Приложения. 5. Александр Ведерников- великий бас

4. СЛУЖУ ОТЕЧЕСТВУ!

   Александр Филиппович Ведерников- прославленный оперный бас, народный артист СССР, лауреат государственной премии СССР, Всесоюзного и Международных конкурсов вокалистов.
С 1957 года пел в Большом театре.
Среди творческих вершин легендарного артиста замечательные образы Ивана Сусанина, Бориса Годунова, Пимена, Галицкого, хана Кончака, князя Игоря, Варяжского гостя, Сальери, Кутузова и множество других. Певец, обладающий уникальным голосом ивыдающимся актерским талантом, продолжающий творческую линию Ф.И.Шаляпина, всегда сочетал работу в театре с концертными выступлениями. Творчество  Александра Ведерникова хорошо знают и ценят не только в России. Он неоднократно пел во Франции, Германии, Англии, Ираке, Канаде, Австрии, Италии, Швеции, Финляндии.
   Ровно 50 лет назад- в далёком 1955 году( интервью от2005 года. И.К.)- Александр Ведерников окончил Московскую консерваторию. В канун знаменательного юбилея с прославленным артистом встретился постоянный автор рубрики " Звёздная дорожка" ИГОРЬ КАЛИНИН.

- Александр Филиппович, вчера состоялся Ваш очередной концерт- в храме Христа Спасителя. Как прошло выступление? Как настроение?
- Настроение нормальное, рабочее. Хотя, сами понимаете, мне 77 лет уже! Многие мои сверстники занимаются педагогикой или просто отдыхают. Разводят на приусадебных участках огурцы и помидоры. Что, конечно, тоже неплохо. А вообще, выступления теперь не так часты. И не только у меня. Сейчас наше музыкальное исполнительское искусство претерпевает большой кризис.
Серьёзное искусство, философское, духовное, вытесняется развлекаловкой, попсой, как ныне говорят. Кто больше изгаляется, тот и востребован.
В общем-то , настроение у меня боевое. Хотя далеко не всегда гарантирован успех и создается нужная атмосфера, когда можно поговорить со зрителями по душам. Вчера удалось.
-Недавно Вы были участником большого концерта, когда в большом зале Московской консерватории открывался 17 фестиваль духовной музыки. Там мы с Вами и познакомились. Я считаю, что именно Ваше выступление огромная зрительская аудитория приняла наиболее горячо. Это был лучший номер многообразной программы. Ваше отношение к духовной музыке и к духовности вообще?
- Я как бы и представляю тот слой культуры, который основывает свое творчество на высших образцах, что задевает глубины человеческой души. Я придерживаясь направления серьёзной классической музыки. Я- за традиционное певческое искусство. И репертуар у меня соответствующий, основанный на классике. Даже современная музыка, которую я пел, по содержанию была духовной, христианской что ли.
- Тот концерт духовной музыки с Вашим участием, в котором пел также Артур Эйзен и много других прославленных солистов и коллективов, скажем, Праздничный хор Данилова мужского монастыря, был своеобразным творческим подарком выдающейся певице Ирине Архиповой. Ваше мнение о ее творчестве?
- Общеизвестно, что Ирина Константиновна тоже творит в духовном русле певческого искусства. Мы всегда шли в одном направлении: и в Большом театре и на концертах. И старую классику исполняли: Мусоргского, Даргомыжского, Бородина, Чайковского, Рахманинова, Глинку,современных композиторов- Шостаковича, Гаврилина, Свиридова, Леденева, Николаева... Теперь, как выяснилось, и они уже классика!
 Ирина Архипова имеет очень большие заслуги и в непосредственной работе на сцене, и в общественной деятельности. Её юбилей и это музыкальное чествование- как бы дань всей нашей плеяде, прощание с целой эпохой...
- Кто вдохнул в Вас подлинный интерес к музыке? Где Ваши корни?
- Это, как говорят, от Бога. Я рос в крестьянской семье. Корни мои- Вятские. Родители родом из Кировской области, Советский район- бывшая Кукарка. Деревня наша называется Мокино. Отец был из многодетной семьи. Земли на Вятке бедные,под стать народу. После крестьянских работ мужики отправлялись на заработки по городам. Кто плотничал, кто сапоги тачал, кто валенки валял. А отец с пятью братовьями занимались каретным делом. Они считались хорошими мастерами. У них были все инструменты, даже своя кузница.
   Мама вместе с четырьмя сестрами росла без отца- он сгорел в Котельниче.С детства трудились в поте лица. Край Вятский - певческий. Буквально в сотне километрах от нас родился отец Федора Ивановича Шаляпина. Всегда у нас пели, и я пел с детства. Все братья в 30-е годы попали под раскулачивание и разбежались кто куда. Мои родители оказались на Урале, под Челябинском. Дальше детство проходило в таких небольших шахтёрских городках, как Копейск, Коркино, Емажелинск. Там многие любили петь. Мне это запало в душу,постепенно я и сам приохотился. А затем пошел в самодеятельность, в шахтёрские клубы. Сперва пел в хоре, вскоре стал запевалой, потом окончил горный техникум в Коркино и начал заниматься пением уже всерьёз.
- Вы сказали, что родом почти из тех мест, где родился Федор Иванович Шаляпин. Пожалуй, по пути к своей цели Вы повторили многие этапы судьбы великого русского певца. Затем спели многие оперные партии для баса из репертуара Федора Ивановича. Чувствования Вы невидимое присутствие, дыхание этого гения? Ощущаете себя как бы продолжателем его дела?
- Федор Иванович Шаляпин оказал громадное влияние на всю певческую культуру ХХ века вообще. Я никогда не был подражателем, но невольно сказывалось его могучее влияние. Он удивительный пример истинного артиста: и потрясающий вокал, и изумительное актерское мастерство.
Шаляпин просто неподражаем! Его  образы, костюм,грим- все классика, все- образец! Магнетизм Шаляпина сказывался на всех, кто хотя бы раз, даже в записях слышал Ивана Сусанина, "Дубинушку" или "Блоху".
- А кто Ваши учителя в Московской консерватории?
- Певческое мастерство имеет свойство опираться на устную передачу своеобразной эстафеты. На бумаге его не передашь. Только от педагога к ученику, из уст в уста. Настоящих талантливых педагогов так же мало, как  и хорошо поющих . Это я испытал на себе. Сначала учился у Батурина- был такой народный артист в Большом театре. От него перешёл к Розе Яковлевне Альперт-Хасиной. Кропотливая учёба у неё действительно много мне дала. Учился я весьма успешно, и сразу после консерватории меня пригласили в Кировский театр, в Ленинграде. Там были очень хорошие певцы. Но когда я получил к разучиванию свои первые партии, с ужасом понял, как же мало я знаю и умею. Я уяснил, что учиться придётся всю жизнь. Так и оказалось!
-Расскажите немного о работе и дружбе с прославленным композитором ...
(Продолжение последует)


Рецензии