Концепция философии постмодернизма Р. Рорти

Сообщение на тему: «Концепция философии постмодернизма Р. Рорти»

Философия постмодернизма – это очень продуктивный период истории философии, в рамках которого были подняты и развиты многие философские направления, философы данной школы занимались проблемами этики, языка, гносеологии, политики, методологии и многим другим. Философия постмодернизма знаменита многими именами, одним из которых и является американский философов Ричард Рорти
Вообще же постомедернизм очень интересный интеллектуальный феномен буржуазной философии и обычно определяется как: «комплекс идей, характерных для новейшей, «постсовременной» культуры. Термин, широко используемый как интердисциплинарный, до сих пор не имеет однозначного определения, вызывая споры исследователей Считается, что первым его употребил — как уничижительную характеристику человека декаданса — Р. Панвиц в работе «Кризис европейской культуры» (1917)» [Краткий философский словарь. / Под редакцией А.П. Алексеева. – М.: «Проспект», 2000 С.240-241]. И основными признаками философии постмодернизма являются:
1) Плюрализм – релятивизация эстетических ценностей, форм
2)Неопределенность – антисистематичность, антиметодологизм, отсутствие у эстетических критериев замкнутости и жесткости
3) Фрагментарность – недоверие к "тотальному»
4)Многовариантность истолкования – тезис об отсутствии одной, единственно верной интерпретации произведения искусства
5) Утрата "я" – отказ от идеи возможности полного самосознания индивида и привилегированного положения "я»
6) Поверхностность как принцип – отказ от попыток исследования глубинных проблем и процессов бытия
7)Ирония, пародийность – высмеивание, варьирующееся от снисходительной насмешки до желчного трагифарса
8)Искусство как игра – выявление игрового характера искусства, сближение, а иногда и отождествлений его с игрой, причем не с обычной, а с неклассической игрой
9) Эпатажность – намерение художника поражать, удивлять свою аудиторию неожиданными шагами
10) Плагиат и цитирование – откровенное заимствование, имплицитное и эксплицитное цитирование
11)Смешение высокой и низкой культур – стирание грани между элитарной и массовой культурами, принятие высокой культурой шаблонов массовой культуры, перемещение форм массовой культуры в музейное пространство.
Ричард Рорти знаковая фигура для философии XX века. С одной стороны, он повлиял на политическую философию, в том числе был идеологом либерализма, с другой стороны, он занимался традиционными вопросами философии XX века, например, философией языка.
В области политики Ричард Рорти занимает позицию либерализма, а однако, в вопросе о политической антропологии и этики он встает на путь морального релятивизма. В книге «Случайность, ирония и солидарность» он пишет: «Ироники, имеющие склонность к философии полагают, что выбор между словарями совершается не внутри нейтрального и универсаль¬ного метасловаря, не через усилия пробиться через явления к реальности, а просто в разыгрывании нового против старого. Людей подобного рода я называю «ирониками», потому что они признают, что в зависимости от переописания все может выгля¬деть хорошим или плохим, и потому что их отказ от попытки сформулировать критерий выбора между конечными словарями ставит их в позицию, которую Сартр назвал «мета-устойчивой»: они никогда не способны принимать себя всерьез, потому что всегда сознают, что термины самоописания всегда подвержены изменениям, они всегда сознают случайность и хрупкость своих конечных словарей, а значит и самих себя» [Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. / Перевод с англ. И. Хестановой, Р. Хестанова. — М.: Русское феноменологиче¬ское общество, 1996. С.104]. Другими словами, он говорит, не существует каких-то вечных истин, которые даются человеку непосредственно в той или иной национальной среде. Он говорит, что язык, темперамент, политической строй – случайны. Причем случайны в том смысле, что каждый человек получил их не на основании своего выбора, а из-за того, что он родился в определенной стране, времени и т.д. И к этому нужно относится с иронией, с либеральной иронией. «Рорти говорит, что нам противостоят люди, которые всерьез верят, что они олицетворяют собой истину и являются ее носителями» [Либеральная традиция в политической мысли – Кирил Мартынов. [Электронный ресурс]. / Режим доступа:
]. Таких людей Рорти нарекает метафизками, с которыми и боролись постмодернисты, однако критическое их рассмотрение наводит на мысль об их субъективном, метафизическом начале. Так рождается идея у философа, что все люди равны и к ним можно относится с эмпатией, что роднит его с софистами древней Греции, например, с Антифонтом: «Мы восхищаемся и почитаем тех, кто благороден от рождения, но тех, кто неясного происхождения, мы не уважаем, не почитаем, относясь к последним как к варварам, но ведь по природе мы все абсолютно равны, и греки, и варвары» [Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. — ТОО ТК "Петрополис", 1997. С. 60]
В области гносеологии  Ричард Рорти исследовал проблему соотношения религии и общества, которая анализировал с позиции англосаксоноского прагматического постмодернизма. Примечательно, что сам философ постоянно дистанцировался от континентальной философской традиции. Однако философию Рорти можно подвести под континентальную философию: отказ от метафизики и децентрализация онтологии. Рорти часто ссылается на Ф. Ницше, Л. Витгентштейна, М. Хайдаггера, которых он противопоставляет традиции метафизики и эпистемологии, которую он называется «онтотеологической». «Для Рорти критика этой традиции связана с атеистическим отрицанием религиозной потребности в любых проектах, которые нуждаются в опоре на сверхчеловеческий авторитет. Эта потребность проявлялась по-разному в разные эпохи: в форме поиска Божественных оснований, Абсолютной Истины, сущности Бытия, Природы или Разума. Героями этого нарратива выступают то священники и религиозные мученики, то философы, то ученые, каждый из которых углублен в поиски «истины». У каждого периода в развитии «онтотеологического» дискурса были свои Великие священные тексты: Библия, «Метафизика», «Критика чистого разума», «Наука логики» и т.д.» [Идеи Рорти в свете постмодерна и постструктурализма. Проблема независимости субъекта  [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3719]. По мысли философа, нет различий между патристикой и философией Нового Времени, т.к. они составляют одну последовательной развития мышлений.
Что реально предлагает Рорти? Свободную метафилософскую риторику - полупоэзию, полуфилософию с сомнительным ориентиром, указывающим на то, что «все случайно» и «все возможно». Вторгнувшись в сложный мир культуры и социальной мысли, он по существу ограничился восстанием против канонов академической философии. Его«солидарность», этноцентризм и мультикультурализм – это весьма свободные спекуляции, противопоставляющие региональные интересы интересам мирового сообщества..



Список использованной литературы

1. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. — ТОО ТК "Петрополис", 1997.— 336 с
2. Идеи Рорти в свете постмодерна и постструктурализма. Проблема независимости субъекта  [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3719
3. Краткий философский словарь. / Под редакцией А.П. Алексеева. – М.: «Проспект», 2000. – 400 с.
4. Либеральная традиция в политической мысли – Кирил Мартынов. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: 5. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. / Перевод с англ. И. Хестановой, Р. Хестанова. — М.: Русское феноменологиче¬ское общество, 1996. — 282 с.


Рецензии