дым

Не хотел я читать Ивана Сергеевича, ну, не хотел, после горького опыта с "Отцами и детьми". Базаров с компанией до того не пришлись мне по душе, что я крикнул, возводя глаза к небу и потрясая указательным пальцем: "Никогда я этого классика читать не буду! Не просите и не уговаривайте!". Как известно, бытует в народе зверская фраза: "Не зарекайся!", но я не верил ей. И поди ж ты, коснулась она меня лихоманским взмахом крыла и чиркнула мою душу до боли.

Я попятился от своих слов, сказанных ранее, взял их обратно и по настойчивому предложению друга (а он много на чём настоял) я взялся за повесть-притчу "Постоялый двор". (А все подумали: я так и кинулся - раскинулся "Дым" читать. Нет, дорогие, со мной сложно: произведений много, а я один). Нежданно-негаданно повесть была прочитана взахлёб и возымела нужный эффект. Я забыл про стычки с Базаровым и решил Ивану Сергеевичу дать второй шанс. И вот тут уже, после фанфар и многочисленных труб, я приступил к ознакомлению (опять не без помощи друга - прям как в игре "Кто хочет стать миллионером"), думаю, с одним из лучших произведений Тургенева, после которого я автора зауважал. Дело в том, что в своё время вместе с Базаровым небезызвестный почитателям классики Федор Михайлович тоже подлил масла в огонь, всю сознательную жизнь свирепствовавший и гримасничавший над трудами Тургенева, всячески их высмеивая. А я Достоевского читал запоем и верил ему.

"Дым" - роман небольшой , но умело построенный Тургеневым на двух драмах людских, о коих упоминал ещё Николай Васильевич: дураки и дороги. Под дураками ходят главные герои, а дороги - философия и боль России, рассказанная русскими из-за границы. А откуда же лучше слюни распускать со слухами про одного человечка, про другого, да чтобы по морде при этом не схлопотать. Только из-за границы. Вернее из Бадена. Где и сам Тургенев часто отдыхал, и тот же его насмешник Достоевский.

Кругом сплошь кружки всяческих сплетен и непристойностей (пока сидишь далеко можно и от души поливать грязью). И все верят в высшее для них, и все думают, что они Сильные Мира Сего, и никто не допускает даже мысли, что они просто дым, колеблемый и гонимый порывами. Сегодня ветер подует на юг, и там распустятся райские кущи, испещрённые бесчисленными кляузами, драмами и дураками, а завтра сменит ветерок направление, и от бывших обществ останется место пустое, ненужное. Потому что они дым всего лишь, принесённый какой-то скорбной холерой и назначение их лишь пронестись по землям заковыристым.

С другой стороны, и в дыму летящем хочется иметь собственное счастье, без обманов и пороков, а с самыми настоящими душевными переживаниями. Только как разобрать, к какому берегу примкнуть? И на левом вроде бы любовь жгучая, и на правом любовь настоящая.

Заблудился Литвинов в дыму мирском. Вроде бы и свадьба с Таней шваркнется трубами оркестровыми, жить - не тужить. В пирогах да в масле кататься. Но ведь хочется многим людям пожить в роли лоха и дурака и ищут на заднее место приключения. Появляется великосветская дива. Ну как? Как, дураку, в неё не влюбиться? Особенно, если задатками лоха влюблённый обладает. Тем паче в юности свиданьице имели. Конечно, львице (с Ланнистерами никаких родственных связей не имеет) поиграть на чувствах захотелось, да чтобы ещё и при муже-генерале оставаться, и при лохе на всякий пожарный (самолюбие потешить).

В минус Достоевскому скажу две вещи. Во-первых, произведение преотличное! Читал его с огромным удовольствием и поглотил за два дня, упиваясь высоким слогом автора. А во - вторых, хоть он и окунул читателя в драму дураков и дорог, но всё-таки, в отличие от некоторых, не оставил героя умирать во драме и дыму, а дал шанс на исправление. Только обществу шанса не оставил. Но о каком шансе может речь идти, коли оно во все времена загнивающее и растлевающееся?

Многие люди говорят, что классика ничего не даёт, кроме розовых цветочков и любви. Позвольте не согласиться с этими ораторами: неправда то, поскольку она учит жить! Конечно, если это действительно классика!

15. 12. 2020 р.


Рецензии