Каин

«Спустя несколько времени, Каин принёс от плодов земли дар Господу, и Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твоё? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Быт.гл.4: 3-11).
 
Каин не захотел господствовать над грехом и не стал подавлять в себе зло, напротив, дал волю ненависти и убил брата. Выбор Каина очевиден, он посчитал, что Бог не прав, а расплатился за это Авель.

Бездна глупости думать, что Бог может быть в чем-то не правым! Тем не менее,  многие люди, если что-то не понимают, вместо того, чтобы подумать и оценить ситуацию со всех сторон, судят однобоко, пристрастно или с выгодой для себя, а потом обвиняют во всём Бога, чёрта, других людей, но, конечно же, не себя! Мол, в чем я виноват, если меня спровоцировали? В том и виноват, что поддался, стал рабом провокации и продался греху, вместо того, чтобы противостоять искушению и терпеливо скрупулёзно во всем разобраться.
 
Более того, самонадеянный и лукавый ум изначально во всём видит провокацию даже там, где никакой провокации нет. Для высокомерного  эгоиста любое замечание это провокация,  а критика, даже обоснованная, так вообще может стать поводом к войне и убийству. Таким стал и Каин. Видимо, он счел, что Бог будет оценивать его труд, его пот и умение работать на земле, вот и возгордился, счел себя лучше брата. Но Бог сердцеведец и оценивает не труд, а моральный облик.
 
Вероятно, моральный облик Каина не был достойным, как у его брата. Гордыня, превозношение, а потом и зависть поселилась в сердце Каина. И даже несмотря на то, что Бог предупредил его, что грех уже у дверей и нужно научиться владеть грехом, Каин не захотел разбираться по совести и позволил греху овладеть своим сердцем.

По совести, Бог оценивает только совесть! Каин трудился в своём деле тем талантом, который дал ему Бог, Авель преуспевал в своём. Но Каин думал, видимо, что сделал больше по своим меркам и возгордился ещё до того, как Бог не принял его жертву. Вернее, Бог не принял его жертву потому, что Каин возомнил себя лучше брата, а это ложь, которую Каин придумал сам себе. Во-первых, перед Богом все равны, ибо нет лицеприятия у Бога, и каждый человек сотворен Им для особого дела; а во-вторых, среди людей лучший тот, чей моральный облик выше.

Именно мораль та сфера, где человек проявляет только свою собственную волю, остальное в людях данность от природы, то есть от Бога. Все таланты и способности вложены, как цвет волос, также в каждом человеке есть изначальное понимание справедливости, добра и зла, и только воля это именно то, что во власти самого человека.

Каждый сам творит свою судьбу, используя всё имеющиеся от рождения. Осознавая это и то, какая ответственность ложиться на плечи за каждое принятое решение в жизни, многие не желают с этим мириться и идут на хитрость, начиная обвинять  в своих неудачах других, в том числе природу и самого Господа Бога.

Но воля это не просто желание или стремление, воля отличается именно тем, что способна противостоять всем желаниям, которые человек сочтёт аморальными, несправедливыми или губительными для себя и своих близких. Не во власти человека изменить свой генетический код или обрести по своему желанию любой талант, но во власти человека выбирать, как поступить с ближним в области морали, где главными столпами служат общечеловеческие представления о справедливости, добре и зле. За это и будет судить Бог, а не за хорошую работу, какую проделал Каин, реализовывая тот талант, который получил от Бога.  Если человек делает то, к чему у него талант, то в чём его заслуга? Человек делает то, что и должен делать и горе ему, если не делает. Но когда человек принимает решения в области морали, это уже сфера его личной ответственности, независимой ни от кого, кроме его самого. В этом суть.
 
Каин ещё мог одуматься, когда Бог обратился к нему с предупреждением. Но не захотел, решил сделать по-своему и убил брата. Причем тут Бог?  Бог сотворил человека, дал инструкцию, как правильно жить, чтобы не было в мире зла и смерти. Но люди не захотели, решили делать по-своему. Но и это учёл Бог, потому что невозможно научиться, не учась! Поэтому и существует прощение, если человек одумается и сделает у себя в совести работу над ошибками. И многие одумываются и многие удостоятся Нового мира. Хотя находятся и те, кто не желают одумываться и трудиться над собой, чтобы противостоять всякой лжи и  пороку. Вместо этого они винят во всём весь белый свет, утверждая свою правду. Но правда одна и она в том, что Бог всегда прав.
Бог проклял Каина, и так будет с каждым, кто пойдет путем Каина. От Своих слов Бог никогда не отказывается и после проклятий никого не помилует! Всякому человеку, решившему следовать за Каином, лучше одуматься пока не поздно. Но, к сожалению, для многих уже поздно, ибо нежелание противостоять греху развращает ум, одурманивает душу и ожесточает сердце.


Рецензии
От обсуждения "картины маслом" - Каин и Авель все уходят в сторонку, а вы - нет. Это достойно настоящего философа. Не потому ли началось расселение "потомков Каина" по всему миру? Людей с печатью Каина.

Владимир Лобарев   18.02.2021 14:56     Заявить о нарушении
Если следовать Священному Писанию, то все потомки Каина погибли во время потопа. Но это, к сожалению, и по сей день не мешает людям возвращаться на каиновый путь. К счастью, многие вовремя одумываются, и в этом нет заслуги Каина, но есть предупреждение, которое каждый имеет в собственной совести.

Римма Ромашич   19.02.2021 07:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.