Две дороги, два пути

 Троллейбус привез Аню за пятьдесят минут от центра Томска до самого северного  района города.
 В глаза бросался большой зеленый массив над которым возвышались в основном пятиэтажки, но  и кое - где виднелись   девятиэтажные дома. Очень много деревьев, кустов сибирской сирени и ранеток  росло вдоль улиц и домов.
 По всей  троллейбусной линии  с одной стороны от 2-го Микрорайона стоял нетронутый молодой лес.

 Найдя улицу Лазарева, дом 3, Аня уже подходила к зданиям, двум пятиэтажкам расположенным паралельно друг другу, это и были общежития (женское и мужское) приборного завода , одного из крупных заводов города.

 Навстречу ей бежали ребята, парни и девушки с ведрами и бутылками воды, обливали друг друга и проходящих, чувствовалось какое - то веселье или празднование чего- то.
 Ничего не подозревая, Аня, улыбаясь, сравнялась с ребятами и те кинулись к ней, обливая ее из ведер.
 Недоумевая, она так и стояла, глупо улыбаясь, а они кричали: "Иван-Купала, обливай кого попало".
 "Может они так новеньких встречают"- мелькнула догадка у нее - "причем тут, какой - то Иван Купала".
 
 Она шла заселяться в общежитие, койко-место ей дали на работе, куда она устроилась почти сразу по  приезде в Томск,  и вовсе не знала об этом дне "Иван -_Купала", 7 июля, так широко отмечающимся в этом городе. В бывшем ее поселке, где она проживала, ничего подобного не было.
 
 Зайдя в комнату, мокрая с головы до ног, она увидела девушку, в таком же виде, отжимающую платье: "Что, тоже облили? "- спросила она. "Зинка"-протянула руку девушка, представившись. "Аня"- коротко ответила, ежась от подбиравшегося холода." "Анютка, значит" - заверила Зинка. 
 С ее "легкой руки" так и стали звать Аню - "Анюта" или "Анютка",  третий раз в жизни меняя ей имя.

 "Ну, давай чай пить, Анютка, согреемся",- легко и непринужденно предложила Зинка, как будто они были знакомы уже лет сто.
 Анюта достала варенье из сумки, привезенное из дома, Зинка нарезала батон, поставила на стол чашки, стаканы, масло, и они долго пили чай согреваясь, рассказывая наперебой друг другу о себе.
 Подружились они крепко, лет на 10, (но совсем близкими подругами так и не стали) пока не разъехались впоследствии со своими семьями в разные районы города.

 Зинка работала воспитательницей в детском саду, недалеко от  общежития, Анютка часто приходила к ним на празднование каких- либо праздников, новогодних огоньков.
Третья девушка в  комнате подолгу отсутствовала,  так и жили Анютка с Зинкой в комнате вдвоем.
 
 Зинка была шустрой девушкой, с  русыми волосами, серо-голубыми глазами и хорошей фигурой, но  слегка полноватыми ногами, но ее это ничуть не портило, казалось, что у нее всегда было веселое настроение.

 Немного освоившись, да и по Зинкиным рассказам Анютка  уже знала почти всех соседей и коменданта общежития, а также вахтера, охранявшего их женский покой.

 Дня через три стали к ним захаживать Зинкины друзья с соседнего общежития, веселые ребята, часто были и посиделки с гитарой.

 Как к новенькой, они проявляли повышенный интерес, ребята были, как говорится "палец в рот не клади" все время шутили, рассказывали анекдоты и свои забавные случаи на заводе, где они работали. От смеха, рты у всех не закрывались и первое время у Анютки даже болели скулы, никогда в жизни она так много не смеялась.

 С ними стал приходить один скромный парень, худенький с длинным носом, всегда наглаженный так, что об стрелки его брюк можно было обрезаться и, все старался подсаживаться ближе к Анютке.
 Она в свою очередь  его сторонилась, да и вообще была, как дикая, и не собиралась ни с кем знакомиться для продолжительных отношений, тем более, что опыта  на этом фронте у нее не было никакого.

 В поселке она и не дружила ни с кем, хоть и прожила там до 20 лет. Как потом ребята в поселке признались, что боялись к ней подходить, такая она была серьезная, да и отца ее боялись как огня.

  А тут, прямо явное ухаживание. Парень этот стал приглашать Анютку в кино и заходил к ним в общежитие каждый день. Также явно, и она избегала его, он совсем ей не нравился.

 И тут, Зинка взялась за ее воспитание: "Ну, что ты, как монашка сидишь, хоть в кино сходи с ним, это же ни к чему не обязывает"- наставляла она Анютку.

 Они были ровесницами, но Зинка опекала ее, как старшая сестра. Жизненного опыта конечно у нее было больше, с 9 класса она осталась без матери, рано научилась курить, да и, как Анютка успела заметить, имела пристрастие к застольям с выпивкой.

 Анютка подумала, подумала, ай и правда, думает, схожу в кино с ним, может увидит, что и говорить не о чем им, нет общих интересов, да и не пара они совсем.
 
 Анютка была девушкой достаточно симпатичной, про таких, как она, говорили: "видная", не худенькая, ходила всегда на высоких каблуках.

 На столько она  с ним разнилась во внешности, что в кинотеатре часто оглядывались на них, пристально осматривая. Анютка, заметив это, в конец расстроилась от такого неприкрытого внимания к себе посторонних людей, и после кино, подходя к общежитию, сказала ему, чтобы не приходил больше.

 Он, конечно, так ничего и не понял, и на следующий день "приперся" опять.

 Анютка предусмотрительно оставила записку  Зинке чтобы передала ему, где и написала, все, что думала, со свойственной тогда ей прямотой:"Дерево надо рубить по себе, мы не подходим друг другу даже внешне, неужели сам не видишь, нет у меня к тебе никакой симпатии и оставь  меня в покое".
 
 Вполне объяснимая записка, ничего чрезмерно грубого, - так ей казалось.

 После работы она отправилась в гости, и в общежитие пришла пол двенадцатого ночи.
 Вахтер, недовольная, едва впустила ее, там уже все были в курсе и стояли как говорится"на ушах".

 Едва переступив порог, Зинка накинулась на Анютку с обвинениями, якобы из-за нее чуть не повесился Вовка, так звали парня. Да еще и кликуха  то у него была оказывается, как потом выяснилось, "покойничек".
 
 Тут Анютка  сильно перепугалась, но оправдываться ни перед кем не стала.

 Вовку успели вовремя снять,  вскоре он уволился с завода и уехал в деревню к родителям.
 
 Ну, а Анютке, это был урок на всю жизнь.
 
 Жизнь шла своим чередом, года два подряд Анютка поступала в университет на экономический факультет университета на вечернее отделение и все не проходила по конкурсу, никто ее не ждал с ее успехами, нужно было прикладывать максимум усилий и усидчивости, но молодость есть молодость, казалось впереди еще вагон времени и все еще успеется.
 Друзья ,подруги, походы, разные увлечения.  Интересная работа занимала тоже не мало времени. А когда были субботники, а их было тогда немало, подсчет их итогов на работе, затягивался на предприятии до полуночи. Шел 1976 год.

 Добираясь на последнем троллейбусе, а потом идти через пустынное  место от остановки улицы Лазо, было небезопасно.
 Однажды, так и случилось, на этом пустыре, двое парней подставили нож  в бок, но Анютка и виду не подала, что испугалась, ответив им, на их же жаргонном языке,  несколько ошарашенным хулиганам, от такого обращения какой то девчонки.

 И только добравшись до комнаты, ее начало колотить от страха, что могло с ней приключиться.
 
 Часто случались забавные случаи  и с Зинкой.

 Где то, в кинотеатре Зинка познакомилась со взрослым парнем, по крайней мере он так выглядел, лет на 28. Продолжать знакомство она не стала.
 Он, Абдулла, был из чеченцев, а они, народ горячий, не терпят отказа, да еще со своими обычаями по выкрадыванию невест и  мести (это Анютка знала из книг).

 И вот, этот Абдулла, опоясанный ремнями и кинжалами в своем национальном костюме периодически наносил визиты в женское общежитие, крича под окнами:(жили они на втором этаже) " Зына, выходы..ы!"- устраивал серенады и не только.

 Вахтер его конечно не пропускала на вахте, гоняла всячески.

 Он, как "Уж"  по отвесной скале цепляясь за чуть выступающие кирпичики, лез по стене дома.
 Подружки, вооружившись, чем могли, вениками и лыжными палками, были готовы отражать нападение.
 Но, когда ему удавалось добраться близко к окну, смелость покидала их и они начинали кричать и визжать от страха.

 Тогда проходящие люди обращали внимание и отгоняли его от окна. Так продолжалось до полугода, затем, как - то все успокоилось и девчонки его больше не видели.

 Да и, вообще, потом, очень осторожничали со знакомствами.  Иногда к Зинке приезжала подруга Ольга из районного центра на сессию, та была еще более подкована в жизненных вопросах, поскольку побывала замужем.

 Тогда они с Зинкой отрывались вовсю, ходили в гости, на танцы, приходили  в общежитие далеко за полночь и хорошо подвыпившие.

 Анюта не составляла им компанию, поскольку воспитана была иначе и многие поступки их не одобряла. Отношение Зинки с Ольгой к ней было снисходительное, как к младшей. Но она не обращала на это внимание, каждый кузнец своего счастья, как скует так и будет- думалось Анютке. У нее своя дорога, свой путь.
 
 Тем не менее, они были очень дружны и никогда не ссорились.
 
 Каждое лето Анюта ездила домой в отпуск, где виделась со своими подружками детства, одноклассницами, многие из которых уже были замужем и имели детей.

 И только Анюткино сердце  подозрительно молчало, знакомых ребят было много, но все они были только друзья.

 Вскоре и Зинка тоже вышла замуж, но поскольку оба с мужем были общежитские, так и жили по разным общагам.
 Правда потом, поскольку  в комнате так и не было третьей жилички, Витька, муж ее, переселился к Зинке, не взирая на Анюткины протесты, вероятно, предполагая просто выжить ее из комнаты.

 Вот тогда , так сказать, дружба навеки и дала первую трещину.
 Зинкина кровать была отделена перегородкой, вот там они и ютились. А Анютке тоже, некуда уйти было, это место было закреплено за ней, на ее работе, и она испытывала большие неудобства рядом с молодоженами, старалась больше быть у знакомых, ходила в театры,на различные концерты,  и приходила в общежитие поздно.

 Летом, как обычно она уехала в отпуск на месяц к родным, думая, что  молодожены  как - то решат свой вопрос за это время.

 По приезде с отпуска, Анютка не нашла никого в своем общежитии, оказывается, всех переселили в другое здание и Зинка с мужем перевезли ее немногочисленные вещи с лыжами(она тогда увлекалась ими) с собой опять в одну комнату.
 
 Ее выяснения с претензиями ни к чему не привели, (ссориться она не умела, а нормальным доводам молодые не вняли) и тогда Анютка, в наглую перешла к знакомой в другую комнату, где пустовало одно место, предоставив самой коменданше разбираться с молодоженами.
 С тех пор Анютка с Зинкой стали реже видеться, потом и Анютка вышла замуж, (Зинка с Витькой даже были свидетелями на их свадебной церемонии) тоже за общежитского, но у него в отличии от Витьки была своя небольшая комната, и она переехала к нему.

 Молодоженам вскоре дали малосемейку, в двух кварталах от прежнего общежития. Первое время Анюта заходила к ним в гости , у них появился ребенок.А потом и Анютке по месту своей работы выделили гостинку, и она с мужем переехала  в противоположный южный район города на улицу Пирогова.
 Время от времени подруги созванивались, но все реже и реже, и когда Анюта получила большую квартиру  в другом строящимся районе, (где долгое время не было телефонизации, пока не построили телефонную подстанцию), связь с Зинкой сошла на нет.

 Через знакомых Анютка слышала, что у них растут двое мальчишек. Витька стал пить чаще обычного, его выгнали с работы, ну и допился до того, что умер в гараже.

 Мальчишки у Зинки подросли и тоже стали приклыдываться к рюмке. Они так и жили в малосемейке.

 Сама Зинка,также работала воспитательницей, но излишнее возлияние спиртного, к которому она имела пристрастие смолоду, тоже привели к определенным результатам, ее уволили с работы.
 Потом, устроившись работать сестрой хозяйкой в больнице, и тоже, по этой же причине, не продержалась долго, и в конце уже , перед пенсией, она мыла полы там же в больнице.

 У Анютки также росли дети, девочка и мальчик,  которых она просто обожала, спала не больше четырех часов в сутки, вечерами после работы много времени проводила с детьми, потом готовка, стирка, обычная женская работа, а ночами шила, вязала, дети у нее были как с картинки, всегда ухоженные, чистые,  дома всегда были праздники с пирогами и тортами и сюрпризами, о чем дети, будучи взрослыми уже, часто вспоминают и применяют методы проведения досуга в своих семьях, к радости матери.

 Но, бог не дал полного личного счастья Анютке.
 Муж оказался никудышным и была не Анютка замужем, а  он за женой.

 Он был третьим ребенком у Анютки. И совершенно не оказывал ей помощи ни в чем, часто менял места работы, разумеется, и не мог обеспечить семью материально.

 Анютка тащила на себе все заботы, и огород 6 соток, с детьми и рюкзаками, на автобусе, за 26 километров от города, ездили в выходные на огород.

 Это тянулось 15 лет. Все думалось: "детям нужен отец" И тут же отвечала сама себе: "А зачем такой отец, который не может дать ничего, не оказывая никакой помощи в воспитании детей."

 Анютка буквально разрывалась между работой, школой, детским садом и огородом, а ведь еще и досуг детям нужно было организовать: в кино, и театр, цирк, летом в горсад сводить, даже на ту же речку.

 А когда муж стал ходить и  на сторону еще, окончательно поставила жирную точку.
 
 Детям тогда было 10 и 6 лет.
 Муж вскоре сожалел о случившемся разводе, и были даже некоторые "поползновения"
 примириться, но Анютка никогда не дает задний ход, мосты за собой она сжигала сразу.

 Да и знала она уже, что он никогда не изменится, прождав этого 15 лет.
 
 В Анютке  был сильный жизненный стержень: не сломалась, выдержала все, одна без поддержки родных, воспитала детей, обоим дала высшее образование.

 Дети и были  ее единственной радостью и гордостью, да еще работа, лучшее средство, которая отвлекала ее, от личных переживаний.

 Отец детей, женился еще раз,  на женщине с двумя детьми, напрочь забыв о своих.
 
 Конечно, иногда получали небольшие  алименты, но с большой нерегулярностью, поскольку он часто менял места работы, скрываясь от них.

 Позже, по достижении совершенолетия детей, их отец пытался наладить с ними отношения, но, дети, будучи уже взрослыми, сделали свой выбор, они не общаются.


Рецензии