Синдром любви. 13. Первая получка

1
Здесь можно было найти много интересных вещей. Сверху лежали ворохи металлической стружки, переливающейся перламутрово-фиолетовыми оттенками. Стружка обычно скатывалась вниз, к самой тропинке, поэтому ее разбирать было гораздо легче. Если попробовать забраться глубже, то палкой, а лучше руками, можно было вытащить что-нибудь полезное, как, например, остаток аккумулятора со свинцовыми пластинами, которые можно переплавить на грузила, биты и на что угодно. Были здесь и металлические диски неизвестно от чего, но которые было удобно гонять по улице, приспособив для этого загнутую проволоку. Много чего можно было найти, однако не только этим интересна была свалка для ребятни, но больше ощущением новых открытий, которое сопровождало их каждый раз, когда они направлялись сюда.
- А я вот что нашла, - сказала Валя, вертя в руке золотистую медную стружку, которая блестела и переливалась на солнце.
- Подумаешь, что мы, стружки не видели? – возразил Витёк.
Толик сосредоточенно копался в мусоре.
С одной стороны свалки, сверху, стоял высокий забор автобазы, в котором зияла большая дыра; внизу извивалась тропинка, пропадающая в густом хвойном лесу.
Был теплый летний день.
- А у меня папа сломался, - сделала очередное сообщение Валя.
- Как это сломался? – удивился Витёк.
Толик тоже поднялся.
- Как обычно, он ехал и у него что-то сломалось. Потом его взяли на буксир и притащили в автобазу.
- Ну, ты говоришь, - протянул Витёк. – Ломается-то машина!
- Сам ты – машина, - ответила Валя.
Толик продолжал копаться в мусоре – ему хотелось набрать побольше свинца.
- А он сейчас ремонтирует, - сказала Валя, - знаешь, как интересно. Он все колеса поснимал!
- Врешь! – сказал Витёк.
- Вот и не вру, сам ты врешь!
- Нет, ты!
- Нет, ты!
Толик поднял голову. Спор прекратился, и все продолжили свое дело.
- Пойдем на автобазу, надоело здесь возиться, - сказала Валя. Она держала в руке горсть стружек.
- Пойдем, - сказал Витёк.
Она стала подниматься к забору.
- Толик, пойдешь? – спросила Валя, обернувшись.
Толик пожал плечами – ему было все равно. Собрав все кусочки свинца, он пошел за ребятами.

Во дворе автобазы, у машины с раскрытым капотом, стоял Валин отец, загорелый плотный мужчина лет тридцати.
- А, подмога пришла! – весело воскликнул он, увидев ребят.
- Здрасть, дядь Леш! – сказали ребята.
- Пап, - бросилась к нему Валя. – а ты колеса сымал? Ну, скажи, сымал?
- Сымал, - ответил дядя Леша, – а сейчас за мотор вот взялся.
Валя обернулась и показала Витьку язык. Витёк презрительно отвернулся.
- Пап, а можно мы тебе помогать будем?
- Помогать? Ну, что ж, можно. Даже нужно. – Дядя Леша взялся распределять обязанности. – Вот ты, Витёк, будешь подавать ключи, а…
- А Толик? – спросила Валя.
- А Толик… м-м, иди сюда.
Толик подошел.
- Ты что можешь?
Толик дернул плечом.
- Ну, что молчишь? Ремонтировать можешь?
- Я помогать могу.
Дядя Леша рассмеялся.
- Веселый ты мужик. Ну, давай помогать. Будешь помогать Витьку носить ключи, понял?
- Понял. – Толик отошел к Витьку.
- Ну, а ты, доча, будешь у меня на особых поручениях, поняла?
- На особых! – запрыгала Валя. – Вот здорово!
Когда с распределением обязанностей было покончено, работа закипела.
Дядя Леша что-то крутил, залезая с головой в мотор, что-то вытаскивал оттуда, промывал детали в ведре с бензином, а детвора подавала ему ключи и прочую мелочь. Во время работы дядя Леша рассказывал интересные истории, над которыми сам смеялся. Вместе с ним смеялись и дети, хотя не понимали, о чем эти истории. Дядя Леша, не переставая, шутил и над ними – так ему веселей работалось.
- Ключ двенадцать на четырнадцать, - сказал дядя Леша.
Витек передал ключ Толику, тот побежал к дяде Леше.
- Не тот! – с горечью сказал дядя Леша. Из-под капота торчали только его ноги и рука. Дядя Леша вылез.
- Эх вы, работнички! Так вы много не заработаете!
- А разве нам заплатят? – спросил Толик.
- а как же! За любую работу должны платить. Вот будет получка, вам заплатят, а ты как думал!
- А кто заплатит?
- Кто? – Дядя Леша почесал затылок. – Деньги отдадут мне в конторе, когда получка будет, а потом уж я вам.
- А когда получка будет? – продолжал расспрашивать, обычно молчаливый, Толик.
- Получка? Получка не скоро будет.
- А какого числа?
- А ты - до какого умеешь считать? Толик, ты грамотный? – вопросом на вопрос ответил дядя Леша.
- Не-ет. Я в школу на следующий год пойду. Но я могу до двенадцати считать.
- Вот получка будет тринадцатого, понял?
- Понял.
- А теперь – марш за ключом.
Толик пошел к Витьку.

- Вот причипился с получкой этой, - негромко сказал дядя Леша и нырнул под капот. Пока не закончилась работа, он продолжал шутить с ребятней, так как был веселым человеком и, сразу забывая мелочи, не мог обходиться без шутки.
Когда наступило время обеда, дядя Леша приказал всем мыть руки в солярке и обтереть их ветошью.
- Чтобы чистые были, понятно? А измазался-то как! – обратился он к Толику. – Нужно внимательней быть, тут все грязное.
- Я ж работал, - возразил Толик.
- Работал. Все работали, но они ж чистые. Погляди.
- А сколько мы заработали? – спросил Толик.
- Боже ты мой! – Дядя Леша уже забыл про разговор с получкой. – За эту работу вам полагается по рублю. Понятно?
- Так много! – сказал Толик.
- Заработали, - развел руками дядя Леша.
- А я могу сразу на рубль конфет съесть, - похвасталась Валя.
- А я и на три смогу, - сказал Витёк. - Подумаешь!
- Ну, ладно, хватит. Обедать! Доча, пошли, - притворно серьезно сказал дядя Леша.
- А после обеда будем работать? – спросил Толик.
- После обеда? Что, понравилось?
- Понравилось.
- Нет уж, хватит. Вы, конечно, хорошо работали, но дальше я сам как-нибудь управлюсь. А потом вас покатаю обязательно.
Дядя Леша засмеялся, взял Валю подмышки и подбросил вверх.
- Любите кататься?
- Любим! – хором ответили все.
- А меня папа больше покатает! – Валя ехала на папе и показывала язык Витьку.

2
Когда Толик пришел домой, его встретила мама.
- Толик, где ты так долго пропадаешь? – спросила мама. – Уже обедать пора.
- А мы работали, - ответил Толик.
- Работали? Ох, работничек, - мама всплеснула руками,  - где ж ты так рубашку испачкал? Теперь ее не отстираешь.
- Мам, мы же работали. Наработался я.
- Наработался! Ох, кормилец ты мой, - мама прижала Толика к себе. – Снимай рубашечку, работник. Нужно чистить, пока свежее.
Сняв рубашку, Толик прошел на кухню. За столом сестренка ела борщ. Она уже была большая – перешла во второй класс.
- Что, опять испачкался? - она укоризненно покачала головой. – Ай-я-яй!
- Я работал, Таня, - гордо сказал Толик. – ты бы лучше налила мне кушать.
- Горе ты мое луковое, - притворно вздохнула сестренка и, взяв тарелку, пошла к плите.
- Ты не знаешь, а так говоришь, - сев за стол, сказал Толик. – Я же деньги зарабатывал.
- Где же они? – сестренка  осторожно поставила тарелку на стол. – А кто будет руки мыть? Ох, - она покачала головой, - не знаю, как мне быть с тобой.
Толик пошел мыть руки. Когда вернулся, сестренка пила чай. За ним на кухню вошла мама.
- Налила уже борща, Танечка? Молодец.
- Мам, - сказал Толик, - она не верит, что я деньги заработал.
- Какие деньги?
- Ну, что я сегодня заработал.
- Не знаю…
- Как же ты не знаешь, я ж сегодня работал и заработал деньги.
- А где ты работал?
- С дядей Лешей, мы машину ремонтировали. Он сказал, что мы заработали деньги.
- И сколько же? – улыбнулась мама.
- Как сколько? Целый рубль.
- Мама, он обманывает, – вмешалась сестренка. – У него же нет денег.
- Ну, и что же? – сказал Толик. – Деньги в получку выдают, понятно?
Мама погладила Толика по голове.
- Не спорьте, дети. Что работал, молодец. Помогал. Нужно всегда помогать людям. Только вот ты испортил рубашку, а это нехорошо. Ты же знаешь, Толик, что у нас лишних денег нету. Если будешь так относиться к одежде, то скоро одеть будет нечего.
- Ну, я же работал, мама. Я деньги получу в получку и куплю себе рубашку.
Мама улыбнулась.
- Хорошо. А теперь ешь. Борщ остывает.
Тарелку борща Толик съел с большим аппетитом, потому что мама всегда говорила: аппетит хороший только у работящих людей.

3
Прошло полмесяца. Каждый день Толик забирался на большой голубой сундук и принимался листать календарь, который висел на стенке. Так как мама днем была на работе, дома они оставались вдвоем с сестренкой. Он просил сестренку подсказать, какое число открывает, и скоро знал все числа до тридцати одного и даже научился их складывать.
Отрывать листки календаря мама поручила Тане, как грамотному человеку. Однажды, когда сестренка, оставшись в доме за хозяйку, отрывала очередной листок, Толик сказал:
- А я знаю, какое сегодня число. Сегодня – тринадцатое.
Сестренка, хотя иногда любила воображать тем, что она старше и учится в школе, на этот раз сказала голосом, похожим на мамин:
- Молодец, Толик. Ты делаешь успехи. Тебя уже можно принять в школу. – Она вздохнула. – Эх, жаль, что тебе всего шесть лет.
- Я очень, очень хочу в школу, Таня! – Толик тоже вздохнул. – Ну, ладно, подожду. А мне сегодня дадут зарплату, - таинственным шепотом сообщил он. – Я пойду вечером, потому что деньги дают после работы.
Сестренка с завистью посмотрела на него.
- А что ты будешь делать с деньгами?
- Я куплю себе рубашку, чтобы мама не тратила на меня денег.
- А я после школы буду работать кондуктором, как мама, - сказала сестренка. – Знаешь, как интересно! Я так люблю кататься на автобусе! И все время буду ездить в новые города.
- А я попрошу маму, чтобы она покатала меня, - сказал Толик.
- И я тоже попрошу. Мы будем кататься вместе. Хочешь, Толик?
- Хочу, - ответил Толик. Ему было радостно от того, что у него такая хорошая сестра.

Вечером Толик ждал маму с работы, потому что не мог уйти из дома без разрешения. Когда она пришла, уже стемнело. Августовский вечер наступает быстро.
- Мама, - сказал Толик, - мне нужно идти к дяде Леше.
- Зачем? – удивилась мама.
- Ну, как же? Я должен сегодня получку получить, разве ты не помнишь?
Мама помнила, но решила, что малыш сам забудет нелепое обещание взрослого шутника.
- Толик, - осторожно сказала она, - ты понимаешь, дорогой мой, дядя Леша пошутил, и ты не должен идти за получкой. Ты понимаешь, мой мальчик?
- Ну, что ты, мама, - сказал Толик, - это ты не понимаешь. Дядя Леша сказал серьезно, я же помню. Он должен ждать меня сейчас.
Мама не знала, что говорить, только гладила сына по голове.
- Мама, я пойду, - сказал Толик и начал обувать сандалии.
- Хорошо, сходи, - ответила мама. – Только там темно, Толик.  Может, ты завтра пойдешь?
- Я не боюсь темноты, - сказал Толик и вышел.
Толик обманул маму: он боялся темноты, но сейчас шел за получкой, как большой, как взрослый, а взрослые темноты не боятся. Мама обучала его, как не бояться: надо пойти в темную комнату и убедиться, что под кроватью, за шкафом, в каждом углу никого нет – тогда не будет страшно. В этом можно убедиться и на улице.

Когда он открыл дверь Валиной квартиры, навстречу выбежала сама Валя. Дядя Леша о чем-то громко разговаривал с Валиной матерью.
- Ты ко мне? – удивленно спросила Валя. – А что так поздно? Гулять?
- Нет, я к твоему отцу, - ответил Толик.
- А он с мамой ругается, - шепотом сообщила Валя.
- Его можно позвать? – тоже шепотом спросил Толик.
 Кто там? – вышел озабоченный дядя Леша. – А-а… казак. В гости. Ну-ну.
И он направился обратно в комнату.
- Папа, он к тебе, - сказала Валя.
- Что такое? – дядя Леша подошел к Толику.
- Дядь Леш, вы говорили, что тринадцатого получка.
- Что? Получка? А-а…
Он весело рассмеялся, вспомнив о своей невинной шутке. Это был опять прежний, каким его видели обычно дети, дядя Леша.
- Жена, - позвал он, - иди сюда!
- Ну, что там еще? – в дверях комнаты появилась Валина мать, в руках она держала расческу.
- Вот паренек утверждает, что у него сегодня получка. Ха-ха-ха. Толька, кажется, тебя зовут?
- Толик, - ответила Валя.
- Какая получка? – спросила Валина мать.
- Да я машину ремонтировал, пони маешь, ну, и наговорил с три короба, ха-ха, - он улыбался, не зная, что делать.
- Вечно у тебя! – Валина мать встряхнула растрепанными волосами и вернулась в комнату.
- Ну, вот, видишь, - дядя Леша развел руками, вздохнул, - строгая она у меня, ох, строгая.
- Вы сказали, что тринадцатого будет получка, и вы дадите нам заработанное.
- Да? Ч-черт его знает! У меня денег-то нету. Нету, брат. – Он для убедительности пошарил по карманам. – Вот, нету. Все для нее! – он кивнул на комнату. – Но ты не горюй, брат…

Часть 14: http://proza.ru/2020/12/16/1364


Рецензии
Вот так потихоньку мы познавали жизнь... Но нам с тобой грех жаловаться - детство У нас было замечательное. Хотя и полуголодное, и твоя рубашка, и мое платье часто были у нас единственными. Зато какие у нас с тобой были мама и папа, да и старшие наши сестра и брат... Была настоящая дружная счастливая семья. Через что бы ни пришлось пройти в жизни потом, это было всегда твердой опорой под ногами.
А написал так, что я будто снова оказалась там...

Татьяна Картамышева   15.12.2020 19:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Таня! Ты не заметила, что вещь не окончена? Или посчитала, что так вернее - оборвать на полуслове? На самом деле листок с окончанием потерялся - я сам не знаю, как было написано.

Анатолий Просняков   16.12.2020 13:39   Заявить о нарушении
Я поняла, что так было задумано...

Татьяна Картамышева   16.12.2020 13:43   Заявить о нарушении
В принципе, точку дядя Леша поставил - я думал об этом, поэтому и оставил так, хотя продолжение было - вот и любопытно, какое? Пусть так и будет.

Анатолий Просняков   16.12.2020 15:02   Заявить о нарушении