Чеченцы говорят гость - дар от Бога
(Документальный рассказ, основанный на воспоминаниях Домбаева Хамида)
Рассказ записан 10 декабря 2020 года.
«В 1952 году Хамзат (старший брат Хамида – авт.) поехал на курсы механизаторов в г. Павлодар КазССР. А наша семья в то время проживала в колхозе «Спартак» Краснокутского района, на расстоянии 30–40 км. от г. Павлодар. И как-то к нам приходит известие о его драке с кем-то. Случившееся имело плохие последствия. Хамзата арестовали и против него возбудили «дело» (уголовное дело – авт.), начался следственный процесс.
Наш отец (Мохьмад – авт.) много ездил и всячески хлопотал, пытаясь помочь Хамзату. Но из всего этого ничего не получилось. Вскоре состоялся суд. Хамзату «дали» 6 лет тюремного заключения, после чего его отправили для отбытия срока наказания в Куйбышевскую область, неблизкую от нашего неродного нам места жительства в Казахской ССР. (Автору хорошо запомнилось выражение «неродное», использованное Хамидом в своём рассказе с особым акцентом).
В тот год выпала очень холодная зима. Наше селение полностью замело снегом, непрестанно завывал ледяной, пронизывающий ветер. И вот, как-то ночью, мы слышим непонятный шум во дворе. В нашем доме горел тусклый свет, видеть через окошко что-либо было невозможно. Но шум этот не прекращался и он происходил почти у самой нашей входной двери. Мы знали, что в те времена, то там, то здесь шастало много разных беглых уголовников и преступников. Доверять можно было не всякому человеку. Но отец подошел к двери и с трудом (т.к. она примёрзла) открыл её. И к нам в дом «заваливаются» еле живых два человека. Мужчина – офицер при мундире и с ним – одна женщина. Они еле-еле смогли проговорить: «Ради Бога, впустите нас в дом, мы умираем!» Как же их было не впустить?! Мы их быстро завели в дом, усадили поближе к тлеющей печке, подтопили печку углем, дали им поесть. О женщине мы узнали, что она была экспедитором какого-то торгового предприятия и везла товар, а мужчина сказал «я ее случайный попутчик». На следующий день, как успокоился ветер, мы вытащили их машину, застрявшую в сугробах снега. А они провели у нас ещё некоторое время. Когда же полностью пришли в себя, набрались сил, они начали собираться уезжать. Наш отец обменялся с офицером адресами. Перед уходом они оба повторяли: «Мы вам очень многим обязаны. Вы нас спасли от явной смерти».
Через некоторое время… Куйбышевская область… Лагерь для заключенных…
Прибыл очередной этап осужденных. Проводится проверка по карточкам вновь прибывших заключенных. Зачитывается карточка Хамзата: «Домбаев Хамзат, статья…. ». Офицер из администрации лагеря, услышав названную фамилию, задумался и вспомнил адрес нашего отца, нашу фамилию. Офицер подошел к арестанту и начал спрашивать:
– Ты откуда? Из колхоза «Спартак»? Магомеда знаешь?…
Хамзат в ответ:
– Это мой отец.
Офицер тут же распорядился «расконвоировать заключенного» (Хамзата – авт.) и отвезти его к нему домой.
* * *
Как только Хамзат поел, офицер говорит:
– Завтра же мы поедем к твоему отцу!
Прошло дней пятнадцать. Семья Домбаева Магомеда была занята обычными делами дома и в колхозе «Спартак». Совсем неожиданно к их дому подъехала грузовая машина, на ней тот же «гость-офицер» и Хамзат – водитель подъехавшего к дому грузовика.
Они побыли у Домбаевых пару часов, поели, немного отдохнули с дороги. Перед выездом обратно в «лагерь» офицер сказал нашему отцу:
– Магомед, за сына не волнуйся. Пока он будет при мне… А так... Я его скоро отправлю домой.
С тех пор прошло чуть более двух месяцев… Хамзат, действительно, вернулся домой. Его освободили по какой-то статье».
Свидетельство о публикации №220121400888
С уважением, Мурат.
Мурат Агаев 21.12.2022 15:14 Заявить о нарушении
Благодарю Вас за этот отзыв. Вы правы, порядочность и благородство - это, пожалуй, и есть основа человечности.
Спасибо за интерес к моим работам!
С уважением,
Дахо А.А.
Дахо Алви 21.12.2022 15:24 Заявить о нарушении