В память о Надежде Наумовне Готтесман

   В  десятом классе кружок беллетристики и поэзии в нашей школе  вела преподаватель литературы и русского языка  Надежда Наумовна Готтесман. Человек она была уникальный: добрейшей души и богатейшей внутренней культуры. Я много училась сама, наблюдала за учебой сына, но ни разу не встретила педагогов ее уровня. Помню, как она готовила нас к городским олимпиадам. Теперь бы это назвали супер-мастер-классами. Тетради-дневники с записями ее лекций бережно храню.

   Для чего  пишу такую долгую преамбулу?  Я  не считаю для себя возможным ранить людей неосторожным словом. Но уровень педагога, которого хочу цитировать, та высота, на которой она стояла, позволяли ей  не приглаживать «вихры литературщины» (уже цитирую), а сражаться с «Недорослями  от  писательства».  Совесть моя чиста, цеховую солидарность не нарушаю. Я – не писатель и не поэт.

   Может быть, кому-то, кто себя таковыми считает,  ее рекомендации пригодятся.
Если эта запись затронет чьи-то чувства, заранее прошу прощения. Мир изменился. Люди стали более ранимыми и менее обучаемыми. Но, поверьте,  если бы вы знали Надежду Наумовну, то простили бы  ей все за бесконечную доброту и преданность своему делу. Про энциклопедические знания и толковать нечего. Она читала наизусть  сборники стихов, главы из художественных произведений русских и зарубежных классиков.  Следила за всей периодикой ( а в СССР  издавалось  немало качественной отечественной и зарубежной литературы). Но в советские годы я не встречала педагога, который  рассказывал бы  детям о душе, о необходимости ее развивать и обогащать. Одним словом, Надежда Наумовна была явлением. И всю жизнь проработала в школе с детьми, потому что считала это необходимым для сохранения культурного  генофонда. А теперь выдержка из  ее «ругательной» беседы с нами после прочтения «опусов Недорослей»:

   «За любыми текстами всегда  стоит душа  автора, если он, конечно, знает, что это такое.  И вот читаешь вроде бы гладко сочиненные тексты, без сучка и без задоринки, красивость на месте, ума – палата, а за душу не берет. Не живут  тексты, мертвые, раскрашенные, но  мертвые, как набальзамированные покойники.  Или, того хуже,  – с вывертами: «Посмотрите на меня, как я мила!( или мил !).  Слева посмотрите и справа, сверху и снизу, а еще вот я наряды поменяю и станет еще красивее». И все аплодируют, аплодируют… А чему? Позе? Усталость есть, нытье есть, страсти-мордасти  есть, показуха есть. Никогда не пишите для показухи. Творчество – это не реклама себя. И не выплеск на читателя личного бескультурья.  Литература -  помощь другому  разглядеть красоту и духовность мира. Поднять  читателя и понести!  Уму всегда  найдется, что сказать: а вы пишите, когда душа заговорит. И не бойтесь, что ее увидят!  Увидят дурную, людям спасибо! Исправляйте.  И перестаньте, наконец,  перемалывать страсти. Я знаю, что у вас подростковый возраст, но это не оправдание. Поймите, неприлично для уважающего себя автора  раздеваться  в текстах  и бродить по строкам  без трусов прилюдно.  Учитесь уважать читателя.» - Надежда Наумовна Готтесман.


Рецензии