От казаков днепровских до запорожских ч. 70

Президент Франции ген. Шарль де Голль возложил цветы к памятнику великому украинскому казаку в Киеве, который в 1646 г. помог французам сделать то, что было не под силу «четырем мушкетерам короля» из романа Александра Дюма - взять неприступную крепость Дюнкерк. И. Сирко принимал участие в восстании Б. Хмельницкого, также в походах против Турции и крымских татар. В 1654 г. полковник Сирко не захотел принять присягу русскому царю и удалился на Запорожье, но уже 1659 г. он выступил сторонником царя, против польского короля. В 1658-1660 гг. - винницкий полковник. В 1659 г., по поручению гетмана Беспалого, совершил знаменитый рейд на ногайские улусы. Это заставило Крымского хана Мехмеда IV Гирея, позванного гетманом Выговским и разорявшего украинские и русские земли, уйти с Украины, обеспечив казакам возможность лишить власти мятежного гетмана. Послы гетмана Беспалого докладывали в Москве, что «…в Запорожье полковник Сирко, собрался с Запорожаны, ходил воевать около Белаго города, и Ногайские улусы, которые кочевали близко Самаринки… и повоевав улусы, пошел было к Киеву на помочь к боярину и воеводам к Василию Борисовичу Шереметеву. И Выговский де, послыша то, послал было для перейму, чтоб Сирка к Киеву не допустить, полковника своего Тимоша с войском…, а Сирко того Тимоша со всем войском побил, и ушёл Тимош к Выговскому только сам третей». Военный и политический украинский деятель, с 1659 г. в течение 12 лет избирался сечевиками кошевым атаманом и вполне справедливо считался самым успешным защитником православной веры.

Одержал ряд побед над Крымским ханством, поляками и П. Дорошенко при Перекопе, в Капустяной долине и близ Умани. Был одним из вдохновителей антипольского восстания на Правобережной Украине в 1664 г. Сохранилось письмо Сирка к царю Алексею Михайловичу, написанное в мае 1664 г.: «Исполняя с Войском Запорожским службу вашему царскому пресветлому величеству, я, Иван Сирко, месяца января 8 числа, пошёл на две реки, Буг и Днестр, где Божиею милостью и предстательством Пресвятой Богородицы и вашего великого государя счастьем, напав на турецкие селения выше Тягина города, побил много бусурман и великую добычу взял. Владимир Маслийчук, исследователь из г. Харькова, в одной из своих работ отслеживает особенности мифологизации образа Ивана Сирко в научных и художественных трудах разных эпох. Автор выделяет своеобразные этапы эволюции этого мифа, обусловленные политикой и особенностями сознания исследователей прошедших лет. Могила Ивана Сирко пострадала еще в 1709 г. во время разорения Чертомлыцкой Сечи. Но местные жители уберегли её, и семьи казаков присматривали за могилой атамана из поколения в поколение. В ноябре 1967 г., когда берег, на котором находилась могила кошевого атамана, подмыли волны Каховского водохранилища, останки атамана перезахоронили. Но перед этим череп атамана изъяли из могилы. Во второй раз Ивана Сирко хоронили торжественно, при большом стечении народа, предать его земле обезглавленным было невозможно. Выход нашли самый простой - в гроб положили череп, обнаруженный при раскопках того же кургана.

А череп атамана отправили в антропологическую мастерскую М. Герасимова для проведения реконструкции внешности Ивана Сирко. После этого череп почти четверть века оставался в Москве. Вернули его лишь в 1990 г., перед празднованием 500-летия украинского казачества. Но и на этом мытарства не закончились. После празднования юбилея череп Ивана Сирко попал в сейф начальника Никопольского горотдела культуры, где он пролежал еще семь лет, пока его не передали в Днепропетровский исторический музей. Летом 2000 г., после многочисленных обращений историков, было принято решение о дозахоронении черепа атамана Ивана Сирко вместе с другими останками в кургане Баба-могила. И через 320 лет после смерти знаменитый атаман наконец-то обрел мир и покой. Ежегодно в августе все казачьи общества Украины собираются на могиле знатного атамана Сирка. Проходит литургия, возлагаются венки, происходит процедура официального посвящения в казаки и т.д. Автору этих строк посчастливилось неоднократно побывать в этом святом для каждого казака месте, но это, конечно, всё было до 2014 г., т.е. времени гос. переворота, после которого Украина стала другой, окончательно не самостоятельной, подобострастно поглядывающей в сторону заокеанских хозяев... Подводя некоторые итоги, надо отметить, что вслед за «мартовскими статьями» 1654 г. между российскими самодержцами и украинскими гетманами было подписано немало договорных актов. Последние не отличались особым разнообразием, а были лишь дополнением к предыдущим документам.

«Глуховские статьи» 1669 г., подписанные 3 марта на левобережье Демьяном Многогрешным возвращали гетману его прежние полномочия, в том числе выборность, а функции российских воевод сводились лишь до командования гарнизонами. Названным документом обуславливалось обязательное участие украинских делегатов в дипломатических делах Москвы, сокращалась численность российских воеводств - местами дислокации царских войск стали города Киев, Чернигов, Переяслав, Нежин и Остер. В целом весь период гетманщины от Богдана Хмели до Мазепы можно охарактеризовать, как сплошную политическую игру казачьей верхушки Украины, колебавшейся между Россией, Польшей и Турцией. Она интриговала, исходя из своих личных интересов, амбиций и использовала все методы, включая и прямую измену. Сюда же было втянуто не только Левобережье, ставшее российским, но и территории правого берега Днепра, находившиеся под польским владычеством, сюда же примешивалась и суверенная Запорожская Сечь, именем которой прикрывались все. Левобережные гетманы (Самойлович) вели борьбу за фактическое присоединение польских земель правого берега Днепра, чтобы оправдывался титул гетмана «обоих берегов», правобережные (Дорошенко) – русской Украины, нередко и кошевые Запорожской Сечи выступали с такими же требованиями. На фоне вышеупомянутых документов принципиально новыми по духу были «Коломакские статьи» 1687 г. подписанные И. Мазепой во время его избрания гетманом.

Согласно документу, гетману пришлось отслеживать факты нарушений царских запретов в сфере торговли, денежного обращения и т.д., а также способствовать украино-российским бракам. «Коломакскими статьями» фактически разрушалось некое подобие автономного статуса Гетманщины в составе России. Украина теперь не могла поддерживать сношения с иноземными державами и должна была принимать участие в военных экспедициях России. Серьёзные изменения в гетманском правлении произошли во время Северной войны, когда Иван Мазепа неожиданно для Петра I перешёл на сторону врага, шведского короля Карла XII. Царь безгранично доверял Мазепе, считая его своим подданным. В свою очередь Мазепа, рассчитывая на паритетные отношения с русским монархом, внутренне отвергал подданство и поэтому не мог по достоинству оценить особое расположение Петра. Конфликт выходил за рамки межличностного. Он был порождён противоречиями в подходах к малороссийскому гетманству как форме регионального правительства в России. Гетманы стремились укрепить свои властные полномочия в рамках широкой автономии, так что на первый план выступали идеи децентрализации общегосударственного управления. Это было неприемлемо для российского самодержавия. В результате, правление всех последовавших за Мазепою гетманов (И. Скоропадского, П. Полуботка, Д. Апостола, К. Разумовского) было всецело подконтрольным царю. Личность Ивана Самойловича первого гетмана Украины эпохи Петра I также не отличается своим постоянством во взглядах.

Он был ярым сторонником Брюховецкого, после падения которого пристал к Многогрешному, присягнул на верность царю и получил от него прощение. Затем принял участие в свержении Многогрешного и был избран Конотопской радой 17 июня 1672 г. в гетманы. Вёл непрерывную борьбу с правобережным гетманом Дорошенко, стремясь подчинить себе земли за Днепром. При Самойловиче проводилось массовое переселение казаков и жителей Правобережья в русские пределы Малой России. В первую очередь заселялась т.н. Слободщина. По свидетельству современников Самойлович был человеком гордым, самовластным, любящим богатство, которое добывал любыми способами. Гетман держался высокомерно не только с казаками и поспольством, но со старшиной. Собрал вокруг себя раболепствующих сторонников, возвышал их и, они от его имени творили уже что хотели. Кроме всего Самойлович наложил руку на торговлю. Ввёл откупы (оранды) права винной дегтярной и табачной торговли сроком на один год. Гнёт налогов всё увеличивался, суды без взяток не рассматривали ни одно дело. Попытки жаловаться на гетмана были безрезультатны, благодаря дружбе Самойловича с белгородским воеводой князем Г.Г. Ромодановским. Отношения гетмана и Запорожской Сечи не складывались и, он старался всячески скомпрометировать запорожцев, постоянно отсылая клеветнические доносы в Москву. Здесь впервые в историческом плане возникает фигура И. Мазепы, служившего на тот момент ротмистром в войске правобережного гетмана Дорошенко.

Продолжение следует в части  71                http://proza.ru/2018/01/02/539


Рецензии