Гл. 1, ч. 1. Тыкание и выканье, Пушкин

«Тыкание» и «выканье»,  Пушкин.



Одна из загадок текстов Пушкина… Стихотворение  «Ты и вы» (А. С. Пушкин), 23 мая 1828 г.

«Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с неё нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!»

     Обращение на «вы», энциклопедии.
«Вы — личное местоимение второго лица множественного (по грамматическим свойствам) числа русского языка. Служит для обозначения множественности собеседников, исключая говорящего (в частном случае обозначает группу «собеседник и ещё кто-то»: вы с ним, вы с ней, вы с ними), также употребляется при вежливом или официальном обращении к одному лицу».

«Использование уважительного «вы» для обозначения одного лица впервые отмечено в латыни для обращения к императору. Впоследствии распространилось в языках народов, испытавших влияние древнеримской и византийской культуры, в том числе в русском.
В прошлом к одному лицу, даже князю или царю на Руси обращались исключительно на «ты».  Обращения на «вы» к одному лицу не существовало. Так, в «Повести временных лет» дружина обращается к своему князю: «поиди княже съ нами въ Древляны на дань: и ты добудеши и мы». Опричник Василий Грязной писал царю Ивану Грозному «Не твоя б государскоя милость, и яз бы што за человек? Ты, государь, аки бог — и мала и велика чинишь».

В Россию «выканье» пришло в XVIII веке. В 1722 году Пётр I ввёл в России Табель о рангах, по которой ко всем вышестоящим (по рангу) надлежало обращаться на «вы». За нарушение этого правила полагался штраф».
    
     Причина, почему Пётр I ввёл «выканье» вместо «тыкания», что послужило нововведенью, ни одна из энциклопедий, справочников, не разъясняет. Кроме «вежливости», разве что…

Исследование вопроса в религии…
Местоимение «вы» стало нормой вежливости в обращении русскоговорящего общества, с прошлых столетий. Требует всех пояснений своего значения, истории слова.
Предыстория известна… Пояснение о православии из инет публикаций..

«Православие - свой теперешний вид, свой исторический «канон» приобрело именно в Византии. Какой бы стороны нашей церковной жизни мы ни коснулись, простая справка покажет, что свою настоящую форму она нашла именно в византийский период. В Византии завершается развитие православного богослужения, то есть того Устава, который придает ему законченность… Православная икона пишется по византийскому канону, наше каноническое предание и в объеме и в толковании закреплено византийскими канонистами в Византии…»

« Западные источники на протяжении большей части византийской истории именовали её «империей греков» из-за государственного с конца VII века греческого языка, который ранее был только официальным языком византийского православия, эллинизированного населения и культуры. В Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», а её столицу — Царьградом.

Название «Византия» происходит от первоначального названия Константинополя — Виза;нтий (греч. ;;;;;;;;;, лат. Byzantium), куда римский император Константин I перенёс в 330 году столицу Римской империи, официально переименовав город в «Новый Рим». Восточная Римская империя получила название «Византийская» в трудах римских историков сразу после своего возникновения — таким образом они противопоставляли её Западной, Гесперийской империи». С центром в Италии.
    
     От такого объяснения и разгадка «выканья», Указа Петра I … От Патриарха времени царя, Никона.
«Патриарх Никон стал ломать барьер, существовавший между российским и греческим православием со времен Флорентийской унии (1439 г.). Во времена Алексея Михайловича и церковная, и государственная власть успешно стремилась к выстраиванию внешнеполитических отношений и осуществляла культурно-религиозный диалог…

Борьба с иконами «франкского» письма, с двоеперстием, споры относительно «двугубой» или «сугубой» аллилуйи, о крестном ходе «посолонь» или «противосолонь» и прочем являли собой пример урегулирования частностей с целью унификации богослужения и приведения его в соответствие с современным греческим. Исправления книг также происходило по греческим образцам».
    
     РАЗГАДКА  «выканья» во фразе, «Во времена Алексея Михайловича и церковная, и государственная власть успешно стремилась к выстраиванию внешнеполитических отношений и осуществляла культурно-религиозный диалог…».
В пояснении местоимения «вы», что в энциклопедиях, просто проситься  напомнить ещё раз.

«Использование уважительного «вы» для обозначения одного лица впервые отмечено в латыни для обращения к императору. Впоследствии распространилось в языках народов, испытавших влияние древнеримской и византийской культуры, в том числе в русском».

Переход и обращение религиозных книг в перевод на греческий церковный язык православной Византии. Местоимение «вы», а это византийская культура.
Пётр I «открывает окно в Европу», диалоги дипломатии предусматривают крайнюю вежливость, а это «выканье». Обращение только на «вы».
Всегда споры, «окно в Европу» Петра, последствия о влиянии Запада на русских…
Но «окно в Европу», действия на опережение Петра, давил католицизм и задавил бы российское «местечковое» православие… Реформы Никона и царя, выход на греческое византийское православие, было спасением, международное объединение противостоять напору католицизма.
    
     Реформы царя и Патриарха Никона привели к расколу российской церкви, названной трагедией.
Последовали позже, «Реформа государственного управления, судебная реформа, военная, финансовая реформы – страна претерпевала невероятные изменения за исторически кратчайший промежуток времени».
Вселенское Православие все реформы одобрило и обострило раскол. Образовались «обрядоверцы», старообрядцы, «никониане».

«Расцвет Духовных академий, богословской науки, золотой век русской литературы. «Дается оценка Духовному регламенту и политики Патриарха Никона с точки зрения Византийского идеала церковно-государственных отношений...»

     Раскол церкви, а реформы были крайне необходимы…
«… на основе каких книг вносить изменения. Одна часть предлагали в качестве образца взять древнерусские церковные книги, а другая часть предлагала брать за основу греческие книги.

А стремление государства упрочить свое международное положение среди православных стран сыграло в пользу выбора унификации по образцу греческих книг. Кроме того, в правительственных кругах была популярна теория о Москве как о Третьем Риме, которая была выдвинута еще при Иване Грозном псковским старцем Филофеем. Согласно этой теории, после христианского раскола 1054 года центром Православной церкви стал Константинополь, а после его падения в 1453 году на этот статус имеет право Москва. Но для подтверждения этого статуса была необходима поддержка греческой церкви. А для этого надо было проводить богослужение по греческим правилам».

 Реформы главных обрядовых изменений:
— крещение не двумя, а тремя перстами. Нововведение вызвало резкое противодействие сторонников старых обрядов;
— замена земных поклонов поясными;
— написание «Иисус» вместо «Исус»;
— движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него;
— сокращение просфор (богослужебный хлеб) для литургии;
— произношение «аллилуйа» в церковном пении три раза вместо двух.
Изменены некоторые правила иконописи. Книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.
Духовенство реформы бойкотировало. Например, «… крестное знамение, совершаемое новым способом, расценивалось, как неуважение к самому Господу. Ведь из трех пальцев получался «кукиш Богу».
    
     Раскол и старообрядчество. «Преследуемые царскими войсками, они скрывались на окраинах страны, в труднодоступных лесах Севера, Сибири и Урала. Здесь они создавали свои старообрядческие поселения и продолжали молиться по-старому…».
Учение и реформы Никона, раскольниками объявлялись сатанинскими. Идеология сопротивления старообрядчества, была в тезисе… Признать новые правила, «означало, что всю прежнюю жизнь они прожили неправильно», чему и яростно сопротивлялись.

Боярыня Морозова и княгиня Урусова. «Но… самым известным противником никонианства стал протопоп Аввакум, проповедник и известный публицист… был священником при дворе, но когда отказался от новой религии, подвергся жестоким гонениям, пережил ссылку и страдания, смерть детей. … Аввакум не отказался от религии и впоследствии был заживо сожжен в «земляной тюрьме» после 14 лет заключения. Для старообрядцев главным литературным произведением стало написанное им «Житие».

Исследователи 17-19-го века отмечают, «… в раскольниках оказались от 40 до 50% населения страны того времени».
В 18-ом веке старообрядцев в стране, было в пределах трети всего населения.

Такая предыстория,  история впереди… О многотрудном пути к взаимной вежливости  русского народа… К международному дипломатическому праву, этикету вежливости…

     ... Этикет дипломатической вежливости...
Я слушал ветеранов дипломатов на пограничных курсах в прошлом веке. Моя служба в Пограничных войсках на пунктах пропуска граждан через границу и нормы дипломатического поведения пригодились сполна...


Продолжение следует.


Рецензии
Интересная история сочетания и употребления местоимений: вы и ты!
Спасибо,Владимир!
Весеннего настроения и творческого вдохновения!
С теплом и уважением.Жанна.

Жанна Светлова   20.04.2021 16:00     Заявить о нарушении
Пушкинское содержание текстов, масса неразгаданного.
Любовное, а политическое...
личное, а экономическое...
подтекстом и религиозное.
Спасибо.

Владимир Конюков   20.04.2021 20:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.