Староверы или старообрядцы?

Длительное время я слушал лекции профессора Александра Владимировича Пыжикова. Но особой системы не было: что попадет, то прослушаю. Но 17 сентября 2019 года он умер. И тут ютуб разместил  его записи под названием "Александр Пыжиков. Все записи" (всего 67 видео. Последнее обновление 17 сентября 2020 года). Когда я начал системно все прослушивать,  стали возникать некоторые вопросы.
Наш прапрадед по линии матери Цепелев Кузьма Григорьевич в 1887 году, уйдя в отставку, очевидно из Туркестана в звании капитана, получил земельный надел в деревне Черновой, где и занялся землепашеством.
Мы с детства знали, что в Черновой жили "двоедане". Церкви там не было и  молиться они куда-то ходили в деревне.
Поскольку мать - учитель, поставила бабушке условие, чтобы нас не приобщали к религии, я имею слабое представление обо всех этих вопросах. Но вопросы возникали, и помню, что, когда я начал расспрашивать бабушку, что такое рай, она сказала, что надо мне сходить к тетке Ульяне, у которой есть икона, где этот рай очень хорошо нарисован.Самый главный признак - "там яблоки растут".
Мне известно, что большинство населения тех мест были староверами (или старообрядцами?). Кем они были - "поповцами" или "беспоповцами"?.
Например, в Пеньках, где родились и жили наш дед Полиевкт Прокопьевич и отец Иван Полиевктович,  была церковь. У нас даже сохранился рассказ, как вернувшись с церковной службы, дед обнаружил, что потерялся Иван. Потом вернулись и его нашли в церкви, где он заснул во время службы под лавочкой. Был ли дед православный или старообрядец/старовер не знаю. Но бабушка Анна Игнатьевна была из-под Витебска и, очевидно, она в церковь ходила как православная. В деревне Поротниковой была часовня, остатки которой и сейчас сохранились.
 А вот нашему прадеду по линии матери Федору Кузьмичу сельсоветом была выдана справка, где было сказано "Избирательных прав лишался в 1921, 1929 года "как служитель старообрядческого культа".
В общем, со всеми этими вопросами еще предстоит разбираться.

Брат Николай после прочтения моего опуса дал некоторые пояснения: "Пыжиков там много чего нагородил. Прочти "В лесах" Мельникова - Печерского там все ясно описано. Староверы или старообрядцы тоже православные. Они были православными еще до церковного раскола. В Пеньках была церковь единоверческая. В черновой жили беспоповцы у них были молельные дома.

Единоверцами принято называть членов Русской Православной Церкви, которые в богослужебной практике и домашнем укладе жизни придерживаются старого, «дониконовского» обряда. Постепенное сближение старообрядцев с официальной Церковью началось ещё в правление Екатерины II, а оформилось в царствование её сына – Павла I.

В 1800 году митрополит Платон (Левшин) с одобрения императора установил особые правила единоверия, согласно которым раскольников, желающих присоединиться к Церкви принимали в это общение по старому обряду, так же и священников для них рукополагали в официальной Церкви, но по дореформенным книгам.

Богослужения единоверцам дозволялось совершать также по-старому, сохраняя уклад жизни и традиции, присущие старообрядцам. Единоверческие приходы, подобно православным, находятся в подчинении архиереев РПЦ.

Общинность и трепетное отношение к обрядовой стороне жизни – характерные черты единоверческих приходов. Так же, как у старообрядцев, службы не сокращаются - всё, что положено петь и читать, поётся и читается полностью, потому богослужение значительно длиннее обычного православного. Отсутствует многоголосное пение – только древнерусский унисонный распев.

Мужчины и женщины стоят согласно уставу – в разных местах храма, на почтительном расстоянии каждый друг от друга, обычно – со скрещёнными на груди руками. Все действия совершаются неспешно и синхронно, в положенные для этого моменты службы – креститься, делать поклоны принято всем вместе. Вообще, особого «движения» в храме во время богослужения нет – всё очень чинно.
 
И если в богослужении соблюдается дореформенный устав, то в домашней жизни – дореформенный уклад, вплоть до предпочтений в одежде.

Так, например, при посещении храма, единоверцы, подобно старообрядцам, стараются одеваться в русский национальный костюм, хотя на этой традиции обычно сейчас не настаивают.

Впрочем, домашняя и приходская жизнь у единоверцев (или как их ещё называют – «православных старообрядцев») тесно взаимосвязана и не разделена. Согласно мнению единоверческих священников, дисциплинированность и собранность внешняя, побуждает к дисциплинированности внутренней, к более собранному следованию за Христом.
Помимо Евангелия и Апостола, духовным руководством для единоверцев является святоотеческая литература и такие древнерусские памятники как «Кормчая книга», «Стоглав» и «Домострой», но при этом общины, обычно, не испытывают проблем с радикальным религиозным поведением.

Первый единоверческий епископ, священномученик Симон (Шлеев) в начале ХХ века писал: «Единоверческие приходы отличаются от православных приходов монастырским укладом церковной жизни. В них, например, очень живо чувствуется иноческое отношение настоятеля и братии.

Прихожане, как и братия обители, избирают себе настоятеля и вместе с ним управляют своей приходской общиной».

Общинность их, как правило, не формальная, а самая что ни на есть действующая: каждый вкладывает свою «десятину» - то есть, по мере сил участвует в жизни общины, также существую приходские советы, которые могут возглавляться как прихожанами из мирян, так и настоятелем.

Было время, когда единоверческие общины, оказываясь без рукоположенного священника, совершали богослужение «мирским чином» (кроме Литургии), под руководством одного из членов. При этом они могли жить и вести образовательную и хозяйственную деятельность. Священников обычно выбирает себе сама община – из активных прихожан, которые, получив образование и рукоположение, приходят туда уже как часть её.

В отличие от старообрядцев, единоверцы более открыты людям «со стороны» - в единоверческий храм может прийти из любопытства любой желающий и помолиться так, как привык – по новому, или по старому обряду.
На сегодняшний день, по разным источникам, в мире насчитывается примерно 40-50 единоверческих общин. Однако, точное количество их неизвестно – многие из них не имеют своих помещений, какого-либо определённого статуса, или не зарегистрированы вовсе. До революции 1917 года в России существовали единоверческие монастыри, однако сейчас в РПЦ не осталось ни одного такого монастыря".

Татьяна Ботанина (Зыкова) дополнила текст следющим:
" Очень жалко, что в Пеньках не сохранилась единоверческая Богородице - Казанская церковь, мне мама тоже рассказывала про убранство внутри церкви, говорила, что было очень красиво, и икон было много. Когда все выносили из церкви, то икон насобиралось столько, что еле помещались они в маленькой часовенке при церкви, которая стояла по левую руку в ограде при входе в церковь (это с той стороны, где была кинобудка), и еще она рассказывала, что на иконах топтался какой то мужик (она мне говорила его имя, но я в то время не вникала, а зря)и что у него потом ноги отнялись...правда это, или нет не могу сказать. И про колокол сказала, что его прямо с колоколенки на землю сбросили, и кресты тоже.
А про один крест сейчас напишу, он все еще жив, самый маленький, который был при входе у двери...так вот его подобрала просвирня (может не так пишется), она этот крест унесла домой, и сказала своим близким, что когда я умру, то на могилку его мне поставьте. Они так и сделали, но сейчас на могилке сделан новый памятник, а крест привязан с обратной стороны в памятнику, в Троицкую субботу мы ездили, я видела этот небольшой крест, он все еще сохранился...вот такая история, как смогла, написала ( писать, вернее излагать так, как пишите вы, я не умею), у вас так хорошо пишется, читать интересно...Про крест мне тоже мама рассказывала, а потом подтвердилось при переписке с моей деревни с женщиной...
А когда я уже уехала из Пеньков, то у клуба крыша обвалилась, и вместе с землей на полу нашли большую икону, какую не знаю, но брат сказал, что её увезли, либо в Бутку в церковь, либо в Талицу, вот бы узнать какая была икона, брат (его уже нет в живых) говорил, что икона большая была, больше метра высоты...
Вот и в Поротниковой уже крыша обвалилась, мы нынче с мужем туда съездили опять, состояние здания очень плачевное....сейчас снег наметет во внутрь, потом дожди пойдут....так и погибают старые часовни и церкви....
Моя прабабушка Марфушка (если помнишь) когда громили церковь, притащила домой крест (небольшой такой- дерево, обшитое железом) и этот крест стоял в амбаре- она наказала- "Когда умру, поставьте на могилку" . И вот этот крест стоял с 1969 года . Только нынешним летом я поставила ей другой памятник. А этот крест приложили к могилке.
Это написано было мне жительницей нашей деревни Бурловой галиной Афанасьевной.
Надо будет сфотографировать этот крест..."


Александр Пыжиков. Все записи 

На заставке - развалины часовни в деревне Поротниковой (Фото Татьяны Батаниной - Зыковой)


Рецензии