Рождество время молчания

(четырнадцатая заметка в адвентском цикле)

И вот мы добрались до анализа ответа Захарии. «По чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лук.1:18). «И вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лук.1:20).

Старец Захария и девушка Мария: обоим явился ангел, оба испугались, оба в какой-то степени не поверили. Но последствия разные. Марию ангел успокаивает, а Захарию наказывает. В чем разница между их испугом и сомнением? Решают оттенки чувств и реакций. В испуге и сомнении Марии было что-то, чего не было у Захарии.

Есть два вида неверия. «От радости еще не верили и дивились» (Лук.24:41). Неверие от радости – это неверие восхищенного удивления, которое сразу же станет верием, когда пройдет первый шок. Таким было «неверие» Марии после благовещения (Лук.1:34).

А есть неверие скепсиса или равнодушия, неверие с кислой миной на лице, которое после первого шока только усугубится. Возможно (не утверждаю), таким было неверие Захарии (Лук.1:18-20).

И еще одно различие между сомнением Захарии и Марии. Мария сказала ангелу Гавриилу: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лук.1:38). Т.е. хоть она и удивилась, но была сразу настроена на послушание Богу. Захария в таком плане не высказывался.

Это нормально – честно открывать перед Богом сомнения и задавать Ему вопросы. Так поступал Иов, и в конце истории оказалось, что его продирание через чащу неизвестности более угодно Богу, чем самоуверенное всезнайство его друзей-богословов. Только пусть в наших сомнениях не окажется ноток обреченности и скепсиса.

Может быть, Захария был лишен речи для того, чтобы предотвратить распространение сомнения и неверия. Возможно, Бог усмотрел, что из его уст и в его ситуации это могло произойти особенно быстро и легко. Урок: как сомнение, так и вера передаются ближним через наше влияние. Как я влияю на ближних? Каким влияниям я открыт? 

В каком-то смысле внезапная немота (а возможно, и глухота, см. ст.62: с ним общались знаками и жестами) была для Захарии не только и не столько наказанием, сколько даром от Бога. Молчать в это особенное время – значит застыть в тишине перед Богом, унять непрестанную внутреннюю болтовню, отвлечься от белого шума обстоятельств.

Рождество – хорошее время, чтобы попрактиковать тишину и слушание, может быть, побыть в посте от использования гаджетов. Священник Захария вышел из этого периода вынужденного молчания с обновленной верой.

14.12.2020


Рецензии