Мелодия рассвета Олега Погудина. Откровение

    12 декабря на 7-ом он-лайн концерте Олег Погудин представил премьеру - программу греческих песен "Мелодия рассвета". В ней 17 песен. 17 ярких планет. 17 источников жизни.

    За насыщенным чувствами голосом, выразительным "говорящим" взглядом, прямой спиной танцора, аутентичным нарядом (именно так одевались певцы ремпетики в Греции) стоит нечто большее, чем только лишь мастерство, кропотливая работа и погруженность Олега Погудина в материал. Может вынужденное, мучительное для артиста отлучение от сцены раскрыло какие-то такие тайники в его душе, о которых он сам не подозревал? Может боль от невозможности выйти к зрителю, наконец, пробила тот тонкий, но прочный ледок, что, подчас, сквозил в его взгляде и манере держаться? Ледок этот, скорее всего, возник от самозащиты, желания артиста дистанцироваться, отстраниться от внешнего мира, от чуждых ему людей, неспособных его понять, докучающих ему своим обожанием, вроде бы превозносящих, боготворящих, но на самом деле, нелюбящих по-настоящему, немогущих понять его душу. Пушкинское "мороз и солнце" так точно характеризовало эмоциональный портрет артиста на протяжении многих лет. Но были программы, на которых он непременно "оттаивал": "Любовь останется", "Песни Булата Окуджавы" , "Любовь и разлука" , "Je chante", "La Serenata" и, конечно, "Молитва".

    22 декабря Олегу Погудину исполнится 52. Суммарная "7" - число мистическое и сильное, символизирует высвобождение в человеке божественной энергии, победу над материальным и смертным. Быть может, именно греческая песня подарила ему связь с энергетическим полем земли, из которого волновые потоки уходят прямо в Космос? Или же она помогла ему, наконец, довериться миру, без боязни раскрыться в каждой строчке "Мелодии рассвета".

    Последние четыре года при наблюдении за артистом были заметны и усталость, и некоторая пресыщенность, и временами скованность на сцене, идущая от душевной замкнутости. Было ощущение, что самое мощное и важное он словно придерживает на потом, копит в себе для особо важного случая. И вот этот случай настал.
Программа "Мелодия рассвета" возвестила о новом человеке и артисте, перед которым распахнулся горизонт.

    Прошла усталость, с глаз спала пелена и открылось нечто вдохновляюще звонкое, радостное, победное. "Мелодия рассвета" Олега Погудина - это молитва любви, в которой заключены благодарный опыт прошлого, признание ошибок, страх за будущее, но главное - откровение перед зрителями и самим собой.

Отрадно, что за последние полтора года  это был первый концерт, в котором самого артиста было на все 100% - без сторонних сценариев, консультаций, подсказок. Все: от вокала, интонации, внешнего облика, сценического движения, музыкальной драматургии, не говоря уже о поэтических переложениях песен, сделанных самим Погудиным, и до глубокого умного взгляда, смысловых пауз, грациозной плавности, живописной танцевальности рук, - все утверждало в нем большого Художника, искреннего до предела, стоящего на сцене практически с оголенной душой - вне образа, вне роли, только он сам - Олег Погудин - Человек, Мужчина, Гражданин своей страны, Поэт и Художник, настоящий, подлинный, честный с самим собой и своим зрителем. И, наконец, Артист, но не играющий жизнь, как пьесу, а проживающий ее без "эскизов", "читок" и примерок.

     Более всего в эту программу влюбило то, что в ней мерцала тайна тайн, которая сопутствует рождению большого чувства, как если бы оно зародилось с сердце самого артиста. Не потому ли самые важные слова произносились им почти шепотом. А стихи не декламировались, но пелись, обретая плавную кантиленность.
"Лекции, доклады и научные изыскания", формально написанные и озвученные подчас корявым, сбивчивым языком, контрапункты, нарративы и прочие филологические уловки ничто перед этим преображением Олега Погудина. Перед его песней сердца. Перед той тайной Света, которая вспыхнула в нем. Даже если после этой программы он даст миллион интервью, то не расскажет в них о себе больше, чем в этой премьерной программе.

    В "Мелодии рассвета" Олег Погудин - мальчик и мужчина, Ромео и Принц Гомбургский - будто родился заново. Его новорожденность проявлялась в отсутствии характерных для артиста клише, которые неизбежны при многолетнем исполнении одного и того же песенного материала, в какой-то почти юношеской ясности взгляда и пылкости прочтения стихов, в легкой изящности движений, чистоте чувств и воодушевленности. Поразительно, как стремительно он менялся, пребывая на двух разных сюжетных площадках: в "кафенио" и на сцене. И эта разница была очевидна визуально, как если бы их разделяли годы. Путь от "кафенио" до сцены в несколько шагов преображал артиста соответственно сюжету каждой песни.

    Весь путь от "Города" Бродского (Кавафиса) через блоковское романтическое одиночество и парение над всем смертным герой Погудина проходит гордо, пылко и красиво. От рассвета до рассвета, то есть за сутки. 24 часа художественного пути. Один день из жизни героя программы и самого артиста, в конце которого они оба приходят к самому главному - "философскому камню" жизни - любви. В заключительном танго "Что такое любовь" обитает та самая "essentia vitae", которой дышит все сущее на земле.

14 декабря 2020
Кристина Французова-Януш


Рецензии