Вещи и смыслы 3

     Комната

     Окидываю взглядом комнату, в которой провожу достаточно много времени. Всегда удивлялась японскому стилю обустройства  жилища. Лаконичность во всём. Минимум  мебели, разнообразия  цвета, функциональной техники на виду… возможно, –  это намеренное стирание любой индивидуальности: подсознательно действует приверженность философскому суждению о том, что всё должно быть внутри.  Ничего напоказ.
      Не могу представить себя в таком «безвоздушном» пространстве; в моём, прежде всего, – душевно-тепло. Любая вещь несёт на себе отпечаток смысла: сувениры из дальних путешествий, круглой формы мягкий ковёр на  полу, диван с пятью небольшими подушками; мебель из отбелённого дуба: комод, письменный стол, круглый стол с изящными  стульями вокруг; фигурная, от потолка до пола, подставка для цветов… Орхидеи на подоконнике, бывает, капризничают: то лист повянет, то корешок подсохнет, но, как бы там ни было, цветут раза два в год, радуя глаз.

     На стенах – картины, репродукции, эстампы… Вот, горячая испанская танцовщица фламенко замерла в  объёмной волне вокруг бёдер подола красного платья…я чувствую пылающий жар в её груди. Керамическая рельефная тарелка с выпуклым силуэтом Эйфелевой башни и мостом через Сену. Побывав в Париже, думала, – умру, но нет, осталась в живых... предстояло увидеть ещё многое.
     Подарок из Англии – гравюра с изображением  улицы Бейкер-стрит 221 Б (моё подростковое увлечение историями про Шерлока Холмса). Не выдержала, тут же появился в руках карандаш: попыталась срисовать картинку, с острым желанием в точности повторить  все архитектурные детали, что-то получилось… любительское, не более.

     Вышивка лентами надёжно сохранённая от пыли в рамке под стеклом… Моя любимая репродукция картины английского анималиста Чарльза Бартона Барбера «Suspense». Это напоминание на тот самый крайний случай глубокой старости, если я забуду, как  я люблю детей и собак. Особый уют создают обои с нежными, едва заметными,  тиснёными цветами на трёх стенах, на четвёртой – однотонные в мелкий рубчик.
     Красочный настенный календарь бесстрастно отсчитывает время: дни, месяцы, сезоны.

     Собаки, – это отдельная история. Несколько игрушечных такс. Одна, рыжая  – сшитая из крупного вельвета с чёрными ушами, другая – меховая шоколадного цвета, третья –  гобеленовая, из ткани авангардно-яркого бирюзового оттенка.  И ещё – фарфоровая в горошек, присмотрела её на Кипре и купила, помню, за 35 евро, не раздумывая. И совсем малюсенькая – керамическая с хитрющими глазками. Беру в руки то одну, то другую, прижимаю к себе,  обманываясь  тем, что это фальшивое ощущение может заменить мне мою любимую настоящую Линду, ушедшую пять лет назад. Её фотография на моём рабочем столе  – большом экране компьютера. Каждый день смотрю в  блестящие, всё понимающие глаза и убеждаюсь в том, что ничего не проходит и никакую боль от потери  время не лечит… Иллюзия присутствия любимого существа сохраняется; кроме того, окружение  игрушечными  таксюшками, не знаю почему, но самую малость добавляет мне самоуважения.

   Египетская изящная статуэтка кошки, ещё один знак…воспоминание яркое: я чувствую пламя  обжигающего каирского солнца..
   Ну и компьютер, конечно, –  зона особого постоянного притяжения. Почему особого? Всё просто: там столько всего «намагниченного»!

   Иногда я думаю о том, что проживая в обычной комнате, взгляд постоянно натыкается на четыре угла. Видимо, так происходит и при формировании менталитета: привыкаешь, как говорят, к квадратно-гнездовому способу мышления. А вот жить бы в комнате с эркером, или в двухэтажном доме или на площади 50 квадратных метров с высокими потолками! Кажется, тогда  и рефлексии и  мысли о сущностном были бы другими. Бродский, в своём гениальном автобиографическом эссе «Полторы комнаты»,  делает акцент на своих ощущениях объёма пространства, который имел для него огромный смысл. Да, небольшая  коммунальная квартира, но – сводчатые высокие окна с полукруглой в верхней части рамой, начищенный паркет, потолок четырнадцати футов высотой с гипсовым украшением в мавританском стиле и, конечно, вид за окном...там – Санкт-Петербург…недалеко от Летнего сада некогда жил Пушкин.; на Литейном снимал квартиру  Блок…

   Да, обживая свой «аквариум»,  не нарочно, но, скорее, интуитивно, постепенно  заполняешь его дорогими для тебя вещами.. Всё – важно, ведь именно здесь, в этом воздушном пространстве, где дышится легко и свободно, проходит часть твоей осмысленной  быстротекущей жизни…
      


Рецензии
Мне пришлось учиться отрезать от себя всё это прошлое, которое заключается в вещах. Как скальпелем, без сожалений, точнее, без допуска сожалений к ранимой мякоти разума.
Это полезная привычка - избавляться от вещей и не одушевлять их, не привязывать к себе. Примерно как смотреть в темноту звёздного неба и видеть только темноту звëздного неба. Страшно, но честно.
Счастья, правда, от этого не будет, скорее всего.

Александра Саген   13.09.2023 14:36     Заявить о нарушении
да, привязанность - гиблое дело...
когда в прошлом году у меня ни с того ни с сего накрылся смартфон, полностью... до заводских настроек, то я переживала... сутки, не более. Хотя было обидно, что пропали все контакты и более тысячи фотографий, сделанных во время путешествий.
Если на небе не видны звёзды, то это означает облачность, но ты всё равно знаешь, что они там есть.

Вера Июньская   13.09.2023 17:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.