвастливо отвечаете:

В таких ли я бывал делах,

А обходилось без дуэли.

Это вызывает новую реплику:

И даже не был бит?

Постоянно занятый бесчисленными делами, Шприх стремится совместить одно с другим и, пересказав сплетню, сразу же переводит разговор на иную тему, пытается навязать своему собеседнику борзую собаку, свору которых распродает по поручению запутавшегося в долгах аристократа..

Изображали Элькана в своих произведениях и другие писатели. Почти одновременно с Лермонтовым также под фамилией Шприх вывел его в повести «Предубеждение» О.И. Сенковский.

Встретившись с ее героем, Шприх восклицает:

- Ах, как я рад, что встретился с вами! Поздравляю, поздравляю вас от всего сердца! Я слышал, что ваш двоюродный братец умер. Это должно быть вам очень приятно.

- Ты с ума сходишь, любезный Шприх! Он вчера женился.

- Неужто? А мне сказывали, будто он вчера он умер Я так обрадовался - не за себя, за вас.

- Как, ты обрадовался за меня?  Его смерть меня бы крайне огорчила. Я очень люблю брата.

- Но тогда бы вы получили наследство - тридцать тысяч дохода… Тридцать тысяч, не шутка!

В пестрой веренице персонажей веселого водевиля П,А. Каратыгина «Ложа первого яруса на последний дебют Тальони» мы вновь встречаем вездесущего господина. Он появляется в толпе осаждающей театральную кассу, в надежде раздобыть билет на выступление прославленной итальянской танцовщицы Марии Тальони и, конечно, встречает знакомых.

- Неужели ты еще не видел Тальони? - спрашивает его приятель.

- Я видел ее еще тогда, когда вы не имели о ней никакого представления! - отвечает Элькан с апломбом. - В двадцать втором году я видел ее дебют в Вене, потом в двадцать седьмом году в Париже. Я как теперь помню, что одном балете я сидел в ложе подле пожилой дамы, и когда восторженная публика начала бросать цветы к ногам знаменитой танцовщицы, я схватил букет белых роз с чепчика моей соседки и бросил его на сцену….

- Постой, постой! - прерывает его приятель. - Ты, мне кажется, врешь. Я читал этот анекдот в одном журнале..

- Очень может быть, - отвечает Элькан без тени смущения. - Весь Париж кричал об этом целый месяц.

Пробравшись к кассе, Элькан интересуется, кто из его знакомых сумел достать на представление ложу - он намеревается попасть в театр без билета.

- Посмотрите, пожалуйста,  в книге: не взяли ли Зубковы ложу в первом ярусе? - спрашивает он кассира. - Нет? Так, во втором, верно, брала мадам Тютю?  Тоже нет? Ну, так в третьем ярусе Глупенштраух? Опять нет? Нельзя ли просто постоять у кресел? Нельзя? Какие пустяки!

Убедившись, что никто из его знакомых ни с русской, ни с французской, ни с немецкой фамилией не сумел достать ложу, Элькан, напевая итальянскую арию, исчезает через боковую дверь. Вслед за ним появляется извозчик, который напрасно ищет не расплатившегося  плутоватого седока.

Т.Г. Шевченко, в молодые годы встречавшийся с Эльканом, писал о нем в автобиографической повести «Художник»: «Странное явление этот Элькан! Нет языка, на котором бы он не говорил, нет общества, в котором бы он не встречался, начиная с нашей братии и кончая графами и князьями. Он, как сказочный волшебник, везде и нигде: и на Английской набережной, у конторы пароходства приятеля за границу провожает, и в конторе дилижансов… тоже провожает какого-нибудь задушевного москвича, и на свадьбе, и на крестинах, и на похоронах, и все это в продолжение одного дня, который он заключает присутствием своим во всех трех театрах».

На протяжении нескольких десятилетий числившийся переводчиком по министерству путей сообщения, Элькан являлся на службу лишь за получением жалованья. Его имя встречается в мемуарах видного инженера путей сообщения Андрея Ивановича Дельвига - двоюродного брата поэта, друга Пушкина, изображающего вездесущего господина в1860-е годы, когда тот сумел попасть в окружение министра путей сообщения П.П. Мельникова. Как-то раз в присутствии гостей министр иронически поздравил его с награждением орденом и осведомился, благодарил ли тот племянницу Мельникова, поскольку на службе Элькан никогда не бывает и представить его к награде мгла только одна она. Награждение нашего героя орденом по рекомендации племянницы министра - обстоятельство, достойное и Загорецкого, и Шприха!

В буржуазном обществе второй половины ХIХ  века вездесущих дельцов и аферистов стало значительно больше, чем в дворянском обществе начала столетия. Подобным собирательным образом стал персонаж сатирической поэмы Н.А. Некрасова «Современники» Эдуард Иваныч Грош - во многом похожий на Элькана:

…Вечно встретите его:

Он на бирже, в думе, в банках,

Нет собранья без него.

Это высшего разряда

Фактор - сила наших дней,

Телеграфов с ним не надо,

Ни газетных новостей.

Светский мир и мир подпольный

Дань равно ему несут.

Как револьвер шестиствольный

Он заряжен. С виду шут,

Он непросто бьет баклуши,

Он трудится больше нас,

Настороженные уши,

Волчий зуб и лисий глаз!

Что вам нужно? Закладную?

Моську, мужа… дачу, дом,

Капитал? Рекомендую:

Не ударит в грязь лицом!

Честолюбье ль вас тревожит?

Он карьере даст толчок.

Даже выхлопотать может

Португальский орденок!

По руке пригнать перчатку -

Дело Грошпа! Всюду вхож,

Он туда протиснет взятку,

Что руками разведешь.


Рецензии