Скользкая фраза

Мой сосед по квартире стоял на лестничной площадке и тихо матерился. Увидев меня, замолчал. Потом вдруг спросил:
- Вот, Вы, вроде учёный человек. Может, вразумите меня, не очень грамотного?
- А в чём дело? Проблема какая-то?
- Да слушал я сейчас речь нашего первого лица… Ушам своим не поверил. Он во всеуслышанье заявил, что «нацизм победил советский народ». В толк никак не возьму, кто кого победил?
- Надеюсь, он ударение поставил на последнюю фразу «советский народ»?
- Да хрен его знает, куда он его  поставил. Я университетов не кончал, а в школе  учился как все. У меня десять классов и русский язык у нас тоже был. Но чувствую, что-то тут не так, не то.
- Референты подвели. Неграмотно речь написали. Они, наверное, бывшие ЕГЭшники. Их же учили писать письма другу по американскому образцу из трёх абзацев…
- Из трёх букв на заборе.
- На заборах раньше писали более  грамотно, без ошибок. Они бы эту фразу написали иначе: «Советский народ победил нацизм». Согласно нормам русского языка на первом месте должен стоять субъект совершённого действия, а не объект.
- У нас в школе субъектов не было. Училка по русскому говорила, вроде бы, о подлежащем.
- И о сказуемом?
- Да, и о нём тоже.
- При русских названиях было всё предельно ясно. Подлежащее подлежит объяснению. Сказуемое сказывает, сообщает что-то о подлежащем.
- Выходит, с русским языком у нас сегодня совсем швах?
- Выходит, что на букву «Х». Я имею в виду, что стало намного ХУЖЕ. И не только с русским языком, а с образованием в целом.
- А вот скоро все школы перейдут на дистанционку.
-  Может быть, это к лучшему.  Чем общаться через маску…
- Не знаю, я в маске не могу, задыхаюсь!
- Да, пожалуй…  Извините, спешу.- Я направился к лифту. Сосед крикнул мне вслед:
- Да Вы маску-то наденьте! В лифте всякие ездят…
Я инстинктивно натянул маску на лицо. В голову пришла мысль: Мы не принадлежим самим себе. Мы и раньше выходили «на люди» в масках. Только эти маски не были видны. Сегодня наше истинное лицо скрывают настоящие маски. Оно даже легче – не нужно делать умный вид. Лишь бы язык не подвёл – а то вдруг сорвётся какая-нибудь скользкая фраза. На роток, не накинешь платок!


Рецензии