В школе на уроках

               

Директор встретил меня у себя в приемной.

- Что-то комитет по образованию зачастил к нам. С чем пожаловали на этот раз?

- Хотелось бы поприсутствовать на уроках у ваших учителей.

- Что, жалоба поступила?

- Претензии не обозначены. Просто хочу посетить уроки.

- Какие конкретно?

- Ну, например, истории и начальной военной подготовки.

Я не случайно выбрал эти два предмета. По доармейской школьной подготовке давно уже шли споры: нужна она или нет? Вроде бы, идет перестройка, все говорят о демилитаризации, о том, что, якобы, Россия готовится к вступлению в НАТО. А здесь детям преподают азы военного дела.

Относительно истории я несколько слукавил: в адрес учителя, действительно, высказывались недовольства со стороны родителей и даже учеников. Их суть заключалась в том, что занятия проходят неинтересно, дети на уроках, в основном, тупо читают страницы учебника. Никаких дополнительных материалов и фактов учитель не приводит. Да, и дисциплина никудышная. Захотелось самому в этом убедиться.
Предмет «Начальная военная подготовка», который  с недавних пор  был переименован в «Основы безопасности жизнедеятельности», преподавал Борис Епифанович Агарков. Не имея специального образования, он за счет армейского опыта, да и жизненного тоже, мог проводить уроки так, что ученики не только на них не засыпали, но даже проявляли интерес.

Борис был известным спортсменом, неоднократным победителем краевых сельских олимпиад. Как спортсмен, пользовался авторитетом. А вот рассказчик из него был никакой. Я в этом убедился во время урока. Сейчас не могу назвать тему занятия, но помню вопрос, который он задал ребятам:

- Представьте себе, что вы летите в самолете, а он приземлился по нужде. Что нужно делать самолету?

Мы с директором, а он присутствовал тоже,  переглянулись. Вопрос, конечно, убийственный. Грамотешка учителя не лучше.

- Где я возьму другого? – опережая меня, шепотом возразил директор, - зато он ребят в походы водит, спортом с ними занимается.

- Можно я отвечу? – услышали мы голос юноши с длинными, опрятно причесанными волосами.

- Отвечай! – разрешил Борис Епифанович.

- Я думаю, что самолет приземлится, справит нужду и полетит дальше.

Мы с директором одновременно прыснули со смеху. Одноклассники тоже засмеялись, а заметив нашу реакцию, начали сначала погромче, а потом уже дико хохотать. Один лишь горе-учитель не мог понять суть происходящего и уразуметь, отчего все так веселятся.

Мне пришлось встать и обратиться к классу.

- Ребята, довольно смеяться. - А, вообще, - заметил я, глядя на Бориса
Епифановича, - какой вопрос, таков и ответ. Мы, пожалуй, пойдем, а вы продолжайте занятие.

Историчка явно волновалась ввиду присутствия на ее уроке районного начальника и директора школы.

Вначале, как и положено, она обозначила тему урока, затем перешла к подаче нового материала. При этом Вера Леонидовна, так ее звали, начала путаться в датах и названиях. Урок был посвящен великому мудрецу и ученому Ибн Сине, жившему в средневековом исламском мире.  Учитель дала задание школьникам прочитать материал учебника, а затем они стали отвечать на вопросы. Все подтвердилось: методикой преподаватель владеет слабо: никакого дополнительного материала, никаких интересных  фактов о том времени и событиях. Меня же она добила окончательно другим. При анализе урока, на мой вопрос, почему она не поведала ученикам, что Авиценна был не только, философом, но и врачом, ученым, написавшим сотни трудов во многих областях науки, Вера Леонидовна посмотрела на меня с непониманием.

 - Вас что-то беспокоит? Что-то не так? – поинтересовался  я.

Она улыбнулась и совершенно доверительно спросила:

- Простите, как вы сказали?

Я повторил свой вопрос, который она вновь не поняла.

- Извините, Сергей Анатольевич, а кто такой, как вы выразились, Авиацен?

- Авиценна! – не выдержал уже директор, - так называли в мире Ибн-Сину. Ну, уж это-то нужно знать, Вера Леонидовна!

Дальше не было смысла вдаваться в дебри проведенного занятия. Через месяц
 директор школы сообщил, что Борис Епифанович перешел на преподавание физкультуры, а из Веры Леонидовны должен получиться хороший воспитатель группы продленного дня. Время подтвердило предсказание руководителя: дети души не чаяли от уроков физкультуры и занятий в продленке.


Рецензии
Так случилось, что весь первый класс я проучился в сельской школе. Нашим преподавателем был Владимир Кузьмич Стрельников. Ветеран войны. Заслуженный преподаватель СССР. Азбуку и математику мы прошли к Новому Году, а после, уже учились по учебникам второго класса. Писали чернилами. У меня был каллиграфический почерк. Я был среднячком, хоть и старался со всех сил. Чтобы получить по чтению 4-ре, я должен был рассказать стих так, чтобы все поверили, что я и автор, и стрекоза, и муравей. В три голоса! С расстановкой, без запрещения размахивать руками, сделать у доски пару шагов, чтобы показать как был занят муравей и как была беспечна стрекоза. А вечерами плакал от того, что не смог получить оценку выше. В результате, закончив первый класс, я уже имел базу знаний второго класса.

Мама получила угол в городе и я перебрался к ней. Второй класс в новой красивой школе был для меня ударом. В селе, нас в классе было 12 человек, тут - 36. Все опрятные, чистые, лица умные. Я боялся оказаться средь них бестолочью. Учительница вела уроки строго по программе и мне было неинтересно. Рассказывала вяло, криво-косо помогая себе и нам, прописями на доске. А я, скучая, рисовал в альбоме. Учительница знала о моей успеваемости в прошлой школе, примерно в среднем - 3,4 балла. И вот, чтобы припозорить меня колхозника, она вызвала к доске. Математика. Простенькие уравнения. Я сказал, что эти уравнения мы решали в уме. Улыбаясь, она задала мне вопрос, я дал ответ. Она в злости читала задания, а я отвечал. Учительница пригласила завуча и та, стала мне задавать вопросы по теме. Потом по следующей. Потом с другого квартала, потом с другого - уже конца года. Ушла задумавшись. Следом, через недели две, на чтение были собраны все учителя младших классов, завуч и директор. На-дом было задано учить по желанию "Стрекоза и муравей" или "Лебедь, рак и щука". Я рассказывал оба стиха уже наверное в пятый раз. Показывая, как лебедь тащил воз, потом как рак в другую сторону, как щука в воду - меняя позы, речь, делая небольшие перемещения вдоль доски, рассказывал голосом диктора "за кадром". То же и со стрекозой с муравьём. Директор не мог поверить что я был трешником. Посредственность, которая уже прошла курс настоящего года. Но, переводить меня в третий класс никто не стал. В результате, я почти целый год провалял "ваньку". Но треть третьего я был вновь у Кузьмича и вернулся в троешники из круглых отличников. А в совхозе, весь третий класс дети провели на уроках труда и в поле находу повторяя пройденное и получая новое. Кузьмич научил нас делать табуретки, ящики, ухаживать за деревьями, виноградом. Он читал нам внеклассные произведения: "Руслан и Людмила", "Сказка о золотом петушке" и многое другое, что лежало в "активе" 4-6 классов. Так как я пропустил у него учебу в третьем классе, он занимался со мною отдельно.

Вот, читая ваше про учителей в ПТУ, вспомнил, как учился у МАСТЕРА.

Большое вам спасибо за память, Сергей!

С уважением жму руку,

Саша.

Александр Краснослободский   16.04.2024 10:13     Заявить о нарушении
Александр! Каждая Ваша рецензия-это отдельное произведение, которое я читаю с большим интересом. Спасибо! Всего Вам наилучшего!

Сергей Химочка   16.04.2024 12:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.