Клубок радости и печали 2. Жуткая школа

2.  Белая нить. Жуткая школа.
            
       Школа далась мне, на удивление трудно.
Это была такая тоскливая нудьга, что я готов был бежать на край земли.  Палочки, нолики… по одной-две буквы в день… вроде я дебил из леса! А остальные дети ничего, радуются! Выучил одну букву за урок и уже герой умственного труда! Составил два слога – гений!
Деды мои, они же, невидимые для людей Духи-помощники, крякали в недоумении и деликатно сообщали мне, что я не прав. И нечего злиться. Никто этих детей с пелёнок не учил. Не было у них четырёх наставников, как у меня.
Ладно, я согласен, Духов у них не было. Но бабушки и дедушки из плоти и крови были? Как раз четыре штуки у каждого получается. Что они всё это время делали? Я прямо слышал, как скрипят в детских головах шестерёнки несмазанные.
Бесило это меня неимоверно. Но приходилось себя сдерживать. Этот прекрасный алфавит я запомнил минут за пять. Ещё за десять понял, как писать и читать. Правда, на то, чтобы рука послушно выводила буквы, ушло дня три, но это дело тренировки.
Я бы и быстрее справился, но они орали! После уроков малолетние вундеркинды высыпали во двор и начинали бегать друг за другом с криками и воплями.  Я думал  «В индейцев» играют, ан - нет, просто в бессмысленные догонялки. «А-а-а-а»!!! Главное в этой игре  –  орать дурным голосом не замолкая. Потом надо догнать, завалить и снова орать! Тот, которого догоняют, вопит, словно его убивают. Это мне ещё повезло, что в каждом младшем классе было всего по паре  таких горлопанов, но орали они за десятерых.  Я ребенок тундровый, у нас кричать можно только в случае смертельной опасности. А если жизни ничего не угрожает, то  нельзя криком пугать зверя и птицу. Получается, меня пугать можно? Я что, хуже птицы? Ладно, я, а бабушки в соседних дворах? Как живы до сих пор….Учителям я бы памятники поставил, прямо перед школой. За терпение и снисходительность.  Понятно, что это игра. А вдруг на этот раз нет? Так что я пугался сразу по двум причинам: вдруг в запале поубивают друг друга или я оглохну.  Ну и за дедов моих было обидно. Старенькие они уже, перекричать ребятню им не под силу.
Так что сразу после уроков я бежал в парк, в благословенную тишину, которую нарушал только голос одного из моих Духов. Я был бы не против, если бы они говорили хором, настолько интересные истории они рассказывали.
 
       Вторая по значимости забава, которая выводила меня из себя  – ябедничать и выпендриваться. «А  мой папа… а моя мама… а ты…».  От первой забавы меня тошнило, вторая вгоняла в ступор. Потому что даже семилетнему дитяти ответ очевиден: а ты сам, кто? Я знаю, что я шаман, но говорить об этом мне запрещено.

       Кому по-настоящему было трудно, так это моим Духам.
Это просто счастье, что кроме меня их никто не видел и не  слышал, да и я с ними всегда говорил мысленно, так что сохранить инкогнито Духов было просто.
Обступив меня плотным кольцом, они в целях конспирации, то по одному, то хором талдычили.
– Не торопись, не спеши, делай вид, что не понимаешь, сиди тихо, молчи…
И это они, которые наперегонки запихивали в меня самые разные знания, непрерывно показывали события столетней давности, заставляли учить наизусть поэмы, легенды и предания, так что голова пухла. К семи годам я знал правила проведения всех обрядов, от свадебных до похоронных. Всех Божеств и Духов знал не только по именам и заслугам, но и в лицо. А традиции народов севера, со всеми подробностями и отличиями, загадки-пословицы Деды называли конфетками! И пичкали меня этими сладостями до икоты.
Теперь их главной заботой   стало не умственное, а физическое развитие ребенка, то есть – меня.  Духи  единодушно   гнали меня играть с детьми. Особенно им нравился футбол. Усядутся на скамеечку рядком и умиляются детям, бегающим наперегонки за  мячом.
–Тебе надо физически укрепляться. Шаман – это трудно, ты должен быть сильным, – поучали они.
Так что я записался и ходил с ними во все спортивные секции, включая танцевальный и шахматный кружки. В тринадцать лет они велели мне петь в хоре, потому что…
– Шаман во время камлания поёт. Ты должен петь красиво, а то нам будет стыдно перед Я Миня.
Вот оно что! Я думал, что Духи просто истосковались без работы, так они на меня набросились. Дух без шамана – горькая судьба, сорок лет отпуска, практически бесцельная жизнь.  И, наконец, я родился. Долгожданный потомок шамана Ингутана, великого предсказателя.  Это я понимал и даже жалел их, а они, они… им стыдно будет перед Я Миня? Если кто не в курсе, это Верховное Божество.

       Вообще, устройство мира по ненецкой мифологии, совершенно уникально. И, как всё уникальное – совершенно! Представьте, есть три мира: нижний, мир грешников, куда они попадают после смерти. Руководит этим миром при помощи злых духов Бог Нга.  Тоже добрым не назовешь. А вот праведники после смерти отправляются в верхний мир, к доброму Богу Нуму. Помогают ему хорошие божества, главная из которых Я Миня. Матерь всего сущего. У неё в руках книга Судеб, где написано когда, где должен родиться человек, как он проживет жизнь и когда умрёт.  Мы с вами живём в срединном мире под присмотром Божеств и Духов, соответствующих всем стихиям: воды, воздуха, земли, огня… По ненецким верованиям Духи живут везде, в каждом камне, в каждой травинке. Маленький судья нашим поступкам. Поэтому так много правил, много запретов. Нельзя втыкать нож в землю – земля обидится. А на самом деле,  так повреждаются корни растений, а они в тундре на вес золота. Нельзя бросать камни в воду, Дух воды  обидится. А на самом деле, зачем рыбу пугать, водоём загрязнять? Нельзя кричать,…  Эти правила в тундре каждый ребёнок знает. Придуманы они для того, чтобы сохранить мир: тундру, оленя и человека. Кстати, ненцы называют тундру – Вы.  А оленья – Ты. Такая простая формула: я, человек, ты – олень, вы – тундра,   равно жизнь.  Вам наверно трудно понять, я-то это с пеленок усваивал.

       Ну, вот чтобы моим дедушкам не было стыдно перед Я Миня,  к десятому классу я вырос высоким, мускулистым и обаятельным. Этакий Брэд Питт национального разлива, самозабвенно отплясывающий ламбаду и распевающий гимн края без аккомпанемента в перерывах между математикой и химией. На вопрос, зачем шаману химия  мои любвеобильные деды отвечали возмущенным хором:
–Что б было!

        Спасло меня от побега то, что уже к середине  учебного года  детишки втянулись, стали соображать быстро и охотно. Как-то сами собой определились отличники, хорошисты и троечники.  Учиться и жить стало гораздо интересней. К тому же,  все десять лет я учился в школе в две смены. Обычные уроки с одной учительницей и вторую смену с четырьмя наставниками. Эти великие комбинаторы оказались пронырливыми и изворотливыми. Когда один из них садился рядом, я брал любую книгу, открывал её и… смотрел видения, которое посылал Дух. Минуты через две он говорил:
– Переверни страницу.
Так что все вокруг видели, что я просто читаю. Однажды, в седьмом классе я решил разыграть дедов и притащил из библиотеки книгу Аллы Громовой «Сибирская шаманка». Открыл, приготовился слушать Нойко, но тот молчал. Долго молчал, целую минуту, потом говорит: – Переверни страницу.
Оказалось, он читает! Вскоре все мои Духи собрались вокруг и увлечённо читали о силе рода сибирских шаманов. Дочитав, они удалились посовещаться.
В результате добрые дедушки, мои Духи-помощники  решили, что моё образование грешит прорехами и удвоили усилия. Ну, как вам такой поворот?
Так что  я залез в Интернет и нашёл ещё кучу книг по моей специальности, то есть, о шаманах. И пока один читал мне лекцию, остальные штудировали найденные мной книги. И все были довольны.
Меня немного огорчало, что я так ни с кем  по-настоящему не подружился. Так, чтобы  на всю жизнь! Просто потому, что никому не мог доверить свою тайну. Да и не хотел. Променять общение с моими Духами на пустые разговоры… Нет, самыми настоящими друзьями были мои дедушки.

       Счастливые школьные годы. И каникулы. Особенно летние. Я свято верил, что деды меня не обидят, но каждой весной страшно мне было, не передать.


***


***


Рецензии
Действительно, умора, Мария. С большим юмором написано.
С улыбкой,
Любовь.

Любовь Царькова   14.12.2020 08:44     Заявить о нарушении