Последние люди. Этика ответственности

Люди появляются на свет в условиях, которые достаются им в готовом виде от предшествующей истории и которые они уже не в силах переделать. Эти условия даны им как реальность, независящая от их сознания и воли.
                Александр Зиновьев   


   Всенепременно хочется высказаться на тему конца света. Сублимировать страх и беспомощность перед  реальной его вероятностью, страх за будущее детей или отсутствие у детей будущего. На страхи апокалиптические накладываются  разрушительные для психики карантинные ограничения,  затвор и бездеятельность. Надо что-то делать.  Хотя бы высказывать позицию. Высказывание - не только речь, дискурс, нарратив и прочие лингвистически-структуралистские штучки. Высказывание – это ещё и акт, действование, доступное даже маленькому, незначительному, угнетённому   деятелю, одиночному субъекту, бессильному что-либо изменить в социальном бытии. Особенно, если деятель живёт в самой несчастной (что конкретно подтверждает 123 место в мировом рейтинге счастья) бесправной стране Европы, и высказывается не публично. Я не родилась в этой стране, приехала сюда уже взрослой. Родине легче было бы простить  людоедское социальное устройство,  идеологическое варварство  и всякого вида когнитивно-диссонансный  идиотизм. В глубине души Родину любишь и считаешь себя "плотью от плоти". Дазайн от дазайна, так сказать. Чужбине  не прощаешь тяготы собственной жизни. Не говоря уже о сотрясающем и разрушающем бытие локдауне, который глобалистские силы  упорно пытаются превратить в экзистенциальную катастрофу.
     Борюсь с приступами меланхолии, пытаюсь читать творения, ободряющие и возвышенные – собирать свет. Но признАюсь, не идёт чтение. Почему-то разум, глаз и рука тянутся к книгам, осмысливающим и толкующим нынешнюю ситуацию, (хотя и написанным ранее, но оттого еще более убедительным, провидческим). «Принцип ответственности» Ханса Йонаса, «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» Конрада Лоренца. «Царство количества и знамения времени» Рене Генона, "На пути к сверхобществу" Александра Зиновьева, «Чума» Альбера Камю и всяческим художественным и пророческим антиутопиям, вроде «Вонгозера» Яны Вагнер.
Читаю, думаю, высказываюсь, подыскиваю мыслям размер и рифмы. 
 Всё, высказанное  – вопрошание, на которое мучительно пытаюсь ответить самой себе.
     Должно ли быть человечество после нас?  Задумываемся ли мы над этим апокалиптическим вопросом, ежечасно  сообща и самолично приводя в негодность   планету, на которой обитаем сами и  надеемся – будут обитать наши потомки.  Рассчитываем и надеемся  безосновательно, в чём убеждает  и нынешняя - пограничная меж надеждой и отчаянием, ситуация. Контролировать её человечество не готово с того момента, когда были запущены  механизмы  погибели. В первую очередь, механизм  не развития уже, а саморазвития науки и технологий и идущий параллельно с ним рост потребностей. Похоже, что-то не так с самим социумом или, бери выше, с самой сутью человека. Инстинкт самосохранения вида Homo Sapiens ограничился инстинктом самосохранения отдельной особи, почитающей себя личностью и центром бытия.
  Теоретически, "не существует никакого внутреннего противоречия в представлении о том, что человечество однажды перестанет существовать, и тем самым не существует никакого внутреннего противоречия в представлении, что счастье нынешних или ближайших поколений может быть куплено несуществованием последующих"(Ханс Йонас). Этика об этом молчит. Наука  и современная технология обещают людям бессмертие на фоне все более мрачных прогнозов, сулящих гибель роду человеческому и окружающей его среде. Зачем потомки бессмертным?
     Именно по научным  прогнозам Судный час  полночи пробьёт, если представить теперешнее состояние вещей его свободному ходу. Часы Судного дня - проект учёных ядерщиков, аллегорически отсчитывающий время до возможного наступления конца света. Часы были созданы, чтобы напомнить всем людям об опасности ядерной катастрофы и существовании других глобальных угроз, которые могут привести к гибели всего живого. Суть проекта проста — чем ближе минутная стрелка к полуночи, тем напряженнее ситуация в мире. Стрелки выставляют учёные, лауреаты Нобелевской премии. В 2020 году часы Судного дня оставляют нам сто секунд до полночи – меньше, чем за все годы их существования. И
     Имеем ли мы право приводить в такой мир своих потомков? В мир, где потрясают оружием массового уничтожения. В мир опустошаемой живой природы, истощаемых природных ресурсов .  В мир, застывший в состоянии неустойчивого равновесия на грани ситуации: «Спасайся, кто может!» или даже ситуации:  «Спасите наши души!» Не обездолим ли мы их, не обречём ли на бессильное страдание, заставив жить в обстоятельствах ужасающих,  не пригодных для жизни. 
     Золотой век человечества закончился. Он был эпохой экзистенциальной полноты бытия, что состояла в согласном единстве с живой природой и разумного пользования ею. Золотой век обнулён преднамеренно, нежданно-негаданно  по чьей-то злой воле или сворачивание его произошло закономерно, постепенно, глазу и разуму не заметно?
     Я склоняюсь к мысли, что чья-то дьявольская или безумная воля всё же наличествовала. И действовала она незаметно и аккуратно через насильственную инфантилизацию сознания людей, через искушение, описываемое глаголами «Хотеть" и "Иметь» или далее, глаголом «Потреблять».  Потребление становится формой и нормой жизни,  не актом, который может получить рациональное насыщение, как в Золотом веке. Желание потреблять разрастается до главной мотивации, гипертрофирует сами потребности личности,  делает сознание одномерным, инфантильным, порой неадекватным.  Удовлетворение желания потреблять приравнивается к счастью.
     Человек с инфантильным сознанием теряет способность к самостоятельному действованию. Он уже не субъект, а машина желаний, запрограммированная на бесконечное потребление товаров и услуг,  создаваемых индустриальной системой и, по сути, навязываемых.  Это бесконечное потребление раскручивает бесконечное производство, и наоборот, бесконечное производство требует бесконечного потребления  результатов производства. При росте потребительства, завязанном на росте производства, обмен веществ человечества, как единого социального организма, с природной средой непомерно увеличивается, что разрушает и природную среду, и самого человека.
     В Золотом веке единства с природой сила человека  полагалась в познании и единении. В век потребления сила человека – сила овладения и разрушения.  Эта сила поначалу была направлена на природу,  представлявшуюся  неисчерпаемой. Постепенно сила разрушения перестала  подчиняться людям, вышла из-под контроля, установила свой диктат и обернулась  силой разрушения ради разрушения. Человек  из разумного пользователя превратился в пользователя ненасытного,  в безвольного исполнителя своих умений и привычных навыков разрушения. Претензии наши к планете стали непомерными, разрушения необратимыми. Теперь человечеству жизненно необходимо изыскать силу третьего порядка, значительно мощнее  первых двух. Делом этой силы станет самоограничение собственного господства, увлекающего в пропасть самого господина. Господство необходимо остановить прежде, чем оно вдребезги разобьется о природные, сущностные границы и мира, и самого человека. Каким массовым вымиранием и массовым убийством будет сопровождаться  ситуация "спасайся, кто может", выходит за рамки всякого представления. Симптомы и признаки  в изобилии посылает нам планета и социум. Не буду здесь ссылаться на пресловутый коронавирус и пандемию, которую  власти предержащие ухитряются использовать для глобализации власти  и её онтологического оправдания в нынешних, чрезвычайных обстоятельствах. 
    Тут вспоминается «Легенда о Великом инквизиторе» провидца Фёдора Достоевского. В ней речь идёт о великой трагедии истории человечества, о выборе, следовать ли за Христом или за Антихристом. Человечество выбирает удовлетворение своих физических потребностей (символически – следование за Антихристом), что грозит  катастрофой утраты потребностей духовных. Добровольный отказ от духовности, (как бы   яростно ни спорили с этим прагматики, утилитаристы, гедонисты и прочие оправдатели разумности и превосходства материальности) закономерным и даже причинно-следственным путём приводит к разрушению самого материального мира, то есть к апокалипсису.
   Устрашающие знаки и сигналы SOS посылает нам наша живая планета. Это изменение климата, оскудение и загрязнение пресных вод, резкое сокращение видового разнообразия, опустынивание. Перечислять прегрешения наши перед Землёй и будущими её обитателями можно долго. Над всеми катастрофическими экологическими опасностями первенствует опасность ядерного столкновения, о котором руководители государств смеют  цинично рассуждать, как о реальном и возможном. Стрелки часов Судного дня как никогда близки к полночи. Достанет ли времени земного для наших потомков? Должны ли мы стращать их концом Времён, если сами не можем  не только предотвратить его, но приближаем всё убыстряющимися темпами? Должны ли, смогут ли потомки (если выживут) разгрести, то, что мы наворотили: очистить испоганенное, выправить исковерканное, излечить изувеченное? Что вообще делать каждому из ныне живущих, чтобы  высокоумные властители часов хотя бы на минуту отодвинули стрелки от роковой черты? Сажать деревья? Громить вышки 5 G? Не покупать обнов? Ходить пешком?  Не озлобляться на ближнего?  Растолковывать очевидное, которое никто не желает слышать?  Молиться???
Или проще не рожать детей? Уменьшать человеческое сообщество и тем самым - его давление на природу? Не приводить в мир потомков из милосердия к ним?

А мне - графоманить помаленьку о последних людях?

Мы приводим в негодность живую планету,
Потребляем нон-стоп, ведь живём только раз,
Потому ненасытны. Призвать нас к ответу
Будет некому. Кончится время на нас.
Предвещали провидцы давно и заранее:
(Безразличен нам был их тревожный прогноз)
«На манер одномерный  машины желаний
Рост потреб и услад сформатирует мозг.
К симбиозу с устройством и вещью народы
Пристрастятся с охотой, без лишних идей.
И  чрезмерным хотением грабить природу
Обездолят себя же".  А что до детей?…
В мир последних людей не приводят потомков.
Всем не хватит. Забота – к кормушке успеть.
Так пожертвуем будущим!. Мир – на обломки
И дурную наследственность в генную сеть.
Сколько  миру ни жить: то ли год, то ль сто лет
На красивую жизнь не наложишь запрет.
Потребляем нон-стоп. После нас - хоть потоп!

Принципы этики ответственности Ханса Йонаса:

«Поступай так, чтобы последствия твоего действия были совместимы с непрерывностью подлинной человеческой жизни на земле».
«Включай в свой нынешний выбор будущую совокупность людей в качестве предмета твоего воления».
 «Поступай так, чтобы последствия твоих действий не были разрушительны для будущей возможности жизни как таковой».
«Не подвергай опасности условия неограниченного дальнейшего существования человечества на земле»

http://proza.ru/2012/12/13/1027  Конец Света. Акт N. Философские ужасы на злобу дня


Рецензии
Перешли точку не возврата или еще нет?Марина,похоже у Вас в эссе звучит -Нет.С уважением

Семяшкин Григорий   16.12.2020 15:51     Заявить о нарушении
Григорий, мы уже сейчас пожинаем плоды не возврата. Не возврат - это продолжение "банкета". Мы можем его остановить. Земля откликнется и поможет. Вот один из примеров - Чернобыльский заповедник. Дикая природа там благоденствует, животные процветают и множатся. Вернулись рыси, медведи, лоси, олени. Мигрировали на свободные от человека земли лошади Пржевальского, которые до катастрофы не обитали в этой зоне. Отмечены случаи, когда домашние животные из смежных районов сбегают и прибиваются к диким (лошади) или дичают (коровы) и прекрасно живут без человека, даже используют брошенные жилища. Каким-то образом животные адаптировались к радиации. Но человек продолжает природу разрушать. Этим летом леса в заповеднике горели. Виною - браконьеры или неорганизованные туристы.
Есть ещё такой плюс - леса в заражённой зоне не вырубают. На Украине - везде варварская вырубка, даже в лесостепной и степной зонах.
Спасибо за отклик.

Марина Стрельная   16.12.2020 16:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.