Опережая время, или Школа, которая нужна ныне

Почти 40 лет тому назад я, будучи директором школы, рекомендовал Министерству образования СССР изменить архитектуру школьных зданий и сооружений. На эту тему 26 января 1984 года вышла моя статья в «Правде» «Дом для школы». Пришло очень много откликов читателей. Даже ЦТ заинтересовалось: 12 февраля 1986 года в студии «12-й этаж» состоялась передача, на которой обсуждалась тема Молодёжных жилищных комплексов (МЖК). Передачу вели МАСЛЯКОВ Александр Васильевич и САГАЛАЕВ Эдуард Михайлович. Наряду с другими вопросами, они затронули и мой проект школы по представлению корреспондента «Комсомольской правды» Александра КУПРИЯНОВА. Повтор передачи состоялся утром следующего дня, 13-го февраля.
В чём отличался мой проект школы от существующих и ныне? Предлагалось вместо так называемой предметно-кабинетной системы ввести в школах систему УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ (УЦ), основанных на использовании самых современных технических средств обучения (ТСО) или, как бы ныне сказали, информационных технологий.
Идея УЦ простая. Это концентрация ТСО в единой студии, где создаётся (формируется) БАНК информации по всем школьным предметам. Этим занимаются специалисты – инженеры и программисты. ВУЗы страны должны готовить и таких «школьных» специалистов, чтобы учитель имел в их лице профессиональных помощников в своей учебно-воспитательной деятельности.
Свой проект школы я обозначил литерой «К-21», что означает: «К» – начальная буква моей фамилии, а «21» – век деятельности такой школы. И вот что я сообщал в описании проекта: «Школа модели «К-21» по своему техническому оснащению и инженерному обслуживанию никоем образом не должна отставать от того технического и интеллектуального прогресса, который наблюдается в мире современных ТЕХНОЛОГИЙ. Это значит, что в этой Школе должно быть всё САМОЕ СОВЕРШЕННОЕ, САМОЕ ПЕРЕДОВОЕ, чем располагает Человечество ныне. Ибо, если школьник не увидит и не «пощупает» это «совершенное» сам, то вряд ли Школа даст ему представление об этом Прогрессе в его «БОЛЬШОЙ» Жизни хотя бы в минимальном представлении».
В такой школе дети занимаются в своих классах круглый год, для чего используется автономный модуль, где кроме кабинета для занятий – раздевалки, туалеты, комнаты классного руководителя, отдыха и сна, если речь о «продлёнке» или групп санаторного типа. Здесь же на ПОСТОЯННОЙ основе – учебники, пособия и сменная обувь. То есть условия, максимально приближённые к домашним, и дети ходят в школу, как на работу. В другой модуль они переходят только после окончания учебного года, где мебель – по росту (на вырост). По кабинетам и этажам, как ныне, они не ходят, за исключением кабинетов химии и физики, где необходимо наличие специфических приборов и оборудования, хотя можно подумать и тут, чтобы обращение детей с этими приборами было в виде тех компьютерных игр, которыми они сегодня увлекаются.
Домашние задания в такой школе сведены до минимума, так как уроки здесь «ВИДОВОГО» характера – двух видов: первая часть (30 минут) – познавательная, где учитель знакомит учащихся с новым материалом, а вторая (30 минут) – закрепительная, где они выполняют «домашнее» задание на заданную тему под наблюдением учителя, что очень важно для более твёрдого усвоения материала.
Вот такой, вкратце, проект Школы, которому почти 40 лет и который остался лишь на бумаге. В нём нет Интернета, и это оправдано тем, что сам он – ровесник этому проекту: первый канал связи был проложен в 1982 году с целью доступа научных центров США к архивам главных европейских библиотек. А сегодня Интернет – это всемирная «паутина», без которой уже немыслима жизнь и существование земной цивилизации. Особенно это проявилось совсем недавно – в час разгула пандемии КОВИДА-19, когда пришлось вводить так называемый «удалённый» режим общения людей, в том числе в работу учебных заведений. Если бы данный проект был тогда воплощён в жизнь, то ныне такой проблемы с УДАЛЁННЫМ обучением не было бы вообще. Даже напротив, эта система обогатилась бы совершенно новыми идеями и возможностями.
Возникает вопрос: ЧТО ДАЛЬШЕ? К сожалению, время упущено. Но будет упущено ещё больше, если не начать перестройку ныне. Сегодняшний уклад жизни школы не отвечает требованиям современности. Архитектура устарела так же, как вся её информационная составляющая. Дети в школе – квартиранты, а не хозяева. У них нет даже своего постоянного места работы, так как вынуждены постоянно и толпами перемещаться из кабинета в кабинет, с этажа на этаж. Школа оторвана от семьи как образовательно-воспитательного института. Обучением детей занимается только школа. При этом она не является продолжением семьи, а семья – школы. Условия школы губительно сказываются на здоровье детей. Они испытывают колоссальные нагрузки, находясь часами в режиме коллективного давления на личность. Это ненормально.
Что в итоге? Надо строить именно ТАКИЕ школы – Храмы Будущего. Если, конечно, общество хочет, чтобы их дети, внуки и правнуки не прозябали в школах прошлой архаики.
С уважением, Куклев Николай Васильевич


Рецензии