Записки репетитора. Октябрь 2019

Записки репетитора. Октябрь 2019.

Не писала все лето. Много работала на даче, ходила с подругами на речку. Учеников не брала. Хотелось отдохнуть. На даче перечитала второй том Льва Толстого «Война и мир». Поработать, затем что-то съесть и сесть в подаренное соседкой  по даче, Лизой, кресло, чтобы раскрыть необыкновенную книгу, в который раз вчитываться в любимые страницы — большего счастья на свете нет. Кругом тихо, вокруг все дачи заброшены,  а я держусь своей, как островка покоя и гармонии. И ничего, что домик с одной комнаткой, зато с двумя окошками, светлый. А главное, есть печка, тахта, стол, несколько табуреток и  кресло Лизы. Для того, чтобы чувствовать себя счастливой,  этого вполне достаточно.
 
Часто приходится работать с женщинами, кому за тридцать, а иногда и кому давно за пятьдесят.  Когда-то у нас в городе по субботам были танцы в Доме культуры. На объявлении вблизи входа было написано: «Кому за тридцать».  И ниже: «танцы.» Туда приходили, в основном, незамужние женщины в надежде найти поддержку в жизни в виде особи мужского пола. Ко мне тоже приходят такие дамы. Учат итальянский в надежде уехать в Италию, найти работу и мужчину или только мужчину. Хотя таких немного. Большинство же моих учениц — это самоотверженные матери да и жены тоже, для которых итальянский заработок — спасение семьи от нищеты, желание дать детям образование, обустроить быт. Они пока еще не понимают, что их рабство в Италии затянется на годы, а принесение себя в жертву, вполне возможно, окажется неоправданным.

Приходит ко мне и молодежь. Многим из них изучение иностранного языка дается легко. Как интересно с ними работать! Например, долгое время на уроки приходила целая семья: отец, мать и сын. Отец сидел в кресле и просто слушал, мать с сыном учили. Антон заканчивал школу. Был очень восприимчив к изучению языка, схватывал и запоминал все на лету. Его логическое мышление меня восхищало. Иной раз я сама училась у него более четкому объяснению, которое он подсказывал мне наводящими вопросами. Маме было уже к сорока годам. Материал давался ей значительно труднее. Она тормозила сына в обучении. Через какое-то время они перестали ко мне приходить. Затем Антон позвонил. Попросил восстановить занятия. Мы работали вдвоем. Через пару месяцев он уже хорошо читал и переводил, что-то мог рассказать о случавшемся в жизни, понимал речь, мог отвечать на вопросы. В Италии у него жила и работала бабушка. Она собиралась сделать внуку вид на жительство.  Я так и не знаю, уехал ли Антон. В последнее время он стал рассеян, у него появилась девушка, с которой наверняка ему было трудно расставаться.  Пропал он так же внезапно, без объяснений, как и в первый раз. Хотя кое-что я все-таки знаю: он говорил, что устроился на работу. Может, решил остаться... .

 У меня было еще несколько очень хороших девушек. И все красавицы.  У всех в Италии мамы. А девушки приезжают к ним, присматриваются, подучивают язык. Из них мне особенно запомнилась Маша.Стройная, в бывшем гимнастка, с красивыми чертами лица и в то же время строгая, скромная, воспитанная. Маша была необыкновенно работоспособной.  Когда мы изучали тему «Описание личности», она написала сочинение о себе.  Я узнала из ее сочинения, что у Маши  в подростковом возрасте был трудный характер. Это меня удивило. Более покладистой и усидчивой ученицы за три года у меня не было. Она снимала копии со всех тем, что я давала ей из разных учебников и листков.  Снабдила я ее и учебниками, выслав их  на ее почтовый адрес.  Девушка кропотливо собирала в файлы все материалы, тему за темой.  Характер  усовершенствует  целеустремленность.  Маше рано пришлось жить без родителей. Те уехали в Италию давно. Я не знаю, почему они не взяли с собой дочь, но она рвется туда, к ним. К тому же у нее в Италии парень, который живет там с детства. Много у меня было вопросов к этой девочке, но любопытствовать было бы бестактно. Кто воспитал Машу? Откуда у нее столько  деликатности, аккуратности, уважения к окружающим? Кто научил ее трудиться? А как можно сохранять любовь к парню, живущему всю жизнь в Италии? Ведь сама девушка, насколько я знаю, бывает там не так уж часто!

 Очень хочу, чтобы у Маши все сложилось в жизни, где бы ни пришлось ей  находиться.

Через несколько месяцев после отъезда в Италию Маша прислала мне письмо, в котором благодарила за работу с ней и поделилась радостью: она поступила там в университет!


Рецензии