Судьба князя Андрея

В первой завершенной редакции "Войны и мира" князь Андрей не погибает под Бородиным, а излечивается от ран и возвращается на службу. Он уступает Пьеру Наташу. В эпилоге с Николаем Ростовым спорит не Пьер, а именно он, и именно он особенно близок декабристским идеям. У Толстого был соблазн сделать декабристом князя Андрея. Положа руку на сердце скажу, что эта идея вполне вытекала из всего предшествующего хода романа. Князь Андрей - военный, как и многие будущие декабристы, ему свойственна некоторая тяга к республиканским идеям (любовь к "Общественному договору" Руссо). Он за реформы, помогал Сперанскому, он отпустил крестьян... Наконец, в отличие от мечтательного Пьера, он практик, твердо стоит на земле. Он уже совершил подвиг, рискуя жизнью, и морально готов совершить подобный подвиг вновь. Словом, со многих сторон образ князя Андрея декабризму близок..., но Толстой всё же решил иначе. Зайденшнур предполагала, что именно смущало Толстого. Например, поступок князя Андрея, уступившего Пьеру Наташу, не смог бы не вызвать ответной реакции со стороны Пьера, который не принял бы подобный жест. Это так. Но были ещё весомые аргументы в пользу гибели князя Андрея. Главный из них - внутренняя логика развития образа - трагического по своей сути. Князь Андрей должен был пострадать, к этому шла его жизнь. И перед смертью должен был понять всё то, о чём так напряженно размышлял. А это уже дано в эпизодах болезни и умирания, в описании смерти - потрясающем, равное которому трудно найти в литературе. Осознание смысла жизни умирающим князем Андреем - это нечто более важное (для Толстого в первую очередь), чем общественно-политические реалии. Потому-то Толстой эту смерть и показал. Это важнейшие с мировоззренческой стороны страницы романа:  аналогия "жизнь - сон, смерть-пробуждение" имеет выход уже на глубочайшие религиозно-философские пласты мировой культуры. А Пьеру остается жизнь на земле и стремление к общественным преобразованиям. И Наташа - жена будущего декабриста. Такой финал был нужен самому Толстому, слишком много вложившему в своих любимых героев.


Рецензии