Без ложки, вилки и ножа никуда

    Сегодня музеи остались единственным местом, где любители истории и все неравнодушные к своему прошлому люди, могут увидеть что-то новое, узнать любопытные факты, о, казалось бы, привычных предметах, окружающих нас в повседневной жизни. К таким предметам можно отнести, например столовые приборы. Столовые приборы, привычные, ложка, нож, вилка, которыми мы пользуемся каждый день, и давно ставшие неотъемлемыми каждодневными нашими спутниками, имеют большую, насыщенную историю, насчитывающие не одно тысячелетие. Самым древним столовым прибором  считается нож. Обнаруженный во время археологических раскопок, и датируется 2,5 млн. лет, временем эпохи палеолита. Нож являлся универсальным предметом, т.к. им пользовались и во время охоты, и на войне, и за столом во время приема пищи. Благодаря специализации ножей, с XVII в. появляется отдельная разновидность, столовые ножи, которые использовались только во время приема пищи. Ножи изменяются внешне. Конец лезвия становится закругленным. Эта особенность, кстати,  дошла до наших дней и применима сейчас.  После ножа в обиходе у человека появилась ложка. Первые ложки были природного происхождения. Позже их стали изготавливать из дерева, глины, кости, рога. В XV в. появляются металлические ложки. До XVII в. ложки изготавливали методом ковки.  Для их производства использовалась медь, олово, латунь. В XVIII в. ложка приобретает современную форму. С этого времени, в частности в Германии, производство ложек начинается в промышленных масштабах.
     В начале XIX в. был изобретён сплав меди с никелем и цинком, который был очень похож на серебро, получивший название мельхиор. Столовые приборы  и сервизы стали изготавливать из настоящего и накладного серебра, из мельхиора и аржантина. Так назывался британский металл, представляющий сплавы, состоящие в основном из олова с небольшими добавками сурьмы и некоторым количеством меди.  В Российской империи ложки и чайные сервизы из мельхиора и аржантина изготавливались на 50 фабриках, в Петербурге, Москве, Варшаве, Риге и других крупных городах.  В рекламе Александра Кача того времени можно было прочитать: «Фабрикант считает необходимым обратить внимание публики на следующее: "все вещи мельхиоровые изготавливаются из твердого, совершенно белого металла, покрытого толстым слоем серебра. Своею прочностью и наружным видом они вполне могут заменить серебряные изделия». Мельхиоровые ложки cтали очень популярны в Европе и России. Их продавали дюжинами. Цена колебалась от 4 до 10 рублей, в зависимости разновидности и декора. Дюжина серебряных ложек стоила от 12 до 50 руб. 12 ложек из простых сплавов стоили от 50 копеек до 1 рубля.
       Вилка еще один столовый прибор, без которого немыслим прием пищи. Согласно источникам, она считается самым молодым по времени появления столовым прибором. Первые вилки были с одним и двумя зубцами. Чуть позже получили распространение трехзубцовые вилки. В IX в. вилки с двумя зубцами получили распространение на Востоке, в XI в.- в Византии. Из Византии благодаря путешественникам вилка попадает в Италию, а из Италии в Англию. В XIV – XV вв. вилками стали пользоваться во многих зажиточных домах большинства стран Европы. Современной формой, с четырьмя зубцами, вилка обязана немцам. Она появилась в Германии в XVIII в. В России вилку впервые увидели гости во время свадебного пира Марины Мнишек и Лжедмитрия, во время которого, невеста пользовалась за столом этим прибором. Позже, принимая иностранных послов, Алексей Михайлович, приказывал при сервировки стола, вместе с ложками и ножами, подавать вилки. При Петре I,вилки получили большее распространение в России. Но общедоступной всему населению страны вилка стала лишь в XIX в.  использование столовых приборов во время пищи, была привилегией очень богатых, состоятельных людей, которым подавались дорогие разнообразные изысканные блюда и деликатесы. Что привело в итоге к появлению новых специализированных столовых приборов. К которым можно отнести нож для масла, сыра, икры, сардинок, фруктовые ножи и т.д. Среди ложек, как и ножей, также можно увидеть большое разнообразие. Это и  десертные, и чайные, и кофейные, и мерные, и разливные, и т.п. Десертные вилочки, лопатки для раскладывания выпечки, ножи для тортов, и многое другое разнообразие среди столовых приборов, появилось в середине XIХ в. В это же время стали выпускать комплекты с одинаковыми по форме и декору, ножи, вилки, ложки. В небольших, кустарных мастерских Павлово, Туле и других местах, русскими мастерами изготавливались ситечки, и щипцы к чаю, вилочки для лимона, ножи, ложки, вилки из стали и железа, ничем не уступающие по качеству и внешнему виду, польской фабричной продукции. Весь товар клеймился, чаще всего, на ручке вилки, ложки с тыльной стороны ставился оттиск фабричного клейма, на ножах – на лезвии. На фабричных клеймах наших музейных экспонатов столовой посуды как раз таки и можно увидеть,как русские - "Кондратов Вача", "Л. и А. Завьялов в Ворсме", "Златоуст",так и польские -  «Иосиф Фраже», «Норблин», «Братья Хеннеберг». 
Если говорить о производстве столовых приборов, то их центры были сконцентрированы в Царстве Польском, преимущественно в Варшаве, и двух губерниях Российской империи - Нижегородской и Владимирской губерниях.
В XIX в. на территории Нижегородской и Владимирской губерниях сформировался металлообрабатывающий район с центром Павлово, насчитывавший в своём составе более 250 сёл и деревень. По словам академика Санкт-Петербургской Академии Наук, экономиста и статиста, В.П. Безобразова: «Павлово настоящий центр или столица промышленности...., но и целого обширного края, простирающегося далеко за пределы и славящимися своими металлическими изделиями не только повсеместно в России, но и во всех странах Азии, а в новейшее время, после всемирных выставок, и во всей западной Европе». Только в одном населённом пункте, в селе Павлове существовало 70 предприятий по производству ножевых изделий.
     С начала XIX в., после того, как право на изготовление огнестрельного оружия перешло Туле, кустари села Вача перепрофилировались на изготовление столовых приборов. В 1812 г. в селе Вача была открыта первая фабрика по производству ножей. В 1820 г., в селе Ворсма И. Завьялов открывает собственное дело по изготовлению перочинных и столовых ножей, применяя разделение труда и уделяя большое внимание качеству продукции. Его работы ценились заграницей, были признаны в Германии и Англии. С 1841 г. металлические изделия заведения Завьялова были удостоены права изображения государственного герба Российской империи на вывеске заведения и производимых изделиях. Были и другие значимые награды. Например, большая серебряная медаль 1845 г. на Московской мануфактурной  выставке, медаль 1862 г. на Всемирной выставке в Лондоне «За отличные образцы стального ножевого товара». Несмотря на внушительные заслуги, уважение к нему царских особ, он был организатором производства, до 1855 г., Иван Гаврилович Завьялов числился в крепостных крестьянах графа Шереметева. В 1855 г. выкупив свою свободу, он приписался к купцам города Горбатова. 
     Предприятие Завьялова конкурировало с фабрикой Кондратова, основанной в этом же селе, в 1830 г. Оба мастеровые, ставшие крупнейшими фабрикантами, начинали свое дело, будучи крепостными крестьянами.
      Потомки Д. И. Кондратова сделали это предприятие одним из известных и уважаемых в России. На фабрику работали и надомники. Клейма этой фабрики можно увидеть на наших музейных экспонатах, например, это комплект вилок и ножей на 12 персон. Клеймить изделия на фабрике Д. Д. Кондратова стали с 1843 г. С 1853 г. фабрика Кондратовых стала постоянным участникам всех мануфактурно- промышленных выставок в России и за рубежом. Изделия этого предприятия отмечены медалями на Всемирных выставках в Москве (1861 г., 1985 г.),  Лондоне (1862 г.), Филадельфии (1876 г.), Париже (1889 г.).
Предприятие Д. Д. Кондратова выпускало около 900 наименований. Основное направление было производство ножей, а также серпов и топоров.
    Вторым центром производства столовых приборов в Российской империи было Царство Польское. В 1815 г., по итогам Наполеоновских войн, Королевство Польское вошло в состав Российской империи. Российское правительство, стремясь поднять промышленное производство  Польши, представило значительные привилегии новым заводчикам. Например, все ремесленники, фабриканты, крестьяне, прибывшие из других стран, при пересечении границы, не платили никакие пошлины за свое имущество и инвентарь. При обустройстве на свободных и пустынных землях, все иностранные ремесленники освобождались от всяких тяжестей и публичных плат. Кроме того, они получали право на беспошлинную торговлю на всей территории Российской империи. Это дало положительные результаты. В 1820-х гг., в Польшу, в большом количестве стали перебираться из Франции и Германии, разорившиеся и мелкие предприниматели, мастеровые люди. Кроме того, Варшава находилась в непосредственной близости от европейских центров производств, что облегчало обмен опытом, доставку нового оборудования и производственных заготовок с предприятий Вены, Парижа, Берлина. В итоге, к концу XIX в., в Варшаве сосредоточились практически все предприятия, около двух десятков фабрик, производящих серебряные и дешевые посеребренные изделия. При производстве использовались новейшие способы и методы в производстве. Изделия, изготовленные на варшавских фабриках (посуда, осветительные приборы, столовые приборы), реализовывались на всей территории Российской империи. Как и другие товары, они участвовали в российских и международных выставках, удостаивались высших наград, дипломов. И самыми известными польскими предприятиями были: «Иосиф Фраже», «Норблин», «Братья Хеннеберг».
    Самой первой и самой известной полькой компанией по производству, не только столовых приборов, но и столовой посуды, и осветительных приборов (подсвечников, лампад) была фабрика «FRAGET». На фабричных клеймах в одних случаях присутствует надпись - «PLAQUE», в других - «GALW» (в сокращении от «GALWANICA»). В первом случае, надпись означает в переводе на русский язык – «накладное серебрение». Среди присутствующих обязательных надписей, есть еще одно обозначение – латинская буква «N». Значение этой буквы расшифровывается как «нормальная толщина слоя серебра, нанесенного на медную или латунную подложку». И еще одна аббревиатура - «МВ» присутствует часто на  фабричных клеймах варшавских фабрик. В расшифровки этих двух букв применимо два варианта: 1) сокращенное словосочетание «белый металл», что так раньше обозначало мельхиор. И второе, один металл покрытый слоем другого, т.е. антикоррозийное покрытие. Это когда дешевый металл, обычно железо, покрывается слоем более коррозийно стойкого и дорогого металла. Например, серебром, медью, никелем, алюминием.
     Фабрика по производству серебряной и посеребренной посуды была организована в 1824 г. французами, братьями Альфонсом и Жозефом Фраже. И в 1830 г. получила свою первую награду - серебряную медаль, представив свою продукцию на выставке в Париже. В 1845 г. А. Фраже оставил совместный бизнес, и единоличным хозяином предприятия становится И. Фраже. После посещения европейских стран, в 1847 г., Пруссии, Франции, Австро-Венгрии, он получает новые знания по технологиям серебряного покрытия. Тогда же И. Фраже и изучает гальванизацию, преимущество которой состоит в том, что для гальванического покрытия серебра пригодна не только медь, но и латунь, цинк никель и их сплавы. Наиболее подходящим для гальванизации считается сплав, состоящий из 60 % меди, 12 % никеля и 28 % цинка, так как он сам походит по виду на серебро. После возвращения Иосиф принимает решение полностью перестроить свою фабрику. Появляется цех, в котором производят сплавы, подобные серебру, и опытная лаборатория, где проводятся исследования по гальванизации. Этот метод внедряется в производство на предприятии уже через два года. Гальванизация обладает еще одним существенным преимуществом — возможностью наносить более тонкие слои серебра, что ведет к удешевлению себестоимости продукции. И. Фраже, в 1851 г. купил в  Австро-Венгрии и установил на своем заводе машину для массового выпуска столовых приборов из нейзильбера. Этот металл называли «варшавское серебро». Ежедневно машина изготавливала 150 дюжин, т.е. 1800 экземпляров столовых приборов.  Счет в то время исчислялся и в производстве и в продаже, в таких величинах, как  дюжины. Продукция  предприятия «Фраже» продавалась практически во всех российских городах и по цене была доступна всем слоям общества. Фирма поставляла свою продукцию и заграницу, Сербию, Румынию, Персию.  В 1896 г., за высокое качество, продукция «Фраже» была награждена золотой медалью от Всероссийской промышленной и художественной выставки, прошедшей в Нижнем Новгороде. И получила право на использование изображения государственного герба Российской империи – двуглавого орла, на собственной выпускаемой продукции, в рекламе и магазинных вывесках. Этот особый знак наносился на продукции фирмы вплоть до 1915 г. Было множество и других достойных наград на международном уровне. Золотые медали на Международной выставке в Брюсселе в 1888 г. и на Всемирной выставке в Париже в 1889. На Всемирной Парижской выставке 1900 г. фирма «Фраже» была удостоена первого приза – Grand-Prix. После окончания II мировой войны, компания восстановилась, но стала государственной. А в 1965 г. произошло объединение с фирмой «Братья Хеннеберг» в одну.
      Еще одна фирма, выпускающая свою продукцию и поставляющая ее на российский рынок, заслуживает внимание – «Норблин». Это была вторая компания после «Фраже» по времени образования – 1843 г. И вторая компания, применявшая в производстве способ гальванического серебрения своей продукции, начиная с 50-х годов XIX в. На производстве всех варшавских фабрик, и первой фирмой стала «НОРБЛИН», по примеру «Фраже», стали использовать такие обозначения, как «GALW», «PLATER», аббревиатуру -  «N», «МВ». В 1870 г. изделия фабрики были удостоены серебряной медали на Всероссийской мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге, за высокое качество. В 1882 г. компания «НОРБЛИН» приобрела обанкротившуюся фирму «Братья Бух», основанную в 1809 г. в Санкт-Петербурге. В 60-х годах XIX в. фирма «Братья Бух» открыла свой филиал в Варшаве и на продукции ставились клейма на немецком и польском языках. В 1872 г. изделия фабрики «Братья Бух» представленные на Московской Политехнической выставке были награждены золотой медалью и правом использования Государственного герба Российской империи в фабричных клеймах, на вывесках и в рекламе. Реклама данной компании публиковалась на трех языках: русском, польском, немецком, с изображением двуглавого орла и двух выставочных наград, золотой и серебряной медалей. Фабричные клейма этой компании продолжали использовать и после слияния с «НОРБЛИН». В 1893 г. предприятие «НОРБЛИН» выходит на новый уровень развития. Оно создает акционерное общество, под названием «Акционерное общество НОРБЛИНЪ, БР. БУХЪ и Т. ВЕРНЕРЪ (Н.Б.В.) в Варшаве». Но это новое название привело к тому, что компания потеряла право использования государственного герба на фабричных клеймах и рекламной деятельности. В 1896 г. эта же компания, но уже под новым именем, участвуя в Художественно-Промышленной выставке, проходящей в Нижнем Новгороде, удостаивается высшей награды – золотой медали и права использования изображения государственного герба. Компания «НОРБЛИН» (Н.Б.В.) была единственной получившей эту привилегию дважды. Продукция этой компании успешно продавалась на всей территории Польши, Российской империи, и до 1930 г. экспортировалась в Персию. Производство фабрики «НОРБЛИНЪ» полностью остановилось в 1939 г., с началом Второй мировой войны, после оккупации страны Германией.
      Фирма «Братья Хеннеберг», еще одна довольно известная польская компания на рынке производства серебряной и посеребрянной столовой посуды и столовых приборов в 1856 г. И можно сказать, что заведение «Фраже» само дало жизнь этой компании, т.к. Ю. Хеннеберг и М. Чайковский, основатели нового предприятия, приобрели практический опыт, работая в заведении «Фраже».  Ю. Хеннеберг токарным мастером, М. Чайковский – кузнецом в бронзовом цеху. В 1863 г. небольшая мастерская была преобразована в настоящую фабрику. На продукции используется фабричное клеймо – «HENNEBERG & CZAJKOWSKI». В 1874 г. М. Чайковский вышел из предприятия и во главе фирмы остались братья. С этого времени меняется и название – «ВRACIA  HENNEBERG» («Бр. Хеннеберг»).  В период 1897 - 1900 гг. предприятие «Бр. Хеннеберг» поглотило небольшую варшавскую фирму по производству серебряной посуды, «Fabryka Wolska pod Warszawa» («Фабрика Варшавская в пригороде Вола»).
Продукция, как и «Фраже» была востребована и продаваема. На начало ХХ в. в каталогах предприятия «Бр. Хеннеберг» фигурировало около 1000 наименований различной продукции. В 1906 г., к знаменательной дате,50-летию юбилея завода, на фабричном клейме предприятия добавилось дополнительное изображение. В овале были изображены внизу две лавровые ветви, вверху,пять звезд с балансом в виде весов в центре. А по бокам обозначались две буквы – «В // Н».
 После свержения царского режима, Польша обрела независимость, но потеряла рынок сбыта своей продукции. Эти компании продолжали существовать, но уже в новых реалиях.   
               


Рецензии