Талмудизм в жизни школ

      Талмудизм – основной стиль педагогической литературы и журналов
(Другие статьи автора на сервере проза.ру Иван Мартынов статьи)

В конкурентной борьбе непременно выигрывает тот, кто делает ставку на знание. Этот постулат взяли на вооружение даже африканские страны. Мы отмечаем, как успех, предполагаемый переход в ближайшие годы к обязательному всеобщему среднему образованию, решая тем самым задачи, которые были уже решены в Советском Союзе. В 1930 году было введено обязательное начальное образование в деревне и неполное среднее в городах, а к 1970 году была завершена работа по введению всеобщего среднего образования. Отметим, что Нельсон Мандела ещё в 1994 году, став Президентом ЮАР, ввёл обязательное всеобщее среднее образование для зулусских племён.  В 80-ые годы прошлого столетия, когда начались забастовки учителей, главными требованиями были не экономические, а требование отмены всеобщего среднего образования, сепарирование учеников по способностям, что и было сделано после обретения страной независимости.

К настоящему времени мы из страны сплошной грамотности, лучшей в мире системы образования превратилась в страну сплошной неграмотности, особенно по математике (сейчас критерий неграмотности очень высок, многие передовые страны полагают, что даже среднего образования уже недостаточно, переходят к всеобщему высшему образованию). Математической безграмотностью страдают даже авторы учебных пособий и их рецензенты. Так, например, ученики 3-го класса на факультативных занятиях по математике должны найти число, количество десятков которого на 1 больше, чем в числе 536, а единиц на 3 меньше, чем в числе 209. Ответ – 46. (Т.Н.Канашевич «Математика. 3 класс. Путешествие в страну «Занимательной математики»», Мн. 2011г., с.- 6). Данное пособие – набор ошибок, фактических и методических.

Как известно, цифр только 10, а чисел бесчисленное множество, и цифра совпадает с числом только в пределах первого десятка. В данной задаче у числа 536 цифра десятков 3, а количество десятков - 53. Соответственно, у числа 209 цифра единиц 9, а количество единиц 209.

Ошибка – путаница с цифрами и числами - уже стала массовой не только в школьных учебниках.

Даже в названии министерства постарались изменить название, чтобы ничего не напоминало о его основной функции. До 11 мая 1988 года это было Министерство просвещения, а затем стало Министерством народного образования. С 10 января 1992 года по настоящее время это Министерство образования.  Вскоре все вузы и техникумы стали учреждениями, т.е. из храмов науки превратились в конторы по выдачи дипломов, в лучшем случае стали выпускать образованцев. А в школах неполное среднее образование стали именовать общее базовое образование. Что было недостаточным образованием  для населения Беларуси в двадцатом веке,  стало достаточным в двадцать первом.

Как известно, просвещение — передача, распространение знаний и культуры, а также
и система воспитательно-образовательных  мероприятий и учреждений в каком-либо государстве. В широком смысле слова, образование — процесс или продукт формирования ума.

***

Навестив областную библиотеку после полугодового карантина на даче и посматривая на выставке журналы последнего месяца, ужаснулся от обилия появившихся ненужных иностранных слов. Покажем суть проблемы  на примере некоторых слов, начиная с их значения.   

Хоррор (англ. horror) — жанр литературы, главной целью которого является вызов у читателя чувства страха, ужаса, шока.

Кейс (англ. case) может иметь следующие значения: кейс — небольшой чемодан, плоская прямоугольная ёмкость с ручкой для переноски и хранения предметов. Кейс — кофр для хранения музыкальных инструментов.

 Квест (англ. quest) — один из основных жанров компьютерных игр. Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры. Образовательный веб-квест -  сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В педагогике - методический приём, который основан на составлении стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строчек.

Перейдем к журналам 

Журнал «Народная Асвета», № 10.
Маслова Л.Н. «Методический квест. Метопредметный подход к проектированию современного урока».(с. 57-59).

Пушкарёва О.Л. «Нестандартный урок литературы: урок-хоррор.» (с. 68-69). Урок
проводится по рассказу И.Тургенева «Бежин луг». На этом уроке ученики должны
зачитать подготовленные синквейны о юных героях, портреты которых демонстрируются.

Процитируем фрагмент урока.

Учитель. Чем занимаются эти мальчики? Тяжелы ли для них обязанности пастухов? К сегодняшнему уроку вы готовили синквейн. Давайте познакомимся с ребятами.

Приводится пример характеристики Илюши, ученик зачитывает свой синквейн.

Активный, уверенный.
Работает, пугает, раскрывает.
Увлечённо рассказывает истории.
Знаток суеверий. (с. -69).

Какое отношение этот текст имеет к синквейну?

Журнал “Беларускі гістарычны часопіс”, № 9.

Диана Дробыш «Квест по музею Боевой славы». (с.-69-71) В редакционную коллегию журнала входит И Марзалюк – председатель парламентской комиссии по образованию, науке и культуре.

«Гісторыя і грамадазнаўства», № 3.


Е.Л.Кабышко – замдиректора по воспитательной работе СШ № 11 Новополоцка. «Образовательный квест как интерактивная форма в системе воспитательной работы по изучению истории и культуры малой родины». (с. 54-56).

В статье А.В.Юшко, учителя истории и обществоведения, «Память в сердце храним. Квест-игра» (масло масляное –И.М.), VI класс» (с. 35-39). Ученикам после прочтения писем фронтовиков предлагается ответить на четыре вопроса, приведём некоторые из них:

1. Что свидетельствует о работе военной комендатуры? (Наличие затушёванных строк в письме.)

2. Что показывает недостаток бумаги на фронте? (Вторичное использование бумаги.)

3. Все ли письма написаны чернилами? О чём свидетельствует использование простого карандаша? (Большинство писем написано простым карандашом.  В одном случае даже адрес указан карандашом. Это говорит об острой нехватке чернил. И зачастую  адрес писали чернилами, а текст письма карандашом, потому что  карандаш быстро затирался, и адрес в таких случаях невозможно было прочитать.)

Такое примитивное изложение материала (попробовал бы учитель сам или предложил бы ученикам написать письмо чернилами, даже если бы оно и не замёрзло,  в окопе на морозе,  и о каком патриотическом воспитании можно говорить?)   высмеивала общественность еще в позапрошлом веке. Пародия на  экзамены по истории -1871 год.

«И в конце какого века
Был основан город Мекка,
И какие папиросы
Курил Фридрих Барбаросса?»

Высказывали своё мнение и гимназисты:

«Надоели мне науки,
Ни фига в них не понять...
Просидел насквозь я брюки,
Не в чем выйти погулять».

И такие статьи публикует журнал, в редакционный совет которого входит министр образования И.Карпенко.
 Специфику работы военной советской комендатуры полезно бы знать не только педагогам в наше протестное время. А именно, приведём воспоминание военного разведчика. «Сразу же после окончания войны по указанию лондонского и польского правительства подпольная Армия Крайова начала готовить восстание против нас в Гдыне (Гданьск), к которому наша дивизия имела самое прямое отношение. Выбор Гдыни как места восстания, на мой взгляд, объясняется тремя причинами.

Первая — в Гдыне тогда не было наших войск, была только комендатура.

Вторая — Гдыня — порт, а в случае успеха восстания и создания плацдарма англичане могли бы им помогать морем, в частности, туда сразу же было бы доставлено эмигрантское правительство из Лондона. Третья — население польской Прибалтики уже тогда отличалось своей прозападной ориентацией и особенно большой ненавистью к нам, поэтому действия подполья находили горячую поддержку всего населения. Население знало о готовящемся восстании, и антисоветские настроения достигли очень высокого уровня.

Однажды в конце июня дивизию подняли по тревоге и форсированным маршем направили в Гдыню. Вошли мы в Гдыню поздно вечером, а в четыре часа утра по специальному сигналу должно было начаться восстание. Так как о дате его начала знали все поляки, то знала и наша контрразведка комендатуры. Знали всё: имена и квартиры руководителей, склады оружия, план восстания — в общем, всё, что надо было знать. Вечером войска вошли в город, а ночью контрразведка забрала всех, кого надо было забрать. Поляки ждали сигнала, но давать его было уже некому. А когда утром поляки вышли на улицы, то увидели, что город полон русских солдат, на всех высоких домах — пулемётные точки, на всех видных местах — открытые позиции нашей артиллерии. И поляки стали такими милыми, вежливыми, предупредительными, прямо хоть на хлеб их намазывай вместо масла.

Но шёлковыми они стали только с виду, а на самом деле после неудачи восстания Армия Крайова изменила тактику и стала убивать русских солдат и офицеров, где только могла. Когда дивизия расформировывалась в декабре 1946 года, в Лауэнбурге (Леборке) осталось свыше двухсот могил русских военнослужащих, погибших от членов организации «Армия Крайова.» (Василий Литовченко, «Воспоминания», Наш современник, № 6, 2020г., с. -202)

Понимают ли сами авторы использование «ни к селу, ни к городу» иностранных слов? На такие мысли наводит такое разъяснение: «При использовании образовательных веб-квестов достигаются, по крайней мере, два результата.

Первый – собственно веб-квест.

Второй – педагогический эффект от включения школьников в процесс  добывания знаний, самообразования. (Маршалок М.А. «Веб-квест, или Проблемные задания с элементами игры.», Народная асвета, № 8, 2017г., с. – 72)   

Может быть научные работники  понятнее разъясняют необходимость введение иностранных терминов, аналоги которых имеются в государственных языках, каковым английский не является? Рассмотрим статью «Рефлексивный педагогический кейс: проектирование траектории профессионального развития учителя. Специфика организации работы с кейсом» (Народная асвета, № 10, с 10-13), авторами которой являются директор ИПКиП БГПУ им. Максима Танка, кандидат педагогических наук, доцент Н.В.Шеститко и старший преподаватель кафедры менеджмента и образовательных технологий ИПКиП БГПУ им. Максима Танка О.В.Сурикова.

Резюме статьи: В статье раскрыто понимание профессионального развития учителя в процессе рефлексии опыта педагогической деятельности, описана сущность и технология использования рефлексивных педагоги¬ческих кейсов с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагога.

Изложение статьи не прояснится даже после её прочтения, что сразу видно из цитируемого ниже раздела статьи.

«Рефлексивный педагогический кейс: содержательная основа

Рефлексивный педагогический кейс строится на основе реальной или смоделиро-ванной проблемной педагогической ситуации, которая имеет несколько моделей решения при определенных обстоятельствах и в определен¬ных условиях организации образовательно¬го процесса. В основе работы учителя с реф¬лексивным педагогическим кейсом лежит про¬цесс рефлексии содержащего проблему (затруд¬нение, противоречие) опыта профессиональ¬ной деятельности, предполагающий теорети¬ческое осмысление, выявление и преобразова¬ние стереотипов, выступивших причиной появ¬ления проблемы, а также выход на инновацию, т. е. качественно обновленный способ деятель¬ности, снимающий (разрешающий) предыдущие проблемы. Таким образом в рефлексивном педа¬гогическом кейсе реализуется схема рефлексии: выявление и реконструкция опыта деятельности с затруднением, его критика и обращение к но¬вой норме деятельности в последующем. Рекон¬струкция подразумевает ретроспективное вос¬становление опыта с возникшим затруднением, его понимание и объяснение. Рефлексии подле¬жат субъективные затруднения, так как в этом случае педагогом анализируется собственная де¬ятельность. Критика предусматривает понима¬ние причин затруднений в деятельности. Вы¬ход на новую норму (новый способ) обеспечи-вает продуктивное продолжение деятельности, ее прогрессивное изменение, совершенствова¬ние, повышение эффективности.»

Нынешнее руководство Союза писателей Беларуси, в отличии от писателей позапрошлого века и советского периода, не просто уклонилось, а даже оправдывает появление сильного иностранного акцента  в современных СМИ. Николай Некрасов в поэме «Современники» высмеивал модные  тогда западные «компетентности», «проекты».

Прежде Русь стихи писала,
Рифмам не было числа,
А теперь практичней стала:
На проекты налегла!
Предприимчивостью чудной
Переполнились сердца,
Нет теперь задачи трудной,
Каждый план найдет дельца.
Запрудят Неву, каналы
По Сахаре проведут!..
Дайте только капиталы,
Обеспечьте риск и труд...

Имелась на выставке и монография С.С.Бубена «Школьникам о правах ребёнка». Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования. Мн., 2013г.  Рецензенты. К.В.Гавриловец, доктор педагогических наук; И.В. Балюта,  заместитель директора по учебной работе гимназии № 1,  им Ф.Скарина г.Минска. Объём пособия  375 страниц.

А каковы же права учителя? Для их перечисления и одна страница избыточна.

                ***

На предстоящем Всебелорусском народном собрании есть вероятность, по опыту предыдущих, активность бывших высокопоставленных чиновников, разрушителей системы образования. Они будут стремиться направить реформы в образовании по ложному
пути, чтобы оправдать свои провалившие с треском нововведения. Среди них бывший
министр образования Стражев В.И. и Сизанов А.Н., с 1993 по 2005г.г., работавший главным инспектором Министерства образования РБ, курировавший психологическую службу в системе образования и воспитательную работу в высшей школе, когда по половому развращению молодёжи были включены даже детские газеты. Так газета для детей и подростков убеждала юных читателей, ссылаясь на наблюдения медиков, что мастурбация – совсем не распущенность, что она нормальное явление, которой занимаются даже и отличники. Оказывается, «Згодна з назіраннямі медыкаў, некаторыя хлопцы, якія паспяхова займаюцца ў школе, наведваюць спартывныя секцыі і гурткі, карацей, загружанныя «пад завязачку», знаходзяць час на сексуальнае задавальненне.  Як правіла, гэта хлопцы з моцнай сексуальнай цягай». Какому же подростку не хочется быть сильным во всем. Чтобы окончательно поразить подростков лозунгом  «Ты зписался в …», статья заканчивается припиской «Р.S. У чытачоў можа скласціся  ўражанне, што мастурбацыяй займаюцца выключна хлопчыкі. Гэта не так. Пра дзявочую мастурбацыю мы пагаворым пазней.» (Алёна Кляшчонак, «Мастурбацыя зусім не распутства», Раніца, 13.03.2003 года. Учредителем газеты является Министерство образования РБ).

Другой реформатор - А.Радьков по заказу Министерства информации уже выпустил книгу, а вторая находится в печати, огромный фрагмент которой размещён на сайте «Настаўніцкай газеты» Достоинством своей деятельности, работая министром образования,  считает введение западного тестирования, представляя его величайшим достижением педагогической мысли, по тому что, по его мнению, исчез блат при поступлении. Но это тоже самое что считать пожар с человеческими жертвами полезным – ибо же сгорели и клопы. Пользователи Интернета уже оценили такую акцию.

Кому же он поёт аллилую?

«Выпить Сенько любил. Это все знали и в своих интересах, к сожалению, часто использовали…

У Сенько я прошёл школу выпивки, вообще говоря, для жизни небесполезную…
Любой опыт полезен. Важно им правильно распорядиться.»

Занятие в этой школе прочно отложились в его памяти, что даже  текст, размещенном на сайте газеты, так пропитан спиртным, что  его трудно читать  без лежащего рядом солёного огурца.  Слова выпить, водка, вино, спиртное встречаются двадцать четыре раза.

 Он прекрасно знает как куратора этой школы, так и сколько учеников этой школы с трагической судьбой, особенно на факультетах с проблемными студентами. Помнит он хорошо, что я ему сказал с жатыми кулаками за попытку вербовать в школу своего начальника сотрудников физмата.
 В этой школе кафедра матанализа была белой вороной, что считалось и ещё считается, к сожалению, сейчас, большим недостатком. Как заметил еще врач по профессии А. Чехов: «Если человек не курит и не пьёт, поневоле задумаешься, уж не сволочь ли он?» 
Автор статьи имеет непосредственное отношение, что не по собственному желанию ушел его любимец, деградировавший до такой степени, что превратил деканат в туалет.

Ученики  школ «культурного пития», занимая государственные посты,   по причинам, четко сформулированными А.Герценым - «В России скорее готовы простить воровство и взятки, убийство и разбой, чем наглость человеческого достоинства и дерзость независимой речи» – не жалуют людей иных взглядов.

Кто изменит практику, что белорусская педагогическая, как и историческая, наука  благоговеет перед шляхетской тематикой и  защищаются диссертации типа «Романтическая шляхетская гавенда в польской прозе 1830-63 годов (генезис, идейно-художественное своеобразие). Я не против исследования польской гавенды, мало польской – исследуйте белорусскую, русскую но не в ущерб нравственно-патриотическому воспитанию молодёжи.

От тех условий, в которых живут, воспитываются и обучаются наши дети, им становится до “фени” и школа, и собственная жизнь. Написала же девятилетняя витебская школьница:

Этот мир существует напрасно!
Не будь его, не страдала б так я.
Все говорят: жизнь
                так прекрасна!         
Только не здесь –
                и не для меня.


P.S. Мы затронули только вершину айсберга школьных проблем и капитулировали кто
сознательно, а многие польстились рабской психологией: ««Нам все равно, какая
власть – лишь бы хорошо платили». Над внедрением такой психологии, по признанию   
бывшего сотрудника британской разведки МИ-6 Джона Колемана, трудятся более  150 научно-исследовательских институтов, финансируемых по разным каналам Госдепом США, разрабатывают сленги, идиомы, анекдоты, интеллектуальные вирусы с целью разрушения культуры и народа как общности. И во многом уже преуспели. В республике, в том числе и Могилёвской области,  финансируются открытые при детских поликлиниках «Центры, дружественные детям», в которых под видом полового просвещения проводится работа, если перевести на понятный язык – под ширмой борьбы с алкоголизмом внушать культурное закусывание.  В молодежной среде и уже в школьной жизни получили прописку праздники Хеллуина и Святого Валентина. Какова история этих праздников?

Хэ;ллоуи;н —  этот антихристианский праздник поклонения темным силам 31 октября, восходящий к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии, где главными участниками событий становится разного рода нечисть - вампиры, ведьмы, колдуны, оборотни и т.д..

В одном из городов Беларуси в этом году в Интернете появилось объявление: «Для обладателей «Волшебных карт» будет устроен шабаш, когда по магазинам разгуливают вампиры и зомби, из витрин, ехидно ухмыляясь, на людей смотрят горящие оранжевым пламенем тыквы, а детвора бегает по торговым центрам и зловещими голосами вопрошает: «Жизнь или кошелек?!».

Страшный и ужасный праздник Хеллоуин добавит не только ярких эмоций для жителей города, но и предоставит возможность для выгодных покупок.
Хэ;ллоуи;н — современный международный праздник 31 октября, восходящий к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии.»

День свято;го Валенти;на (также Валентинов день), или День всех влюблённых — праздник католического происхождения, который отмечается 14 февраля во многих странах мира.

Если очень углубиться в историю, можно убедиться, что традиция праздновать День влюблённых уходит корнями в языческие обычаи древних римлян. Жители великой империи не отличались стыдливостью и с удовольствием принимали участие в фестивале, посвящённому богу Фавну, большого проказника, предававшегося любовным утехам с лесными нимфами.. Основа этого праздника - эротический характер, и в результате празднований, на свет появлялось множество младенцев.

Почему отвергается православный праздник 8 июля - День семьи, любви и верности. Дата торжества выбрана неслучайно и совпадает с памятным днем святых Петра и Февронии Муромских. Жизнь православных супругов – образец христианского брака и символ идеальных семейных отношений.
Крепкая семья – фундамент благополучия государства. Она явилась одним из факторов нашей Великой Победы.

Иван Мартынов, доцент, кандидат физико-математических наук


Рецензии