Приложения. 5. Александр Ведерников окончание

- Расскажите немного о работе и дружбе с прославленным композитором Георгием Васильевичем Свиридовым, которому в этом году(2005,И.К.) исполнилось бы 90 лет.
- Моя творческая жизнь так сложилась, что театральное и концертное направления развивались одновременно. Ещё будучи студентом консерватории, пел в оперной студии, давал концерты. И шефские, и за пять рублей бегали студентами - подрабатывали. Потом выступал и от филармонии , у меня был уже большой репертуар. Даже победил в Берлине на конкурсе имени Р. Шумана. А у нас- разделил первое место вместе с Георгом Отсом. И на этой концертной почве познакомился с Георгием Васильевичем, с которым нас связала долгая творческая и человеческая дружба. Впоследствии я много пел его музыки. Эта дружба оказала большое влияние на мою судьбу. Сотрудничество со Свиридовым было сложным. Характер у него трудный. Непросто сохранить собственную индивидуальность, находясь рядом с таким крупным художником ХХ века.
- Вы упомянули слово "художник" в широком смысле. Но Вы ведь являетесь художником и буквально?
- Да, художников в моём окружении почему-то всегда было больше, чем музыкантов или  певцов. Ещё в юности я дружил с Данилой Даниловичем- художником клуба "Горняк". Он преподавал мне азы. Моя профессия тоже сопряжена с искусством художника, с видимой частью образа. Это грим, костюм,пластическая характеристика, внешняя характерность. Я всегда сам находил собственный грим. Мне были всегда близки такие реалисты, как Харлов,  Осовский, Тихомиров, Мосин.
- Ваше отношение к Александру Шилову и Илье Глазунова?
- Знаете, многообразие типов, стилей, жанров - всегда хорошо. Я лично люблю реализм, но не навязываю этого. Например, мы с Глазуновым даже долгие годы были друзьями. Хотя пусть будет и авангард.
- Александр Филиппович, Ваше отношение к одному из громких на сегодня певцов- Николае Баскову? Он ведь тоже немножко работает в опере?
- Наше время является как бы переходным. Такое нахождение истины, моральных и творческих идеалов. Певцу, который работает в театре, чтобы его приглашали в концерты, где он получает более солидные деньги, приходится поступать соответственно. Потребности в высоком искусстве у того, кто владеет капиталами, пока нет, они ещё не созрели до этого аристократизма. Сейчас в ходу тюремные песни, поскольку капитал- уголовный. Вот эта масскультура низвергает все, призывает к одичанию...
Теперь о Баскове. Все хотят популярности, "раскрутки". Вместе с тем, у этих людей есть понимание, что важно и искусство высокое. Человек ведь призван в этот мир не только для развлекаловки. Он иногда должен задуматься о жизни,о смерти,о любви.
Когда-то явстретился в Париже с одним популярным эс радным певцом, который хорошо зарабатывал в ресторане. Он сказал:" Какой ты счастливый человек, что всю жизнь занимаешься истинным искусством." Я понимаю, надо иногда отдохнуть после работы, порадоваться, повеселиться. Но не всю же жизнь проводить в ресторане под "Мурку"?!
-Сегодня газеты зачастую пестрят заголовками, вроде " Пугачёву могут посадить на 15 суток!" Лично я уважаю и люблю эту певицу. Но подобным скандалам - нет числа, и не только с участием Примадонны... Как Вам удалось прожить тихо и скромно?
- В искусстве, которое обслуживает в зрителе низменное, просто необходимо окружать человека скандалами, шумихой... Я в своей жизни выбирал репертуар, сообразно своим взглядам и вкусам. Искусство - отражение жизни. Я просто работал,так же и жил. А сегодня та же любовь, которую кто-то воспевает, выглядит соответственно. То есть, как любовь на панели...
-Расскажите немного о своей семье, если можно.
- У меня есть дочь и два сына. Моя жена - очень положительный человек, по моим понятиям. Наталья Николаевна преподает в консерватории и является завкафедрой. Играет на органе и фортепиано, и всю жизнь была моим аккомпаниатором. Старший сын - Александр - руководит оркестром Большого театра, а младший, Борис,стал художником,пишет пейзажи и натюрморты. Специально  детей я не воспитывал, как-то сами выросли. Просто хвалил, если поступали хорошо. А плохо, так они и сами знали, что плохо. Глядя на нас, они выросли трудолюбивым. Мы живём вместе с семьей младшего сына очень дружно. Нет разделения на твое-мое, как в крестьянской коммуне. Саша скучает по нашей "коммуналке" и приходит почти каждьый день.
-Ваши напутствия молодым?
- Прежде всего, я люблю людей, которые в своём деле - мастера. Иначе человек вечно всем недоволен. Надо быть патриотом, служить матушке-земле, своему народу, Отечеству, своим идеалам.  И нет ничего лучше и возвышенней любви к человеку, которую диктует христианство, любви к Добру, Правде и Справедливости!
Значит, этим идеалам и надо служить!
Газета "Утро вечера мудренее" 25 марта 2005 г.
"Звёздная дорожка".
Игорь Калинин.
(Продолжение раздела "Приложения" последует.)


Рецензии