Дж. Р. Миллер. Нежное сердце

НЕЖНОЕ СЕРДЦЕ
Дж.Р. Миллер (1896)

"Возьмите иго Мое на себя и научитесь от меня, ибо Я кроток и смирен сердцем." Мтф. 11: 29
"Кротостью и добротой Христовой" (2 Кор. 10:1).
 Плод Духа - это ... кротость." Гал. 5: 22
Пусть ваша мягкость будет очевидна всем. Фил. 4:5
"Будьте совершенно смиренны и кротки; будьте терпеливы, терпеливы друг к другу в любви." Еф. 4:2
"Итак, как избранный народ Божий, святой и возлюбленный, облекитесь в сострадание, доброту, смирение, кротость и терпение." Кол.3: 12
Мы были нежны с вами, как мать, заботящаяся о своих маленьких детях." 1 Фес. 2:7

"Но ты, человек Божий, беги от всего этого и стремись к праведности, благочестию, вере, любви, терпению и кротости." 1 Тим.6: 11
"Слуга Господень должен быть кроток ко всем"  2 Тим. 2: 24.
"Неувядающая красота кроткого и спокойного духа, который имеет большую ценность в глазах Бога." 1 Пет. 3: 4

Мягкость- прекрасное качество. Это существенно для любого истинного характера. Никто не восхищается неучтивостью ни в мужчине, ни в женщине. Когда мужчина суров, холоден, бесчувствен, недобр, груб  в своих манерах - никто не говорит о его прекрасном характере. Когда женщина громкоголоса, раздражительна, склонна говорить горькие слова и делать недобрые вещи - никто никогда не слышал, чтобы о ней говорили: "Какой у нее прекрасный характер!" Она может обладать многими превосходными качествами и может принести много пользы, но ее жесткость портит красоту ее характера.
Нет истинно великого человека, который не был бы кроток. - "Твоя мягкость сделала меня великим" (Пс.18.35 KJV). Мужество и сила, истина, справедливость и праведность-это неотъемлемые элементы мужественного характера; но если все это есть в человеке, а кротости недостает -жизнь печально ущербна. Мы могли бы вложить слово "кротость" в замечательные предложения Павла и прочитать их так: "если я говорю языками человеческими и ангельскими, но не имею кротости, то я становлюсь медью звучащей или кимвалом звенящим. И если я обладаю даром пророчества, и знаю все тайны и все знания,; и если у меня есть вся вера, чтобы сдвинуть горы, но нет кротости, я ничто. И если я отдам все мое имущество, чтобы накормить бедных, и если я отдам свое тело на сожжение, но не буду иметь кротости, это не принесет мне никакой пользы."
Если какой-нибудь христианин, даже самый благочестивй, будет молиться о новом украшении, о новой благодати характера - это вполне может быть кротость. Это венец всей красоты, самое христианское из всех христианских качеств.
Библия дает нам много проблесков мягкости как атрибута Бога. Мы думаем о законе Моисея как о большом собрании сухих законов, относящихся к церемониальным обрядам, формам поклонения и вопросам долга. Это одно из последних мест, где мы будем искать что-то нежное. И все же тот, кто внимательно изучает главы, содержащие эти законы, натыкается на множество проявлений кротости - подобных сладкому цветку на холодном горном утесе.
Мы думаем о Синае как о месте строгости закона. Мы слышим голос грома и видим вспышки молнии. Тучи, тьма и всяческий ужас окружают гору. Люди держатся подальше из-за пугающей святости этого места. Никому и в голову не приходит услышать что-нибудь нежное на Синае. Но едва ли даже в Новом Завете есть более чудесное раскрытие любви Божественного сердца, чем мы находим среди слов, произнесенных на этой дымящейся горе. "Я Господь, Я Господь, милостив и милосердный Бог. Я медлен на гнев и богат неизменной любовью и верностью. Я показываю эту неизменную любовь многим тысячам людей, прощая каждый вид греха и бунта" (Исх. 34. 6-7 KJV).
Есть еще одно проявление Божественной кротости мы видим в истории Илии в Хориве. Великий и сильный ветер расколол горы и разбил вдребезги скалы - но Господь не был в этом ветре. После бури произошло землетрясение, сопровождавшееся ужасными последствиями, - но Господа не было в этом землетрясении. Потом пронесся огонь-но Господа не было в огне. После огня в воздухе послышался тихий шепот - тихий, тихий голос, звук нежной тишины. И это был Бог. Бог кроток. Со всей его силой, силой, которая сотворила всю Вселенную и удерживает все сущее в бытии, нет матери во всем мире столь нежной, как Бог.
Мягкость, будучи Божественным качеством, принадлежит истинному человеческому характеру. Нас учат быть совершенными, как совершенен наш Небесный Отец; если мы хотим быть подобными Богу - мы должны быть кроткими!

Этот мир не нуждается ни в чем больше, чем в мягкости. Все человеческие сердца жаждут нежности. Мы созданы для любви-не только для того, чтобы любить, но и для того, чтобы быть любимыми. Жестокость причиняет нам боль. Неучтивость трогает наши чувствительные души, как мороз трогает цветы. Она задерживает рост всех прекрасных вещей. Мы от природы жаждем мягкости. Она как доброе лето в нашей жизни. Под ее теплым, питательным влиянием в нас растут прекрасные вещи.
Кроме того, всегда есть много людей, которые особенно нуждаются в нежности. Мы не можем знать, какое тайное бремя несут многие из тех, кто нас окружает, какие скрытые горести горят, как огонь, в сердцах тех, с кем мы общаемся в нашей общей жизни. Не всякое горе носит внешнюю одежду траура; солнечные лица часто скрывают тяжелые сердца. Многие люди, которые не взывают к сочувствию, но жаждут нежности -они, конечно, нуждаются в ней, хотя и не просят ее, - склоняясь под своим бременем. В таком стремлении нет слабости. Мы помним, как Сам наш Учитель жаждал выражения любви, когда Он проходил через Свои глубочайшие переживания страдания, и как горько Он был разочарован, когда Его друзья подвели Его.
Много жизней уходит в жестокую, тяжелую борьбу - из-за отсутствия благословенной силы, которую принесла бы человеческая нежность. Многие люди обязаны своей победе в горе или в искушении - той кротости, которая пришла к ним в какой-то полезной форме от заботливого друга. Мы не знаем, кто из тех, кого мы встречаем каждый день, нуждается в помощи, которую могла бы дать наша мягкость. Жизнь большинства людей нелегка. Ее обязанности - это тяжело. Наша ноша тяжела. Напряжение жизни никогда не ослабевает. В битве жизни нет перемирия. Этот мир не дружелюбен к благородной жизни. Существует бесчисленное множество антагонизмов. Небеса могут быть достигнуты любым из нас, только когда мы пройдем через сомкнутый строй сильной вражды. Человеческая помощь не всегда готова, когда ее бы приветствовали. Слишком часто люди находят безразличие или противодействие там, где они должны найти любовь. Жизненное соперничество и борьба остры и часто смертельны.
Мы никогда не ошибемся, осыпая вас нежностью. Нет такого дня, когда это будет несвоевременным; нет такого места, где она не встретит радушного приема. Это никому не повредит - и может спасти кого-то от отчаяния. Прикосновение ребенка к руке женщины может спасти жизнь от саморазрушения.
Интересно подумать о новой эре любви, которую открыл Иисус. Конечно, до Его прихода в мире существовала мягкость. Тогда была материнская любовь. Была дружба, глубокая, искренняя и нежная. Были любящие супруги, связанные самыми священными узами. Даже среди язычников были сердца, в которых была кротость, почти достойная небес. Были святые места, где любовь служила с ангельской нежностью.
И все же мир в целом был полон жестокости. Богатые угнетали бедных. Сильный сокрушал слабого. Женщины были рабынями, а мужчины - тиранами. Не было руки любви, протянутой, чтобы помочь больным, хромым, слепым, старым, уродливым, безумным, и не было никого, кто заботился бы о вдове, сироте и бездомном.
А потом пришел Иисус! И тридцать три года он ходил среди людей, делая добрые дела. У Него было доброе сердце, и в его речи сквозила нежность. Он произносил слова, в которых трепетала нежность. В словах, слетавших с уст Иисуса, никогда не было неуверенности в биении сердца. Они трепетали от сочувствия и нежности.
Люди всегда знали, что Иисус был их Другом. Его жизнь была полна богатой услужливости. Ни зло, ни жестокость никогда не делали Его неучтивым. Он рассеивал доброту повсюду, куда бы ни приходил.
Однажды они пригвоздили эти нежные руки к кресту! После этого люди скучали по Нему, потому что он больше не приходил в их дома. Это была тяжелая утрата для бедных и печальных, и, должно быть, горе было во многих семьях. Но в то время как личное служение Иисуса закончилось Его смертью, влияние Его жизни продолжалось. Он подал миру новый пример любви. Он давал уроки терпения и кротости, которых не давал ни один другой учитель. Он придал новое значение человеческой привязанности. Он сделал любовь законом Своего Царства.
Как можно бросить горсть пряностей в горшок с солоноватой водой и тем подсластить воду, так и эти учения Иисуса попали в нелюбящую, недобрую жизнь мира и сразу же начали обращать ее в кротость. Куда бы ни шло Евангелие, эти слова великого Учителя были перенесены туда и проникли в сердца людей, оставив там свои благословения кротости.
Влияние смерти Иисуса также чудесным образом помогло преподать великий урок кротости. Это любовь умерла на кресте! Сердце разбилось в тот день на Голгофе. Великая печаль всегда, по крайней мере на время, смягчает сердца. Похороны трогают хотя бы минутной нежностью всех, кто проходит мимо; громкий смех приглушен даже у самых беспечных. Благородная жертва, как и жизнь, отданная в стремлении помочь или спасти других, всегда делает сердца других немного вернее, немного смелее и немного благороднее в своих порывах.
Влияние смерти Иисуса на жизнь этого мира неизмеримо. Крест подобен великому сердцу любви, бьющемуся в центре мира, посылающему свой пульс нежности во все страны. Жизнь Христа бьется в сердцах Его последователей, и все, кто любит Его, имеют что-то от его кротости. Любовь Иисуса зажигает любовь в каждом верующем сердце. Таков урок, преподанный всем нам в Новом Завете. Нас учат, что мы должны любить так, как любил Иисус, что мы должны быть добрыми, как Он был добр, так что Его кротость, терпение, забота, бескорыстие должны быть воспроизведены в нас.
В домах нужен урок мягкости. Там должны цвести самые сладкие цветы любви. Там мы всегда должны хранить наши самые чистые и лучшие чувства. Независимо от того, насколько тяжелыми были дневные тяготы, когда мы собираемся домой с наступлением темноты, мы должны приносить только радость и нежность. Никто не имеет права быть неучтивым в своем собственном доме. Если он окажется в таком настроении, ему следует уйти в свою комнату - пока оно не исчезнет.
Жизнь матери нелегка, какой бы счастливой она ни была. Ее часы длинны, и ее груз забот никогда не ложится. Когда дела одного дня закончены, и она ищет свою подушку для отдыха, она знает, что ее глаза откроются утром в другой день, полный забот, как тот, который ушел. Когда дети постоянно окружают ее, дергают за платье, забираются к ней на колени, приносят ей свои маленькие обиды, свои ссоры, свои сломанные игрушки, свои жалобы, свои тысячи вопросов - а потом она остается со всеми заботами и трудами, которые ей принадлежат, и со всеми трудами и неприятностями напряженных дней - неудивительно, что иногда напряжение почти больше, чем она может вынести в спокойном терпении.
Тем не менее, мы все должны попытаться усвоить урок мягкости в наших домах. Это урок, который необходим, чтобы сделать домашнее счастье немного похожим на рай! Дом предназначен для того, чтобы быть местом, где нам расти. Это школа, в которой мы должны учиться любви во всех ее проявлениях. Это не место для эгоизма или потакания своим желаниям. Он никогда не должно быть местом, где человек может изливать свои раздражения, после того как он весь день пытался быть  вежливым с другими. Это не место для открытия дверей сердца и уст, чтобы позволить уродливым темпераментам вылетать по своей воле. Это не то место, где люди могут действовать так, как они чувствуют, какими бы нехристианскими ни были их чувства, снимая охрану самоконтроля, ослабляя все ограничения и давая волю своим худшим чувствам.
Дом - это школа, в которой можно выучить великие жизненные уроки. Это место самодисциплины. Всякая дружба - это ученичество. Мы учимся отказываться от своего собственного пути - или, если мы этого не сделаем, мы никогда не сможем стать настоящим другом.

Хорошо, что мы ясно видим перед собой эту истину, что жизнь со всеми ее переживаниями - это наша возможность научиться любви. Урок, который нам преподают, таков: "любите друг друга. Как Я любил вас - так и вы должны любить друг друга." Наша единственная часть, способная овладеть этим уроком, - это любовь. Мы считаем, что находимся в этом мире  для того, чтобы разбогатеть, обрести власть, стать учеными в искусстве и науке, построить большой бизнес или совершить великие дела каким-либо другим способом. Но мы здесь не просто для того, чтобы жить в нашей повседневной работе, в наших магазинах, школах, домах или на наших фермах. Мы здесь для того, чтобы проповедовать Евангелие, утешать скорбящих, навещать больных и совершать дела милосердия. Все это или что-либо из этого может быть среди наших обязанностей, и они могут наполнять наши руки; но во всех наших занятиях истинное дело жизни, то, к чему мы всегда должны стремиться, работа, которая должна продолжаться во всех наших переживаниях, если мы вообще понимаем истинный смысл жизни, - это учиться любить и расти любящим в расположении и характере.
Мы можем изучать лучшие искусства-музыку, живопись, скульптуру, поэзию; или можем овладеть благороднейшими науками; или посредством чтения, учебы, путешествий и общения с утонченными людьми можем достичь лучшей культуры. Но если во всем этом мы не научимся любви, а станем более кроткими духом и поступками - мы упустили главное в жизни. Если среди всех наших обязанностей, забот, испытаний, радостей, печалей мы не растем день ото дня в сладости, в кротости, в терпении, в кротости, в бескорыстии, в заботливости и во всех ветвях любви, мы не учимся великому уроку, преподанному нам нашим Учителем в этой школе жизни.
Мы должны быть нежны прежде всего к тем, кого мы любим больше всего. Существует внутренний круг привязанностей, на который каждое сердце имеет право, не обкрадывая других. В то время как мы должны быть нежны со всеми людьми, никогда не только с одним из них - есть те, кому мы обязаны особой нежностью. Те, кто находится в нашем собственном доме, принадлежат к этому священному внутреннему кругу.
Мы должны убедиться, что наше домашнее благочестие истинно и реально, что оно от духа и жизни, а не только по форме. Это должна быть любовь - любовь, проявляющаяся в мысли, в слове, в расположении, в действии. Она должна проявлять себя не только в терпении, выдержке и самообладании, а также в мягкости при провокациях, но также во всякой мягкой заботливости и в маленьких нежностях во всех семейных отношениях.
Никакое хорошее религиозное учение никогда не восполнит недостаток любви родителей к детям. На днях один джентльмен сказал: "Моя мать была хорошей женщиной. Она настояла, чтобы ее мальчики ходили в церковь и воскресную школу, и научила нас молиться. Но я не помню, чтобы она когда-нибудь целовала меня. Она была женщиной высоких принципов, но холодной и сдержанной, лишенной нежности."
Не имеет значения, сколько в доме может быть чтения Библии, молитвы, катехизиса и благочестивого учения. Если не хватает мягкости, то не хватает того, в чем больше всего нуждаются дети в жизни своего дома. У ребенка должна быть любовь. Любовь для его жизни - то же, что солнечный свет для растений и цветов. Ни одна молодая жизнь не может вырасти до лучших времен в доме без нежности.
Однако есть родители, которые забывают об этом или не осознают важности этого. Есть дома, где правит скипетр железный - где любовь подавлена, где ребенка никогда не целуют после того, как прошли детские дни.
Одна гениальная женщина сказала, что до восемнадцати лет она не могла определить время по часам. Когда ей было двенадцать лет, отец пытался научить ее определять время, но она не понимала его и боялась дать ему понять, что не понимает. И все же она сказала, что он никогда в жизни не говорил ей грубого слова. С другой стороны, он никогда не говорил ей ласковых слов, и его мраморная холодность заморозила ее сердце! После его смерти она писала о нем: "его сердце было чистым, но холодным. Я думаю, что на земле не было ничего подобного."

У меня есть письмо от восемнадцатилетней девушки из другого города -незнакомки, о семье которой я ничего не знаю. Девушка пишет мне, но не для того, чтобы пожаловаться, а чтобы попросить совета относительно ее собственного долга. Ее дом - это дом, где любовь не находит адекватного выражения в нежности. Оба ее родителя исповедуют христианство, но, очевидно, они приучили себя подавлять любую нежность, которая может быть в их натуре. Эта молодая девушка жаждет любви к дому и пишет, чтобы спросить, есть ли какой-нибудь способ, которым она может достучаться до сердец своих родителей, чтобы найти сокровища любви, которые, по ее мнению, заперты там. "Я знаю, что они любят меня", - пишет она. - Они отдали бы за меня свои жизни. Но мое сердце разрывается от выражения этой любви." Она изголодалась по ежедневной пище любви! Следует опасаться, что таких домов слишком много-христианских домов с молитвой и благочестивым учением, с чистой, последовательной жизнью, но без хлеба насущного, любви для голодных сердец.
Я умоляю о нежности любви в домах. Ничто другое не займет ее место. Там может быть прекрасная мебель, богатые ковры, дорогие картины, большая библиотека превосходных томов, прекрасная музыка и все предметы роскоши и украшения; и могут быть религиозные формы - семейный алтарь, хорошее обучение и последовательная христианская жизнь; но если в семейном общении не хватает мягкости, то эта нехватка оставляет непоправимый вред в жизни детей.
Есть много людей, которые, когда их близкие умирают, хотели бы послать им несколько слов любви и нежности, которые они никогда не говорили, пока их близкие были рядом с ними. В слишком многих домах мягкость не проявляется, пока семейный круг не разорван; и сердца болят за привилегию проявлять доброту или за возможность отказаться от слов и отменить действия, которые причинили боль. Нам лучше со временем усвоить урок мягкости, а потом наполнить наш дом любовью, пока есть такая возможность. Пройдет совсем немного времени, и наш шанс проявить любовь будет исчерпан!
Но дом - не единственное место, где мы должны быть нежными. Если внутренний круг святого места жизни претендует на нас, на лучшее, что может дать наша любовь,- общие отношения и более широкий круг также претендуют на нашу любовь и мягкость. Наш Учитель являл Себя Своим, как Он не являл к миру; но мир, даже Его самые жестокие враги, никогда не получали от него ничего недоброжелательного. Самые священные откровения сердца предназначены для избранных и доверенных сердцу, так как тайна Господа находится у тех, кто боится Его; но мы должны быть снисходительны ко всем людям, как наш Отец посылает Свой дождь на праведных и неправедных. В том, чему мы учимся под крышей дома, в тесном общении домашней жизни, - мы должны жить в общении с другими.
Как сияло лицо Моисея, когда он сошел к людям после пребывания с Богом на горе, так и наши лица должны нести тепло и сияние нежности из внутреннего святилища любви во все другие места обычных отношений среди людей. То, что мы узнаем из урока любви в нашем доме - мы должны применять на практике в нашей жизни в мире, среди его раздоров, соперничества, состязаний, трений и многочисленных испытаний.
Мы никогда не должны забывать, что истинная религия—в ее практическом воплощении - есть любовь. Некоторые люди думают, что религия - это просто ортодоксальная вера—что тот, у кого есть хорошая вера, действительно религиозен. Мы должны помнить, что у фарисеев было хорошее вероучение, и они были ортодоксальны; однако у нас есть свидетельство нашего Господа, что их религия не угодила Богу. Ей не хватало любви. Она была самоуверенна и немилосердна.
Другие думают,что истинная религия состоит в скрупулезном соблюдении форм поклонения. Если они всегда находятся в церкви по воскресеньям и на других церковных собраниях, и если только они соблюдают все таинства и следуют всем правилам - они религиозны. И все же иногда с ними нелегко жить. Они слишком придирчивы, авторитарны, склонны судить других, требовательны и суровы в распорядке, резки в словах. Пусть никто не воображает, что какая- либо степень преданности Церкви и усердия в соблюдении таинств когда-либо сойдет у Бога за истинную религию - если человек не имеет любви, если он не любящий и не кроткий.
Практическое воплощение истинной религии - это любовь. Хорошее вероучение -это хорошо; но учения, которые не становятся жизнью кротости в характере и расположении, в речи и поведении, не являются плодотворными учениями. Посещение церкви и религиозные обязанности правильны и хороши; но они лишь средство для достижения цели, а цель- это любовь. Религиозные обряды, которые не приносят нам добрых мыслей, Божественных чувств и более сладкой жизни, не приносят нам пользы. Конечная цель всей христианской жизни и поклонения - сделать нас более похожими на Христа, а Христос есть любовь. Ибо весь закон исполняется в одном слове, даже в этом: "возлюби". "Тот, кто любит другого, исполнил закон". Все заповеди сводятся к следующему: возлюби ближнего твоего, как самого себя. (Рим.13. 8-9).
Те, кто живет нежной жизнью терпеливой, вдумчивой, бескорыстной любви, - создают мелодию, звуки которой завораживают.  Спрашивает кто-то почти уныло. - Как мы можем выучить этот урок мягкости?". Многие из нас, кажется, никогда не овладеют им. Мы идем по жизни, наслаждаясь средствами благодати и более или менее искренне стремясь стать лучше. И все же наш прогресс кажется очень медленным. Мы хотим выучить урок любви - но он очень медленно приходит в нашу жизнь.
Прежде всего мы должны отметить, что урок должен быть усвоен. Это не происходит естественно, по крайней мере, для большинства людей. Нам трудно быть нежными всегда и со всеми людьми. Может быть, мы можем быть нежными в солнечные дни; но когда дует резкий северный ветер - мы становимся раздражительными и теряем нашу сладость. Или мы можем быть мягкими без особых усилий с некоторыми мягкосердечными людьми, в то время как, возможно, мы почти невыносимо непочтительны к другим. Мы милостивы и добры к тем, кто милостив к нам; но когда люди грубы с нами, когда они относятся к нам недоброжелательно, когда они кажутся недостойными нашей любви, - не так легко быть с ними нежным. И все же это урок, который повсюду преподается в Священных Писаниях и который Учитель преподал нам.
Для нас утешительно знать, что урок должен быть усвоен - и он не приходит как дар от Бога, без каких-либо усилий. Мы должны научиться быть нежными, как художники учатся рисовать прекрасные картины. Они проводят годы и годы под руководством мастеров, терпеливо, напряженно трудясь, прежде чем они могут писать картины, которые реализуют прекрасные видения их души. Еще труднее научиться воспроизводить видения любви в человеческой жизни - быть всегда терпеливым, нежным, добрым. Это ободряет нас, когда мы стремимся извлечь урок, читать слова, в которых Павел говорит, что он научился быть довольным, каким бы ни было его состояние. Кроме того, в меру нашего воодушевления мы можем видеть из хронологии писем, в котором мы находим этот фрагмент его автобиографии, что апостол был близок к концу своей жизни - когда он так торжествующе писал об этом достижении. Мы можем заключить, что ему было нелегко усвоить урок довольства, и что он был уже очень немолод, прежде чем овладел им!
Вероятно, так же трудно научиться быть всегда мягким - как и научиться быть всегда довольным. Это потребует времени и тщательного, неустанного применения. Мы должны решительно взяться за эту задачу, ибо этот урок мы не должны упускать из виду, если только не хотим потерпеть неудачу в росте во Христе. Это дело не малой важности. Это не просто нечто желательное, но  несущественное. Мягкость - это не просто украшение жизни, которое можно иметь, а можно и не иметь, как можно носить украшения. Это не просто дополнение характера, которая добавляет к его красоте, но не является его частью. Кротость необходима в каждой истинной христианской жизни! Это часть самой ее основы. Не быть мягким - это не быть таким, как Иисус.

Поэтому урок должен быть усвоен. Золотые нити должны быть вплетены в ткань. Не что иное, как кротость Самого Христа, должно быть принято как образец, по которому мы должны формировать нашу жизнь и характер. Затем каждый день должен быть достигнут некоторый прогресс в достижении этого прекрасного идеала. "Смотрите, чтобы не проходило дня, в который вы не сделались бы несколько лучшим христианином".  Девиз старого писателя гласил: "ни дня без строчки." Если мы поставим перед собой совершенное мерило - кротость нашего Учителя, - а затем каждый день будем делать какой-то незначительный шаг вперед, хотя это будет всего лишь линия, к воспроизведению этой кротости в нашей собственной жизни, мы, наконец, будем носить украшение кроткого духа, которое так драгоценно в глазах Бога.
Мы никогда не должны довольствоваться каким-либо частичным достижением. Насколько мы еще неучтивы, грубы с кем бы то ни было, даже с нищим, резки в речах, надменны в поведении, недобры в чем бы то ни было к другому человеку - урок кротости еще не усвоен, и мы должны продолжать развивать наше усердие. Мы должны взять под контроль свой характер и овладеть всеми своими настроениями и чувствами. Мы должны приучыать себя сдерживать малейшие всплески раздражения, терпеливо превращая их в порыв нежности. Мы должны приучать себя быть вдумчивыми, терпеливыми, милосердными и всегда желать делать добро. Путь к обретению любого изящества характера - это принуждение мысли, слова и действия в одном русле - до тех пор, пока прекрасное качество не станет постоянной частью нашей жизни.
Здесь есть еще кое-что. Мы никогда не сможем выучить этот урок сами. Чтобы иметь мягкость в своей жизни - нужно иметь мягкое сердце. Одной человеческой мягкости недостаточно. Нам нужно нечто большее, чем обучение и самодисциплина. Наше сердце должно быть обновлено, прежде чем оно даст жизнь совершенной любви. Оно полно самости, гордыни, ненависти, зависти и всех небожественных качеств. Кротость, которую Новый Завет преподносит нам как стандарт христианской жизни, слишком высока для простого достижения. Мы нуждаемся в том, чтобы Бог действовал в нас, чтобы помочь нам произвести красоту, которая есть в Образце - Христе. И это Божественное содействие обещано нам. "Плод Духа - кротость." Святой Дух поможет нам усвоить этот урок, воздействуя в нашем сердце и жизни на сладость любви, кротость нрава и милосердие манер, которые будут угодны Богу.
Существует легенда о великом художнике. Однажды он долго трудился над своей картиной, но был обескуражен, так как не мог изобразить на своем полотне красоту видения своей души. Он тоже устал и, опустившись на табурет у мольберта, заснул. Пока он спал, явился ангел и, взяв кисти, выпавшие из усталых рук, чудесным образом закончил картину.
Точно так же, когда мы трудимся и боремся во имя Христа, чтобы усвоить урок кротости, и все же впадаем в уныние и настороженность, потому что усваиваем его так медленно, - Сам Христос приходит и наносит на наш холст те штрихи красоты, которые не могут произвести наши собственные неумелые руки! - Твоя мягкость сделала меня великим."

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии