Сегодня праздник чая

Сегодня, 15 декабря, отмечается международный день чая. Праздник каждодневный всех любителей этого напитка. Чай можно с уверенностью назвать напитком, прочно вошедшим много веков назад в культуру нашей страны и жизнь миллионов людей. Но так было не всегда.
Родина чая - Китай и как культура чай появился в 350 г. В IX в. начинается миграция этого напитка в соседние азиатские страны. И только в нач. XVI в. чай попадает в Европу благодаря португальским и голландским мореплавателям. Во многих восточных манускриптах повествуется об этом  удивительном растении и его свойствах. Например: «Листья чая должны иметь складки, как кожаные сапоги на ногах татарского всадника, загибаться, как нога буйвола, разворачиваться как туман, возникший в долине, блестеть как озеро, чуть тронутое вечерним зефиром»
Чай был привезен как особый подарок, дань глубокого уважения русскому царю, в 1638 г. русским послом, вернувшись из Китая в Москву в 1678 г. писал: «Чай – питье доброе, и когда привыкнешь, гораздо укусное… Китайцы питье зело нахваливают: сила и лекарство от него всегда извещает, поэтому день и ночь они пьют и гостей потчевают». Не сразу прижилась заморская диковина на русской земле. Долгое время чай продавали в аптеках как лекарство.  И лишь при Петре I начинается торговля чаем между Китаем и Россией. В царствование НиколаяI чай становится более доступным товаром для населения страны,  потребление его возрастает. Впервые ввоз чая превышает над реальным потреблением. Тогда возникает впервые понимание, что нужно искать новые механизмы конкурентной борьбы и стимулировать сбыт.  "Реклама - всякая чрезвычайная попытка обращать на себя общее внимание; обыкновенно для этого прибегают к оригинального содержания газетным объявлениям и уличным афишам. "
Именно в те самые времена польский инженер, архитектор и предприниматель Людвиг Метцель, основавший первое в России рекламное бюро по приему объявлений, подарил миру афоризм: "Реклама - двигатель торговли" (правда, существует версия, что изначально слоган компании гласил "Объявление есть двигатель торговли").
Реклама была всегда и везде, в разных формах. Старая практика «зазывалы», когда мальчики, приказчики, а иногда и сами хозяева лавки или магазина, пытались заманить, а иногда и едва ли силой затащить потенциального покупателя, всячески нахваливая товар и скрывая его недостатки. Следующей ступенью в борьбе за покупателя становятся вывески и выставленный товар в окнах магазинов. Получает развитие печатная реклама. Текстовые объявления в газетах и журналах становятся более привлекательными и содержательными. С конца XVIII в. В России стали издаваться книги по домоводству. Немалое место в них отводилось культуре и правилам чаепития. В книге 1795 г. «Всеобщее полное домоводство» о чае говорится: «Свойства сего напитка - осаждать пары, освежать и очищать кровь. Пьют его по утрам для возбуждения жизненных духов и аппетита, а через несколько часов после обеда - в способствовании пищеварению». Но все же самым массовым рекламным материалом являлись плакаты, афиши, листовки и визитки. Крупноформатные красочные афиши и плакаты, расклеивались на специальные тумбы. При входе в магазин стали широко использовать яркие рекламные жестяные и картонные таблички и даже произведения живописи в обрамлении рекламы чая. Большое распространение получила реклама чая  в путеводителях, календарях, справочниках, а также малоформатные рекламные листовки с описанием способов хранения и заварки чая, сведения о фирме, ее достижениях. Многие крупные чайные компании имели собственные типографии, некоторые занимались издательской рекламной деятельностью заграницей. Кроме того, к юбилеям и памятным событиям, чайные товарищества выпускали подарки для своих постоянных покупателей в виде оригинальных рекламных чайных стаканов, подстаканников, подносов, пепельниц. Но все же самым главным носителем рекламы чая была сама его упаковка, от крупных фанерных коробов до разнообразных баночек, пачек, пакетиков, коробочек. Закон 1898 г. «О товарных знаках» как следствие повлек пломбирование обандероливание чая во время таможенного осмотра. Это послужило стимулом к появлению фирменной упаковки и маркировки. Теперь все чаеторговцы обязаны были продавать чай только в пачках с указанием фирмы и даты упаковки. Многие крупные чаеторговцы стали помещать на упаковках товара свои марки и изображения различных наград, полученных фирмой или ее владельцами во время участия в российских и заграничных выставках. На упаковках товара часто присутствовала символика, обозначающая пути доставки товара. Это могло быть изображение якоря или корабля, если чай привозили морским путем. Изображение дороги, каравана верблюдов говорило, что товар доставляется в страну сухопутным путем. Особое место на торговой марке занимал государственный герб, право, на изображение которого представлялось за успешное участие во всероссийских выставках или в связи с юбилеем владельца чайной компании. Самым престижным было звание Придворного поставщика Его Императорского Величества. Такое почетное звание имели только три чайных товарищества: «Василий Перлов с сыновьями», «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и К» и «Товарищество чайной торговли и складов   Братья К. и С. Поповы».
Для изготовления упаковки чая применялись бумага, жесть, дерево, фарфор, стекло, хрусталь и папье-маше.  Поскольку чай относился к дорогим товарам, на многих чайных упаковках встраивались замки, запиравшиеся на ключ. Для того, чтобы чай при длительном хранении не впитывал посторонние запахи и его аромат не выветривался, жестяные чайницы снабжались второй крышкой, на которую также наносилась реклама. Упаковки для лучших сортов чая делались из ценных пород дерева, расписного фарфора, хрусталя и была достаточно дорогой. Часто упаковка была в виде чашек, заварных чайников, сахарниц, чтобы служила долгие годы покупателю, напоминая ему о достоинствах фирмы-производителя, стимулируя покупать именно ее продукцию. В чайных магазинах выбор был огромный. Любители чая могли выбрать зеленый «Жемчужный отборный», «Императорский лянсин», белый – «Серебряные иголки», желтый – «Юнчафо с цветами». Любимыми сортами были «Царский букет», «Индийская роза», «Ханский розанистый», «Букетно-розанистый» и многие другие. В оформлении чайной рекламы и упаковки часто использовались китайские мотивы. Русские художники никогда не бывавшие в Китае, рисовали картинки, восполняя фантазией: неведомые животные, странные жёлтые люди в диковинной одежде, караваны верблюдов, восточные красавицы и фантастические пейзажи неведомых земель в буйстве красок.
Чай рисовался в рекламе как обязательный атрибут власти, богатства, достатка. Однако самые крупные фирмы, как например, Поповы, Перловы, Боткин, Кузнецов, старались привлечь покупателя качеством и вкусом, а для отличия сортов чая ввели нумерацию сортов от № 1 до № 8. В частности в прейскурантах Торгового общества Братья К. и А. Поповы говорилось: «В торговле в последнее время сильно распространилось и продолжает усиливаться предложение чая, состоящего из смеси чаев китайского с цейлонским и другими чаями. Так как цейлонский чай имеет весьма сильный настой и вяжущий вкус, то он, будучи примешан к китайскому чаю, изменяет вкус и, что еще важнее, достоинство китайского чая до неузнаваемости. Чтобы не ввести потребителей в какое-то ни было заблуждение относительно потребляемого ими чая, правление Товарищества чайной торговли "Братья К. и С. Поповы" предлагает публике в отдельности, как настоящий китайский чай, так и настоящий цейлонский, отказываясь смешивать разнородные чаи».
Реклама чая сопровождалась массой эпитетов, призывавших покупателя сделать правильный выбор. Среди аргументов в пользу покупки чая «правильной» фирмы были указания на «элитарность» чаёв фирмы, низкую стоимость, мягкость или яркость вкуса и аромата.
Со временем в России появились свои традиции чаепития. Чай стал восприниматься как национальный напиток, превратившись в неотъемлемую часть русской культуры. Многие русские художники, такие как В.Г.Перов, Б.М.Кустодиев, К.С.Петров-Водкин и многие другие охотно стали использовать чайную тему в своих произведениях. Эти же сюжеты массовыми тиражами изображались и распространялись  на художественных почтовых открытках. Главное место в изображении отводилось русским красавицам в сарафанах, в жемчужных бусах и богатых головных уборах, сценам семейного чаепития. Во всех картинах чувствуется душевный покой, уют. В каждом произведении показана чайная церемония, ставшая неотъемлемой чертой русского традиционного быта конца 19 - начала 20 веков.
Традиция чаепития настолько укоренилась, что вошла в русские народные пословицы и поговорки:
"С чая лиха не бывает"
"Чай не пить, так на свете не жить",
"Где есть чай — там под елью рай",
"Выпей чайку — забудешь тоску "
А некоторыми репликами выражали в сложившейся ситуации: «Даже чаю не предложили» — характеристика крайне холодного, недружелюбного приёма.
«Даже чаю не попьёте?» — фраза, обращённая к визитёру, собирающемуся немедленно уходить; выражает лёгкий, вежливый укор за скоротечность визита и сожаление хозяина по этому поводу.
«Чаем на Руси никто не подавился!» — комментировали попадание чаинок в чашку.
«Чай не пил, — какая сила? Чай попил — совсем ослаб!» — шутливо говорили в случае  расслабления и умиротворения человека после долгого чаепития.
«Чай несу — не подумайте, что выгоняю!» — могла сказать хозяйка при подаче чая гостям, намекая на соблюдение этикета: «Конец чаепития — конец визита».
«Мы за чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем!», «Приходите к чаю — пирогами угощаю» - приглашали на чай гостеприимные хозяева

Во все времена чаю отдавали дань поэты. Чай воспевался А. Блоком, Г. Гейне, П. Вяземским, Г. Державиным, С. Есениным, Б. Пастернаком, А.С. Пушкиным, Б. Окуджавой. И во всех их произведениях ощущалось тепло и уют.
                Петр Вяземский:
"Час дружеских бесед у чайного стола!
Хозяйке молодой и честь, и похвала
По-православному, не на манер немецкий,
Не жидкий, как вода или напиток детский,
Но Русью веющий, но сочный, но густой,
Душистый льётся чай янтарною струёй»
 
                Булат Окуджава:
"Я для вас, мой друг, смешаю
в самый редкостный букет
пять различных видов чая
по рецептам прежних лет.
Кипятком крутым, бурлящим
эту смесь залью для вас,
чтоб былое с настоящим
не сливалось хоть сейчас.
Настояться дам немножко,
осторожно процежу
и серебряную ложку
рядом с чашкой положу"
Невозможно не обратить внимание на рекламу 1924 года В.В. Маяковского, написанную им по заказу Чаеуправления 15 рекламных текстов. Рекламные тексты предназначались для печатных плакатов-листовок, вкладывавшихся в ящики и коробки с чаем, какао, кофе для распространения среди покупателей этих товаров.
1.  Эскимос,
медведь
и стада оленьи
пьют
чаи
Чаеуправления.
До самого полюса
грейся
и пользуйся.
2.  Ребенок слаб
и ревет,
пока он
не пьет
по утрам
наше какао.
От чашки какао
бросает, плачь,
цветет,
растет
и станет силач.
3.  Царь
и буржуй
с облаков глядят,
что
рабочие
пьют и едят.
С грустью
таращат
глаза свои:
рабочие
лучшие пьют чаи.
4.  Милый,
брось слова свои, –
что мне
эти пения?
Мчи
в подарок мне чаи
Чаеуправления.
5.  Где взять
чаю хорошего?
В Чаеуправлении –
доброкачественно и дешево.
Спешите покупать,
не томитесь жаждой –
чай на любую цену,
чай на вкус каждый.
6.  Радуйся,
весь восточный люд:
зеленый чай
привез верблюд.
7.  Этот чай –
лучший для чайханэ.
Такого –
кроме нас –
ни у кого нет.
8.  Мы
зовем
пролетария
и пролетарку:
запомни
точно
эту марку.
Покупая, примечай:
чей – чай?
Остерегайтесь
подделок.
Что за радость,
если вам
подсунут
дешевую гадость?
От чая случайного
откажемся начисто.
Лишь чай Чаеуправления
высшего качества.
9.  Важное известие
сообщаем вам:
этот –
пьет
вся Москва.
Граждане,
берегите интересы свои:
только
в Чаеуправлении
покупайте чаи.
10.  Граждане,
не спорьте!
Советские граждане
окрепнут в спорте.
В нашей силе –
наше право.
В чем сила? –
В этом какао.
11.  Смычка с деревней.
Выходи и встречай –
Москва
деревне
высылает чай.
Крестьяне,
соблюдайте интересы свои:
только в Чаеуправлении
покупайте чаи.
12.  Присягну
перед целым миром:
гадок чай
у частных фирм.
Чудное явление –
Чаеуправление.
Сразу видно –
чай что надо,
пахнет
дом
цветущим садом.
13.  От спекулянтов
у трудящихся
карман трещит.
Государственная торговля –
наш щит.
Эй, рабочий!
Крестьянин, эй!
Чай
у треста
покупай и пей!
14.  Каждого просвещай,
лозунг, кидая:
в Чаеуправлении
лучший чай
из Китая.
Все сорта,
от черного
до зеленого –
и с цветком,
и без оного.
15.   У Чаеуправления
внимательное око:
мы знаем –
вам
необходимо Мокко.
.


Рецензии