У каждого свой лист Мебиуса. Фильмоскок и семейная

ТАЙНА МЕБИУСА
Продолжение

У КАЖДОГО СВОЙ ЛИСТ МЁБИУСА

Я вернулась к своей повседневной психологической работе. Ко мне пришел десятилетний мальчик. Паранормальность его заключалась в том, что он давно страдает нарушением сна. Жалуется, что не может заснуть до тех пор, пока «как следует, не раскачается». Я попросила объяснить, что он под этим подразумевает.

- Ну, перед тем, как заснуть, я усаживаюсь на стул и качаюсь. Долго-долго: влево - вправо, влево - вправо.
- Покажи, пожалуйста, как ты это делаешь.

Артём уселся на стул, словно на коня или на велосипед, закрыл глаза и начал медленно раскачиваться из стороны в сторону, как гнущаяся на ветру тростинка.

- И что, ты прямо на стуле засыпаешь?
- Нет, перехожу в кровать, когда устаю.
- И долго качаешься?
- Полночи. Засыпаю поздно, поэтому первый урок просыпаю. Мама ругается, учителя тоже. Скоро в спортивный лагерь ехать - там мальчишки смеяться надо мной будут, они непривычные к паранормальностям. Помогите.

Даже не представляю, с чего начать работу с мальчиком. Взрослые часто жалуются на бессонницу, это понятно, в этом даже никакой паранормальности нет. Я и сама страдаю бессонницей, особенно, когда много работаю и переутомляюсь. Но чтобы бессонницей мучился десятилетний ребенок - невероятно!

- А как тебя дома зовут?
- Мама называет меня Тёма. Но мне это не нравится.
- А вот если бы тебе предложили изобразить на рисунке, как выглядит Тёма, ты бы его каким изобразил? Возьми вот там, на столе, цветные карандаши, бумагу - нарисуй.
- Я плохо рисую. Моим родителям давно, когда я только пришел в школу, сказали, что нужно развивать мелкую моторику руки. Для этого меня отдали в кружок резьбы по дереву. Кстати, мне скоро туда бежать! - мальчик тревожно посмотрел на часы.
- Какие ты слова серьезные знаешь: «мелкая моторика»! Скажи честно, а ты с желанием в этот кружок ходишь или потому, что «сказали»?
- Мне это очень нравится. Многое получается.
- Думаю, что и Тёма у тебя хорошо получится.

Артём подумал и нарисовал Тёму тигром, убегающим от охотников.

- Тёма - это ты?
- Да.
- А тигры кто?

Артём, не задумываясь, ответил мне:

- Тигры - это учителя, которые гонятся за мной.
- А родители среди них есть?
- Да, - неохотно признался мальчик.

Я провела с Артемом сеанс аутотренинга и назначила ему встречу на завтра. Сама погрузилась в раздумья: что все это может значить? И тигров мальчишка боится, прямо как Зощенко.

По рисунку Артёма я поняла, что он мальчик старательный, учится в школе хорошо, но лезет из шкуры вон, чтобы удержаться на уровне выше среднего. Благодаря успехам в учебе ему удается завоевывать уважение в семье. Он опасается, что снижение школьной успеваемости вызовет спад родительской любви и внимания. Это для него стало особенно важным сейчас, потому что два месяца назад у Артёма появилась сестренка, на которую переключилось все внимание родителей. Мальчику, конечно, стало казаться, что и любят сестренку больше, чем его. Итак, его самооценка, его «Я» зависит от достижений в школе. Отсюда стало понятно, почему бедный, беззащитный Тёма убегает от свирепых тигров-учителей и родителей, а он так нуждается в более нежном к нему отношении. Не зря мальчик отвергает и форму имени Тёма, которой называет его мама.

Вечером я позвонила его родителям и объяснила им, что мальчика необходимо убедить, что его ценят самого по себе, показать своим поведением, что родительская любовь не зависит от отметки за контрольную работу.

Кроме того, Артём очень перегруженный ребенок. В дополнение к школьным урокам он занимается еще и резьбой по дереву, и токвандо. Подолгу смотрит телевизор. Плотное расписание заставляет ребенка разрываться, постоянно испытывает на прочность его силы. По вечерам мальчик не в состоянии перейти от лихорадочной дневной активности к спокойному сну. Я позвонила его родителям вовремя: они готовились купить Артёму еще и компьютер. Перегрузка была бы громадная.

Его покачивания телом мне совсем не нравились, эта паранормальность имела вредные формы. Я обратилась к специальной литературе. Причина периодического поведения неизвестна. Во всех книжках, которые я просмотрела на эту тему, а их оказалось совсем мало, отмечается, что явление это очень неизученное. Однако в каждом источнике написано, что для маленьких детей периодическое поведение - явление вполне обычное и прекращается само по себе. А в одной книжке по психиатрии я прочитала, что периодическое поведение становится причиной для серьезного беспокойства, если возникает у детей старше.

Пришлось позвонить знакомому психиатру. Он в свое время лечил Адриана, довольно успешно прерывал у него запои. Известный человек, гипнотизер. Он назвал это явление «ритуалами» и сказал, что «ритуалы» сопутствуют аутизму, умственной отсталости или слепоте, чем меня страшно обеспокоил, однако ничего подобного у Артема не было.

- Возможны такие ритуалы и при эпилепсии, - еще более расстроил он меня.

Мне стало тревожно за Артёма. Такой симпатичный голубоглазый мальчишка, умница, фантазия у него богатая. Я попросила знакомого психиатра осмотреть мальчика. В долгу не останусь. Психиатру я иногда снимала депрессию: сапожник-то без сапог.

***
То ли под впечатлениями Артёмовых рассказов, то ли по каким-то еще неведомым причинам, приснился мне забавный сон, коему условное название я дала «Учительский рэкет».

Школа. Идет урок. Я работаю психологом в этой школе. Возможно также, что я еще школьница. В общем, нечто смешанное. Я на уроке в каком-то незнакомом мне классе. Вдруг в класс врывается женщина с сизым пропитым лицом, полная агрессии, готовая обрушить эту агрессию на первого встречного. Она нападает на одну из учениц, грубо схватив ее за ручонку:

- Почему ты только что бегала по коридору?! Кто тебе позволил так себя вести?! - истошно кричит женщина, и ее лицо покрывается разноцветными пятнами.

Молодая учительница объясняет мне, что это «школьная гроза» по фамилии Вышепереведенцева, бывшая учительница, ныне пенсионерка по инвалидности из-за случившейся с ней душевной болезни. Из любви к учительскому ремеслу она продолжает следить за дисциплиной в школе, хотя на пенсии уже давно. Ее боятся не только ученики и родители их, но и учителя, и даже директор со всеми завучами и завхозами школы.

Я выхожу в коридор, чтобы побеседовать с грозной Вышепереведенцевой. Вдруг она меня пугается и затихает. Выражение ее лица и даже его черты в течение нескольких минут беспрерывно меняются. На нем можно уловить все проявления каких бы то ни было известных науке душевных недугов. Кротким голосом Вышеприведенцева начинает оправдываться: жить ей не на что, поэтому, чтобы иметь хоть какие-то средства к существованию, она вынуждена намеренно приставать к ученикам и работникам школы с замечаниями. Они, чтобы отделаться, дают ей взятку, примерно так, как автомобилисты, нарушившие правила движения, дают взятку работникам дорожной инспекции.

***
Артём побывал у психиатра. Слава богу, предположения о страшном диагнозе не подтвердились. У мальчика просто закрепилась детская привычка «раскачиваться». Почему - это уже другой вопрос. Как я думаю, будучи маленьким, Артем, вероятно, таким способом привлекал внимание своих родителей, - ведь взрослым трудно игнорировать поведение, которое они считают необычным. Мальчик это подсознательно понял, и мотивация такого поведения усилилась. У каждого своя паранормальность и свой лист Мёбиуса.

Я провела с Артёмом несколько психотерапевтических сеансов. Через некоторое время он изобразил себя охотником, настигающим тигров. Охотника звали Арт. Я стала проводить с Артёмом психологические игры, направленные на формирование адекватной реакции на любую внезапность, какая бы в жизни не встретилась. Работали мы с его самооценкой. В конце концов, мальчик заявил, что ему вдруг понравилось его полное имя Артём. Оно стало казаться ему каким-то уравновешивающим между нежным Тёмой и жестким мужественным Артом. Мы продолжали работать и с его сновидениями, которые возникали уже без раскачиваний, и коэффициент полезной паранормальности у ребенка повысился, он перестал бояться насмешек.

"ФИЛЬМОСКОК" И СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

Ночной воздух сотрясал междугородный звонок. Босиком и без халатика, как спала, голенькая, я подбежала к телефону и схватила трубку:

- Да, алле!
- Наташа, здравствуй! Это я.
- Кто? Я не поняла.
- Денис. Вот ты меня уже и узнавать не стала.
- Как же я тебя буду узнавать, если десять лет уже прошло?

Звонил тот самый Денис, жена которого давным-давно навела на меня порчу, а бабка Сониха сняла.

- А ты знаешь, я соскучился!

Скажите, как вовремя! Сашенька принес мне тапочки и, полуобняв, накинул на мои плечи халат.

- Да нет, ты знаешь, я все это время скучал, прямо томился. Только никак не проявлялся. Наши общие знакомые сообщали о тебе кой-какие новости, а сам звонить я не решался.
- Ну, рассказывай, как ты жил без меня, раз позвонил?
- Плохо жил.
- Ну, если бы ты без меня вовсе не жил - другое дело. А так - скучно.
- Нет, правда, очень плохо жил, почти не жил. Света от меня уехала. Вот уже год, как.
- Куда это она уехала?
- Ну, ты знаешь, ты ведь роковая женщина. Рыжая. Из-за тебя все мужчины запивают.
- Так уж и все?
- Твой муж-то ведь пил.
- С моим мужем вообще все было сложнее. И не из-за меня он вовсе пить начал. Я его застала уже с полувековым стажем пития. А вообще-то ты так долго не звонил, что я уже второй раз успела замуж выйти.
- Уже?!
- Не тебя же ждать, Денечка, пока твой стаж пития до полтинника не дотянет! Тебя я тринадцать лет назад ждала.
- И Света меня бросила. Так вот, когда ты уехала в Москву, - такая тоска меня взяла! Интеллектуально пообщаться не с кем. Все какие-то серые, скучные.
- А мы с тобой, оказывается, вели интеллектуальное общение?! Теперь я понимаю, почему мы редко виделись! Размеры интеллекта не позволяли!
- Ты не изменилась. Все такая же гангрена.
- Угу.
- Ну и запил я, ты знаешь. Начал вдруг крепкие напитки потягивать вечерами...
После того, как Света поменяла квартиру, Денис стал жить в морге, где днем работал судмедэкспертом, а ночью сторожем. По-видимому, из-за того, что имел свободный доступ к спирту и запил.

- А твоя фотография у меня до сих пор в книжном шкафу стоит. Света с нее пыль стирала. Она знала, что ты меня вдохновляешь, и не выбрасывала.
- Так я еще и роль вдохновительницы играла! Надо же! Можно сказать музы! Только вот почему-то от поцелуев музы ты не стал ни поэтом, ни музыкантом, ни художником... Зря, выходит, старалась. Стало быть, мои поцелуи мужчин только на пьянство вдохновляют.
- Я говорю, какой была язвой - такой и осталась.
- Да... А фотографию мою, я думала, давно разорвали на мелкие-мелкие кусочки и в снег выбросили, как Ипполита в «Иронии судьбы». Так как же Света решилась тебя бросить?

Света всегда ждала Деню с работы, приготовив ему целый тазик с макаронами по-флотски или жареной картошкой, всякие солености, копчености и печености. Не обходился ужин и без рюмочки: как же, муж пришел усталый. А Денис, пока каждой знакомой юбкой слюни не оботрет, «интеллектуально общаясь», - тазиком не соблазнялся. И вот теперь «Света бросила». Не знаю, как должен был перевернуться мир, чтобы подобное произошло.

Однако произошло. Деня стал баловаться крепкими напитками все чаще и чаще. Света не выдержала и уехала в другой город, открыла там свое дело, частную аптеку. Сын родил ей внука, и стала она самой молодой бабушкой, едва достигнув возраста Христа. В таком «расхристанном» положении Света была счастлива, охваченная новыми заботами. Временами звонила Денечке, справиться, не скончался ли муженек ее с голоду и кто ему теперь шнурки гладит.

- А первого мужа, наверное, уморила? С тебя, с ведьмы, сбудется!
- Да нет. От водки умер, сердце не выдержало.
- А за кого замуж-то вышла? - не унимался Денечка.
- За самого лучшего мужчину на свете!
- Очень я за тебя рад.
- Даже не представляла, что так могу быть счастлива в семейной жизни. Ты же помнишь, я не собиралась замуж никогда и в будущем не видела себя чьей-нибудь женой.
- Я, правда, рад за тебя. Ты знаешь, а я поседел. И чуть было не помре...
- А он настоящий. Самый настоящий мужчина, - перебила я Денины всхлипывания.

Так тебе, Денечка! Сарынь на кичку! На! Жри! Подавись! И пр., и др., и т.п. Тысячи ругательств на твою харю! «Не решался мне позвонить»!

Кроме гнева, да и то давно уже перешедшего в равнодушие, к Денису я больше ничего не испытывала. Но гнев давно исследован учеными. Это довольно скучно, это чувство описывается точными лабораторными показателями: меняется пульс, дыхание. Симптомы моей к Денису любви, которая когда-то была, можно было спутать с другими реакциями организма: от расстройства пищеварения до маниакального поведения. На такой любви семьи построить мы с ним никогда бы не смогли. Правда, для создания семьи ему со Светой совсем не нужна была романтическая любовь. Продолжение рода они обеспечили без нее, романтика в этих отношениях - лишь нелепое излишество. Их отношения достигли репродуктивной цели, и дальнейшие глупости можно было прекратить.

Однако еще остаются на Земле редкие особи, которых пронзили стрелы старомодного Купидона. К таким особям я отношу и себя. Когда мы влюблены, нас как бы уносит каким-то потоком. Начинается жизнь после смерти (почти по Моуди!). Касание рук, обмен взглядами, в самом деле, вызывает импульс в мозгу, который выпускает поток в нервные окончания и кровь. Покровы таинственности с любви давно сняли ученые мужи, которые исследовали жизнь до смерти. Они все объяснили наученным языком, все измерили и компьютеризировали.

Современные Базаровы объяснили даже, почему любовь избирательна. Оказывается, каждый человек держит в своем мозгу уникальный путеводитель к своему «идеалу», который создается с ранних впечатлений детства. Интонация, с которой шутит отец, манера матери причесываться и улыбаться... И в определенный момент возникает сигнал: «Это любовь!», примерно такой, какой издает электронный будильник или СВЧ-печь, когда время приготовления пищи по программе закончено, и печь «пищит» до тех пор, пока блюдо не вынут...

У меня такой сигнал возник почти сразу, как я увидела Сашу. Может, раскрытая газета, с которой Саша сидел в ожидании клиента, тому виной, когда я его в первый раз увидела? Мужчина с газетой на диване давно стал символом домашнего очага, уюта и мужественности для многих женщин! Однако не для меня. Для меня это условный рефлекс, служащий, скорее всего, возникновению абсолютно противоположного чувства. В причинах «любовной болезни» ни один сказочный доктор Здоров с помощью своего суперкомпьютера не разберется. Не так всё просто.

Любовный стресс у нас с Сашей давно прошел. Внимательные Базаровы заметили, что к этому времени организм уже успевает привыкнуть к химическому веществу финилэтиламину, которое вызывает эйфорию, как наркотик, и наступает «фильмоскок».

В детстве у меня был фильмоскоп. Каждый вечер крутили мне пленки с детскими фильмами, сказками. Делалось это вручную. А под каждым кадром, проецируемом на стене, был текст, который я знала буквально наизусть. Я еще не настолько бегло читала, а поэтому выдавала текст по памяти, делая вид, что читаю. Родители поражались точности воспроизведения. Когда очередной фильм заканчивался, вместо слов «конец фильма» я почему-то читала «фильмо-скок». То ли пленка издавала щелчок, выскакивая из фильмоскопа и вызывая у меня ассоциации с названием оптического прибора, что и послужило моему изобретению неологизма, то ли еще что... Только периоды нашего с Деней романа всякий раз мне хотелось закончить этим нелепым детским словом - «фильмоскок». Нашей влюбленности - фильмоскок. Нашей встрече через год - фильмоскок. Нашей встрече через годы - фильмоскок. Нашей любви, которой никогда не было - фильмоскок. Нашим отношениям - типичный фильмоскок. Даже нашему «интеллектуальному общению» - этот самый «фильмоскок»!

Когда случился «фильмоскок» с Денисом, он старался продлить любовную лихорадку, подпитывая свой организм все новой порцией любовного наркотика, мечась от партнерши к партнерше. Избыток гормонального наркотика убивает животных. Самец одной из разновидности австралийских мышей погибает сразу после спаривания. Тихоокеанский лосось проходит путь от полной сил юности до дряхлой старости и смерти всего за две недели после того, как он добирается до нерестилища. Так и Денис «седой стал» и «чуть не помре...», дометал икру.

А у нас с Сашей, видимо, стал вырабатываться другой наркотик, эндорфин, аналог морфина, не менее сильный, более приятный и менее мучительный. Умные дяди объясняют, что этот эндорфин дает паре чувство безопасности, надежности, спокойной, но глубокой привязанности. На ранней стадии любви нам нравятся те чувства, которые пробуждает в нас другой человек. Зрелая любовь - это когда мы любим человека, принимая его таким, каков он есть. Если он есть, конечно. А у меня есть.

Поверила алгеброй гармонию! Что сделаешь: я героиня своего времени, хоть и с мягким знаком в имени.

***

Не во многих семьях так. Я проводила тренинг по развитию творческой паранормальности у пятиклассников. В эту группу с удовольствием включился и Артем. Его дела пошли на лад, а мальчишка способненький, с творческими задатками. Ему этот тренинг принесет пользу.

На одном из занятий я дала ребятам задание изобразить на рисунке свою семью. Это довольно распространенное задание в психологическом тестировании, и дети с ним быстро справились. Результаты теста меня заставили кое о чем задуматься, и я немного усложнила задание, попросила, чтобы рисунок семьи ребята изобразили символами. И вот что получилось.

Десятилетний Володя свою мать представил большим красным многогранником.

- Красный, потому что мама добрая, теплая, - объяснил мальчик, - а многогранник, потому что мама многое успевает сделать по хозяйству.

Отца он изобразил пачкой денег и подушкой, так как отец занимается только зарабатыванием денег, а потом лежит после работы.

- Брат больше всего на свете любит просить сладкое и новые игрушки, но не любит писать и читать, хотя скоро пойдет в школу, поэтому я нарисовал вместо него только его жадные ручонки, которые тянутся к конфетам и игрушкам. А карандаш и книжку рядом с братом перечеркнул.

Чем меньше разница в возрасте между детьми в семье, тем более вероятно, что дети будут вступать в конкуренцию за достижения. Поэтому Володина критика своего младшего брата вполне объяснима.

Сам Володя собирает старинные монеты и пишет детектив. Он изобрел свой мир со своим собственным алфавитом. Старинные монеты и листок с иероглифами он нарисовал на башенной стене, внутри которой сосредоточился его таинственный средневековый мир. А рядом поместил толстую пачку бумаги и гусиное перо. Паранормальные дети еще верят в сказку, даже если мать вся погружена в быт, а пачка денег не оставляет в покое папу.

Одна девочка нарисовала только папу. В виде дракона, «потому что он все время злится». Дракон своим пламенем разжигает печку, чтобы приготовить пищу. Заботливый у нее отец, хоть и злой. Есть от чего злиться. Мать с отцом разведена, но живет с ними в одной квартире. У нее своя комната, в двери которой замок. Как только она приходит с работы, сразу пробирается в свою нору, запирается там и включает телевизор.

- Иногда пройдет мимо нас, даже как будто и не заметит, - расплакалась девочка. - Я хочу с ней поговорить, а она меня как будто и не слышит, уходит в свою комнату и закрывается.

Одиночество каждого в семье. Или все мы в этом мире такие отдельные, со своим закрытым личным миром, тени мира иного?

Мальчик из так называемой «благополучной семьи», единственный сын у любящих интеллигентных родителей изобразил семью только одним представителем - собой. Он - «новый водяной». Это абсолютный аналог «новому русскому». Только живет в воде, потому что в его мире это круто. Новый водяной в добротной маске для подводного плавания, на нем «науцники», как называет наушники новый водяной, «дебленка» («дубленка» на его языке) и «дзынцы» («джинсы» по ново-водяновскому). Он произносит реплику: «Чо, дружбан, в наезде?! Да?! В натуре!» Евгеническая связь с предками с ее глобальной идеей улучшения паранормальной природы обрывается, разумеется, если это не рисунок-карикатура. Даже если и карикатура, то о многих явлениях в нашем обществе говорящая.

Последний рисунок был настоящим семейным боевиком. Члены довольно многочисленного семейства материализовались в виде роботов, какие бывают в компьютерных играх. Даже кошка была похожа на робота. Каждый член семьи изображен определенным цветом. Толстая зеленая фигура прабабушки, которая давно умерла, перечеркнута крестом, потому что прабабушка обижала красную фигуру бабушки, восседающей на белом кресле с телевизионным пультом в руке, и фиолетовую фигурку кошки. Вместо отца у плиты находился какой-то дядя Антон. Личное пространство каждого члена семейства было очерчено жирной замкнутой чертой, проведенной под линейку. Рядом с каждой фигуркой имелась подпись, кто есть ху. А сам мальчик изображал себя за компьютером, играющим в покер. Наша компьютером запрограммированная культура рождающегося тысячелетия дает о себе знать, уничтожая творческую паранормальность.

***

Позвонила из Новосибирска Денина Света. Она продолжала опекать своего уже давно виртуализировавшегося самца. Неистовый по темпераменту жаба-самец порой совокупляется с чем попало, даже с камнем. Бывает, истощенный любовью самец испускает дух на спине своей жены, а она продолжает его носить, пока останки не отвалятся - куда его денешь, скотину? Света узнала от Дени, что я снова вышла замуж.

- Неужели у тебя все так уж благополучно?
- Светочка, «благополучно» - это не то слово. Я счастлива.
- Да ладно!
- Не веришь? Я счастлива. Тьфу, тьфу, тьфу. Ну ты же не за этим звонишь - тебе же что-нибудь нужно, правда?
- Наташ, тут мать моей новой знакомой едет в Москву. Я хотела с тобой договориться: ты не могла бы ее приютить? На несколько дней всего.
- Могла бы. Только не хочу.
- Не поняла...
- Ну «должна», «могу», «хочу» - немножко разные слова... Чувствуешь?
- Ну ты как всегда, пространно объясняешься...
- Свет, «можно ль в горчицу подмешивать джем? Можно, пожалуйста! Только зачем?» Я же сказала тебе: я счастлива и не хочу портить себе маленький островок нашего блаженства. Не хочу принимать троюродную сестру племянника мужа двоюродной бабушки. Что ж тут непонятного?
- Ладно, ладно, больше к тебе не пристаю с этим вопросом. Кстати, о двоюродной бабушке...
- У Ангелины Васильевны я давно не была, каюсь. Обещаю навестить.
- Передай от меня привет. Пока!

Дед Светы был известным генетиком, по его учебникам до сих пор студенты учатся. Известность он получил не сразу. Поначалу вместе с пятой женой он был сослан в Усть-Каменогорск. Тогда генетика, кибернетика считались запрещенными, почти "фашистскими" науками. Дочь деда родила в Усть-Каменогорске Свету. Они ассимилировались там, а дед вернулся в Москву продолжать свои генетические опыты с шестой женой. Все предыдущие и последующие жены обожали Свету, считая ее родной внучкой.

Одной из жен деда-экспериментатора была Ангелина Васильевна, которую я ни раз навещала по просьбе Светы. К бабушкам я относилась благоговейно. К тому же, Ангелина Васильевна была очень симпатичной.

- А для кого же солнышко-то светит? - вопрошала время от времени Ангелина Васильевна и бросала очередное место работы.

Отдыхала, и только потом принималась искать другое. Так она работала в конторе «Главчай», когда ее соблазнил любитель хорошего чая и хороших дам, Светкин дед. Потом, когда чай кончился, любитель убежал гонять чаи и прочие напитки в другое место. Для Ангелины Васильевны продолжало светить не только солнышко, но и звезды, среди которых она высмотрела одну. Это был популярный композитор 1930-х годов. Его и осчастливила Ангелина своим замужеством. Когда у композитора кончилось вдохновение, она вдохновилась сама и отправилась работать в американское посольство, где нашла себе новое солнышко. Правда, на сей раз это солнышко вдохновляло Ангелину на английском языке.

Начались репрессии - и миссис Уайт, как она называлась, будучи американской женой, отправили на лесоповал. Таких, как она, в лагере было немало. Заключенные перестукивались через стенку:

- У нас здесь миссис Уайт сидит.
- А у нас миссис Браун!

После лагерей вернулась Энджел, Ангел значит, как ее звал последний муж, в Москву. У ангелов своя иерархия. Одни ангелы окружают в вечном поклонении Бога, другие правят звездами и элементами, третьи защищают земные царства. Есть ангелы-божественные посланники, а есть еще и взбунтовавшиеся ангелы. Имя хорошо подчеркивало противоречивую натуру моей знакомой. Из какой эфирной субстанции она появилась, неизвестно. Однако звездами Ангелина вполне управлять могла, и солнышко светило для нее. Она была вполне материальна, этакий божий одуванчик, ангел во плоти, и я часто ее навещала. Энджел. Ангел, к которому я непременно слетаю.

***
Я родила ребенка. Маленького такого, размером с ладошку. Я четко знала, что такой кроха не выживет, он сильно недоношен. Тогда я попыталась вернуть его в свою утробу, но всякий раз он выпадал оттуда, хотя и был жив, хлопал глазками. Один глазик был желтый, а другой голубенький. После того, как я измучила себя бесплодными усилиями, я оставила малыша на столе и направилась к телефону, чтобы проконсультироваться со специалистом.

Когда я вернулась, - на столе продолжал лежать наш с Сашей ребеночек, почему-то с оторванной головой. На детской головке на глазах вырастали деревянные рога, как на фигурке Адриановой головы. Рядом толпилось много народу. Среди них Саша, абсолютно растерянный.

Снова начали сниться кошмары.


Ж’ОПЫТЫ БУДЕМ ПОКАЗЫВАТЬ?

Мы с Мишей работали в одной школе для паранормальных детей. Это нисколько не мешало ему придерживаться православия. Миша был программистом по своему базовому образованию и преподавал основы дистанционного творчества. В школе он совсем не бывал и проводил занятия со своими учениками в чат-классе. Время от времени мы встречались в парке, чтобы прогуляться и пообщаться натурально.

- Ну и как твои успехи? - поинтересовалась я.
- Ты знаешь, мне кажется, что, с одной стороны, компьютер детям, безусловно, полезен, у них развивается конструктивное и логическое мышление. И в жизни без компьютера нынче куда? С другой стороны, у меня закралось опасение, что компьютер угнетает творчество ребенка. Даже очень.
- Почему ты так решил?
- Вот даю детям творческое задание. Есть фигура - прямоугольник. Попробуйте дополнить этот прямоугольник до чего-нибудь необычного. Изобразите это необычное рисуночком на компьютере. Дети принялись рисовать домики и телевизоры. Я их спрашиваю: разве домики или телевизоры необычны? Тогда кто-то догадался нарисовать робота - и все стали рисовать роботов. Одна девочка попыталась нарисовать фею.
- Так ведь и фея именно для этой девочки может быть обычным и привычным объектом, если у девчонки акцентуация характера близка к демонстративной?
- Возможно. Но дело даже не в этом. Девочка сразу взялась за компьютерную графику, хотя у нее явно ничего не получалось. Тогда я предложил ей сначала сделать набросок на листочке бумаги цветными карандашами. К карандашам девчонка даже притронуться не захотела. В общем, у всех вышли какие-то роботы. Где тут творчество, скажи мне?

Я вдруг вспомнила, как мы приставали к учителю физики:
- Валерий Куприянович, когда ж опыты будем показывать?
Это звучало: «когда ж...пы-то будем показывать?»
- Будем, будем, - снисходительно улыбался он.

Я рассказала это Мише, похулиганила, чтобы снять напряжение, потому что мои психологические ж’опыты тоже приводили к результатам неутешительным.

Незнание - в каком-то смысле достоинство. Раньше фиксированное знание жило веками, а теперь Саша каждую неделю по книжке-кирпичу покупает о компьютерных технологиях, скоро мы этими кирпичами завтракать, обедать и ужинать будем. Избыток информации отнимает силы. Где уж тут успеть за собственными идеями?

Объявления о вакансиях пестрят одной и той же фразой, что от будущего работника требуется знание компьютера. А я по-прежнему остаюсь компьютерной невеждой. Не хочу овладевать этой премудростью - и все тут! Лучше показывать ж’опыты.

***
Экзамен в вузе. В каком - не помню. Вдали цветок, похожий на нарцисс. Я на роликах. Экзамен сдала не без труда. Озеро (болото?), поросшее кувшинками, тиной. Моя сестра с какими-то парнями едет в это озеро на роликах. Ей еще только предстоит сдать экзамен, от которого я уже освободилась. Мы с мамой наблюдаем эту сцену сверху, стоя на мосту.

Вдруг мост поехал в правую сторону. Началось наступление болотной воды на нас. Наши туловища уже погрузились в воду. Я ощущаю холод воды. Водоворот захватывает нас все сильнее и сильнее. Вдруг кто-то замяукал. Я испугалась, что тонет котенок, который только-только родился на моем животе.

Проснулась, - мяукает Кася и ужасно холодно в комнате. Весь сон был в каких-то коричневых тонах с рыжим оттенком, какие бывают лошади, поэтому этот сон я назвала «коричневым». Коричневый сон.

Экзамен снился, это понятно: есть нерешенные проблемы и предощущения жизненных испытаний. Что я его уже сдала - это хорошо. Проблемы в конце концов решатся, если уже не решились, и беспокойство по этому поводу пройдет. Вся жизнь - сплошной экзамен.

Давно умершие родители снятся к плохой погоде, это в каждом соннике сказано, и здесь есть большая доля правды. Дело в том, что чем глубже сон, тем к более раннему периоду жизни относятся оживленные следы былых впечатлений. Перед ненастьем сон глубже, что связано с переменой атмосферного давления, - вот образ давно умершей мамы и появился в моем сновидении.

Сестра - поддерживающая сторона. Следовало бы проанализировать мои связи с окружающими.

Я на роликах - нестойкая почва под ногами, сменяющаяся водой... Вода может обозначать много различных вещей, это дающий жизнь элемент, взаимодействующий с окружающей средой. Озеро может символизировать женские гениталии.... Вода была коричневой. Не означает ли это, что мне хочется отдыха, покоя, тепла? Может, маму давно не видела, соскучилась?.. Может, хочется замедлить темп своей жизни? Наконец, коричневый цвет воды может указывать на какие-то непредвиденные обстоятельства, разрешение которых потребует моей активности. А водоворот может означать преднамеренное психическое воздействие, вампирический захват, некое всасывающее действие.

Однако там был и мост - это всегда хорошо - символ преодоления трудностей и конфликтов. А еще ожидание чего-то нового, что может принести большое удовлетворение. Плохо, что мост шел на дно и начиналось наводнение. Наводнение - символ очищения от земных желаний, как при Всемирном потопе. Странно. Странно, потому что коричневый цвет - цвет земли, символизирующий жизнь в согласии с природой. Получается противоречие. В общем, ощущение какой-то глобальной дисгармонии. О глобальных масштабах думать бесполезно. Нужно решить эту проблему для себя.

А вот к чему снился котенок, которого я спасла?

Котенок как партнер в игре непредсказуем. Он ластится или царапается по собственной воле, на то он и «гуляющий сам по себе», мы это принимаем как данность. А вот компьютер в качестве партнера вырабатывает уверенность, что его можно подвергать контролю, поэтому чрезмерное общение с компьютером вредно, особенно детям, они легко приходят к выводу, что таким же образом можно управлять и людьми, можно безнаказанно подчинять животных своей воле, обходиться с ними жестоко. Имея компьютер, нам следовало бы завести и котенка, чтобы окунуться в мир непредсказуемости, живого общения.

Котенок в моем сне тонул и кричал. Современная жизнь подавляет творческое начало, безжалостно опускает его на дно. Котенок у меня на животе - я переживаю эту проблему. Живот символизирует накопление эмоций, переполнение ими. «Может передавать изменение вражды в любовь», - как написано в одном соннике. Это уже мало понятно, однако со временем может проясниться.

Вот к чему был во сне котенок на моем животе. Он все-таки родился. И я его спасла!

***
Раскатистый звон в дверь.

- Это кто там звоняет?
- А как ты думаешь, что я тебе в двоичной системе вызваниваю?
- Что ты меня любишь.

Мы сильно-сильно прижались друг к другу. Вросли. Слились. Меньше чем на межмолекулярное расстояние. Все, теперь поцелуй наш никогда не кончится. Целоваться лезут и кошки. Сначала, когда мы с Сашей сошлись, Луис сильно ревновал меня к нему, метил все углы, нападал с когтями на Сашу. Теперь привык к нему и полюбил. Но больше всего полюбила Сашу Кася. Еще бы! Они почти что тезки! Ведь у Кассандры, дочери троянского царя, было второе имя - Александра. Кошка определенно чувствует это родство и, как только муж возвращается с работы, встречает его, запрыгивает ему на плечо и тычется в его губы мокрым носиком.

Да. Да. У нас все замечательно. Я счастлива.

Вот только не люблю, когда Саша компьютер включает, даже не переодевшись. Для него работа на компьютере - все равно, как поесть, попить...

Ха! Включил, - а там заставка: голенькая Наташка из морской пены выходящая (память о Болгарии!). Что ж, сказываются результаты активного изучения эрогенных зон нашего компьютера. Пытаюсь узнать, что находит в нем Сашка. А в 23.00 включается заставка: я по-кошачьи потягиваюсь в кровати. По диагонали надпись: «Я почти готова!». Дальше компьютер автоматически выключается. Здорово я изнасиловала агрегат? Сашке ничего не остается, как забираться в супружеское ложе под бочок на все готовой жене.

Не дам Сашке меня на компьютер променять! Залогом тому мягкие лапки двух наших кисок и мое сиреньсевое знамя с двуглавой белой кошкой на рыжем полотне. А чего это я так забеспокоилась, есть причины? Кажется, есть. Существуют мужчины, изменяющие своим женам с другой женщиной, даже с мужчиной, есть изменяющие женам с бутылкой, с наркотиками. И Сашку я подозреваю в измене. С компьютером. Он стал меньше меня поглаживать, хотя всегда это делал раньше с удовольствием. Еще любил делать мне массажики... Наконец, он заговорил о том, что неплохо было бы купить второй компьютер и собрать домашнюю компьютерную сеть.

- Целоваться мы тоже будем по сети?
- Представляешь, как романтично?
- А ты не боишься, что у нас заведется третий лишний? Этакий домашний хакер? Он уже изучил все эрогенные зоны нашего компьютера!
- Как этого хакера зовут? Наташка?

Он обнял меня своими богатырскими руками, и Дюймовочка оказалась в своем любимом укрытии - цветочном бутоне. С ним ей не был страшен ни жабий сын, новый водяной, ни старый крот.

[Наталья Менщикова.Тайна Мёбиуса. - М.: Издательство "Азбука", 2000. - ISBN 5-8012-0003-7; М50.(С) Наталья Менщикова]
 
Продолжение следует.

Фото автора, Верона. (С)Наталья Менщикова


Рецензии