йога для жизни

Продолжаются мои занятия йогой и наблюдение за собой. И хотя сторонний взгляд успехов по-прежнему не разглядит, мои тело и ум благодарны за помощь.

Занятие йогой в зале для меня обычно проходит так.
Два раза в неделю я доставляю туда тело, представляющее собой некую аморфную массу, в которой где-то что-то болит или, как минимум, доставляет дискомфорт.
Далее происходит разделение этой массы на части. На этом этапе цель – обнаружить органы и разные части тела; определить, где они находятся и что умеют.
А затем из этих отдельных частей, как конструктор, собирается целое.
И это уже осознанное целое, а не набор субпродуктов.

тепло
Пару лет назад у меня появилось странное чувство, что мои ладони излучают тепло. И я могу знакомиться с предметами не на ощупь, а просто поднося к ним руки.
Из-за разъездов некоторое время не ходила на йогу, сама почти не практиковала, и, вернувшись в Москву, заметила, что руки вновь стали неживыми. Растирала их, разминала – бесполезно. Однако занятия возобновились, и, делая намасте (жест приветствия), ощутила, что тепло пошло.
Нет, я не считаю себя экстрасенсом, и никого исцелять (даже себя) возложением рук не собираюсь. Но определенно что-то есть. Полюбила, когда гуляю и никто меня не видит, потихоньку раскрывать ладони и чувствовать, как через них протекает прана.

Перлы
Зачем вы скукоживаете живот? А зачем вы скукоживаете брови?
***
Если вы знаете за собой грешки вроде того, что одна ваша нога короче другой, вот сейчас у вас есть возможность себя выровнять.
***
Слова, ласкающие слух: «Аккуратно выйдите из позы». С каким облегчением после них  сваливаешься на пол!
***
По пятницам хожу на класс йоги «Антистресс». По названию не трудно догадаться, какова его главная установка. Преподаватель призывает нас и дома заниматься, по возможности, хоть что-то делать, поскольку «стресс у нас каждый день, а боремся мы с ним раз в неделю».
***
Делаем перевернутую позу. Одна из практикующих испуганно кричит: «Лена, посмотрите, я не пойму на чем я стою. Кажется, я вообще ни на чем не стою!» И далее умиротворенно: «Но мне так хорошо!..»

кто ж так сидит!
Сегодня два часа один на один с преподавателем (народ манкирует занятиями) тянулась макушкой вверх, в дандасане поднимала грудную клетку и удерживала спину прямой, что для меня серьезный труд. И вот вся во власти этой идеи ровности позвоночника отправилась поработать в Ленинку. А перед ее входом, как известно, памятник Достоевскому. Как глянула на него сбоку! Федор Михайлович, голубчик, ну кто ж так сидит! С такой осанкой, с таким вопросительным знаком заместо спины только депрессивное и напишется!..

любители позаморачиваться
На йоге. Преподаватель: «Кто любит заморачиваться, для выполнения этой позы берет 2 стула, 4 одеяла, 2 мешка с песком. Кто любит «по-простому», ничего не берет.
Да, значит, Юля берет все, что я перечислила, а все остальные просто ложатся на пол».

я пока не замужем
Разговорчивый человек на йоге – сущее наказание: вопросы, жалобы, комментарии очень мешают практике. Но здесь новый специализированный класс «Здоровье груди», самое первое занятие, вопросы отчасти уместны.
И вот такая разговорчивая дама, возраст плохо определяется – при беглом взгляде показалось в районе сорока (но, видимо, все-таки меньше). В течение двух часов она умолкала лишь изредка, без конца о чем-то спрашивала, делилась любым своим ощущением в каждой части тела. В конце занятия Лена предложила ей выполнить шавасану на боку для беременных.
– А я никогда не была на практике для беременных… Но все еще впереди!
Редкие усталые (от нее, прежде всего) смешки в зале – думали, шутка.
– А что, есть мотивация для беременности?
– А как же! Конечно.
Лена, деликатно скрывая удивление: 
– Тогда просто приходите в класс для беременных. У меня много таких историй было – только еще планируя ребенка, начинают заниматься по программе, погружаются в эту энергетику, и вскорости все получается.
– Я об этом думала, – говорит дама, – хочу прийти, но стесняюсь.
– Ерунда, нечего тут стесняться.
– Э-э-э… Но я пока не замужем…
Тут уж грохнули все.
Лена, покатываясь:
– Да, с этим я вам не помочь не смогу. У нас тут не клуб по интересам, и мужчин, сами видите, немного.

плачьте для мягкости
На йоге «женский класс» проводил мужчина. И не просто мужчина, а один из зачинателей йоги в России. Я вообще-то мужчин йогинов опасаюсь, у них слишком жесткая манера преподавания. Но тут была замена, и Александр такой… хороший. Лет десять назад он уже пытался улучшить мою бадхаканасану с помощью грузов. Было тяжело, больно, и, должна заметить, что до сих пор эта поза у меня также плоха.
Перед занятием дамы дружно просили у него быть «помягче». «Конечно, конечно», – успокоил он. И со своей стороны был мягок, хотя мои представления о мягкой практике несколько иные. Суть не в этом. Хорошо так, на свой лад, поправив мне гомукхасану и обратив внимание на мое перекошенное лицо, вдруг посоветовал: «А вы поплачьте». Я изумилась: «Зачем это?» – «А тело становится мягче, легче гнется».
Наверное так, но совершенно не мой случай. Разозлиться бы еще могла, но заплакать?..

сглазила
Глазливая стала. Подумать нельзя, не то что вслух произнести.
Иду вечером домой и размышляю: Надо же, совсем у меня перестала болеть поясница. Раньше – постоянно, а тут уже несколько месяцев не вспоминала. Это все йога. Молодец я какая. А может, помогли новые упражнения, которые начала делать по утрам. Или (радуюсь озарению), это витамины веганские, которые на iHerb заказала и пью полгода, – наверное, они работают.
В общем, с удовлетворением перебираю свои заслуги, как вдруг, одна нога резко уезжает вперед. Там ведь свеженькая плитка, да в ледяной глазури, которую сверху снегом припорошило. Отчаянно пытаюсь устоять, исполняя безумный танец – ноги поочередно то вверх, то в стороны. Надо было, конечно, сразу смириться и падать, отделалась бы синяком. А так, натанцевавшись, все равно грохнулась, но при этом «выдернула» и шею, и поясницу.
Теперь шаркаю согбенной старушкой.
И призываю на выручку своих гипотетических помощников: йогу–упражнения–витамины. 

еще не
Была у аюрведического доктора.
Он из Индии, но двадцать лет живет в России, отлично говорит по-русски и прилично пишет. Однако не все идиомы ему подвластны. Что совсем неудивительно, и с носителями языка случается – недослышали, додумали свое и порой вполне логичное. Так и мой доктор. Ободряет меня: «Ну, еще не ветер».
Теперь всегда буду так утешаться: «Еще не ветер».

йога по Хармсу
«А давайте мы хоть немного полежим на палочке», – предлагает слегка экзальтированная дама перед началом занятия по йоге. «Она на этой палке помешалась, – угрюмо поясняет ее муж. – Раз попробовала и теперь: «Купи палку да купи палку». «Ну, тогда давайте», – соглашается тренер. И раздает нам по круглой деревянной палочке, которую нужно подложить под позвоночник аккурат от копчика до шеи. Чтоб она аж в основание черепа уперлась. Легли. Через некоторое время решаюсь спросить: «А мы, собственно, зачем лежим?» – «Связь устанавливаем между низом и верхом спины. Кто-нибудь чувствует эту связь?» И все загалдели: «Чувствуем. Прям как стрела по позвоночнику проносится! Прям как огонь пробегает!» А у меня ничего не проносится и не пробегает. «Я в своем репертуаре, – думаю с досадой. – У всех огонь, а у меня только искорки бестолковые». До меня добрались: «Юля, а вы связь чувствуете?» Юля честна: «Нет, я только боль в разных местах чувствую. И неудобство всякое».
«Значит, палочный метод – не ваш метод», – без улыбки каламбурит преподаватель.
«И точно, – вспоминаю. – Мама рассказывала: когда со мной в детстве по-хорошему, так хоть веревки вей. А если по-плохому – с места не сдвинуть».
Так и не установилась в моем теле связь. Продолжаю жить без связи, без центра. Так может, я Вселенная? 


Рецензии