Я - не Шарли!
Идёт война и стороны не склонны уступать…Ещё бы! Есть вещи поважнее жизни. Без них народ – не
народ, человек не человек, а существо двуногое, без роду-племени.
Ради чести офицеры стрелялись, а самураи харакири делали. За Отчизну герои под танки бросались,
пророки за веру на костёр шли.
Вот и сейчас одни себя не мыслят без свободы слова, другие бесчестие Пророка воспринимают как
своё собственное. И ладно бы их разделяли океаны, но нет – живут бок о бок, и, кажется, намерены
сожительствовать дальше.
Такая ситуация в современном мультикультурном мире складывается всё чаще, поэтому было бы полезно
проанализировать её, взяв Францию в качестве примера.
______________________________________________________
Скажу сразу, что с уважением отношусь к ценностям обеих сторон, поэтому вопрос не в том, чьи ценности «лучше», а в том, как СОВМЕСТИТЬ их.
Совместить? Сегодня эта идея кажется утопией. «Ни шагу назад!», – чеканят миллионы. А между тем, их бескомпромиссность безбожно устарела. Наверное, она была уместна в мире границ, железных занавесов и черт оседлости, но сейчас волны миграции смывают границы, а потоки информации проникают в каждый дом.
Мир стал огромной коммуналкой, где неосторожное слово слышат все и в сваре участвуют все.
Одним словом, хочешь жить вместе – не бузи, словами не бросайся и кулаками не размахивай.
В своё время М. Бакунин сформулировал это ёмко и выразительно: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого»
Признаюсь, сегодня его мысль уже не кажется мне такой уж глубокой.
Ну да, свобода заканчивается там, где наталкивается на препятствие, и таким препятствием может
стать другой человек с другими устремлениями. Поэтому дерзай, сколько можешь, а как упрёшься –
стоп машина...
Немудрёная метода, что и говорить.
Ну а если «нас» таких много, а «их» других мало – стоит ли останавливаться? А если «нас» мало, зато ярости много, зачем церемониться?
Нет, В ОБЩЕЙ ЛОДКЕ СИЛОЙ МЕРИТЬСЯ НЕЛЬЗЯ: потонет она. Значит, надо искать взаимоприемлемые решения, компромиссы, но такие, за которые не стыдно.
НАСМЕШКА ЦЕНОЮ В ЖИЗНЬ
Возьмём для примера свободу слова, столь дорогую для французов. Они утверждают, что ужать её совершенно невозможно, но ведь ужимают, сами же и ограничивают - запретами на клевету, на разглашение личных или секретных сведений и т.п.
В 1970 г. власти Франции запретили скандально известную газету Charlie Hebdo — за шутку по поводу
смерти Шарля де Голля.
В 2008 г. один из художников был уволен за антисемитизм. И ничего, свобода не погибла, буря не
разразилась!
Пропаганду расовой дискриминации, разжигание расовой или религиозной ненависти, соответствующие
публичные оскорбления французы запретили. Антисемитские и ксенофобские заявления, а также
отрицание Холокоста теперь подлежат наказанию, как злоупотребление свободой мнений…
Стало быть, к концу 20 века удалось-таки примирить свободолюбие одних и достоинство других. Хотя бы отчасти.
Но жизнь движется вперёд и теперь потомки гастарбайтеров - ныне з а к о н н ы е г р а ж д а н е Франции! - требуют не только ю_р_и_д_и_ч_е_с_к_о_г_о, но и к_у_л_ь_т_у_р_н_о_г_о равноправия.
Они правомерно задаются вопросом: почему оскорблять их нельзя, а насмехаться над их кумирами можно (причем - насмехаться пОходя, просто так)?
В 2005-2007 гг. карикатуры на Мухаммеда публиковали газеты Дании, Франции, Германии, Испании,
Бельгии, Норвегии, Великобритании, Италии, Исландии, Швейцарии, Новой Зеландии, Норвегии,
Нидерландов, Швеции, Польши и других стран.
В 2012 г. на экраны вышел фильм «Невинность мусульман», а Charlie Hebdo напечатала новые сатирические
рисунки.
В 2020 г. карикатуры вновь печатают и даже демонструют в школе.
А ведь большинство мусульман считает недопустимым ЛЮБОЕ изображение ЛЮБОГО пророка!
Такие насмешки - совсем не мелочь: ведь не секрет, что сознательное издевательство над своими идеалами или ценностями люди воспринимают именно как оскорбление, поскольку святыни скрепляют внутренний мир человека, а душевные раны ничуть не легче, чем телесные.
Особенно болезненно реагируют на глумление меньшинства, важной скрепой которых являются сакральные авторитеты - Мухаммед, Будда, Христос, Иегова и др., а их дискредитация подрывает целостность общин.
Не удивительно, что сообщества защищаются, выплёскивая всю накопленную за годы обиду. Реакция мусульман ужасна, бесчеловечна и недопустима, но это всё-таки РЕАКЦИЯ, ОТВЕТ на издевки. Не будь карикатур, не было бы и крови.
С французской стороны нередко возражают, что Charlie Hebdo смеётся над всеми, в том числе - над
христианскими святынями, однако это возмущения не вызывает. Выходит, капризные мусульмане требуют
к себе какого-то особого отношения. Надо, мол, им брать пример с остальных и умерить свой пыл.
Странная это логика: например, коренные жители по понятным причинам редко протестуют против своей
дискриминации, но нелепо требовать того же от иммигрантов.
То же самое относится к религии. Если привилегированное секуляризованное большинство(французы)
предпочитает светские ценности, то это их право. Но мусульманское меньшинство куда религиознее
и с этим надо считаться. Ведь в обычной-то жизни воспитанные люди прекрасно отличают
и_с_т_о_в_ы_х верующих от у_м_е_р_е_н_н_ы_х и ведут себя с теми и другими соответственно.
Между тем, европейские политики (да и население) никакой ответственности за провокации не признают. Вместо этого Европа старательно делает вид, будто страдает беспричинно. Мол, безо всякого повода орды мигрантов ополчились на нашу свободу слова и душат её, и душат…. Того и гляди французам вообще запретят высказываться… В действительности же речь идёт о небольшом ограничении – запрете на оскорбление религиозных святынь (вспомним, что другие подобные запреты - на оскорбления, связанные с расовой и религиозной принадлежностью - всё же как-то вписались в представления о свободе слова).
Подчеркну:
//// не обсуждение, не исследование, не критику надо запрещать, а именно ГЛУМЛЕНИЕ! ////
Такой шаг мне кажется естественным и необходимым в стране, которая переходит от монокультурности к сожительству разных этносов, конфессий и культур.
* * *
Говоря о конфликте, было бы несправедливо умолчать о зверских действиях мусульманской стороны. Исламистов можно понять, но невозможно оправдать. Как бы велико ни было возмущение последователей Мухаммеда, выяснять отношения с обидчиками они должны МИРНЫМИ средствами, в согласии с процедурами страны пребывания, в данном случае – Франции. Вместо этого они практикуют суд Линча, компрометируя свою общину. В результате и без того недоброжелательное коренное население воочию убеждается, что с чужаками нельзя иметь дела.
ОТ НЕНАВИСТИ ДО ЛЮБВИ…МНОГО ШАГОВ
Что ж, можно проводить жизнь в схватках и сварах. «Белое» большинство по-прежнему будет брезгливо сторониться «цветных» и высмеивать их, а оскорблённое меньшинство - яростно бросаться на обидчиков, резать, взрывать, убивать.
Можно так, но можно и иначе. Было бы желание. В этом случае сторонникам мира с обеих сторон придётся делать шаги навстречу друг другу.
Французам, как уже говорилось, надо будет – слегка! - урезать свободу слова, то есть твёрдо пресекать издевательства над святынями других этносов.
Вообще-то наказание – не лучшее средство урегулирования отношений, поэтому карать следует лишь з_л_о_с_т_н_ы_х нарушителей запрета, а упор делать на меры СБЛИЖЕНИЯ: стимулировать контакты сторон, вовлекать их в СОВМЕСТНУЮ деятельность.
На этом пути опорой «миротворцев» могли бы стать: смешанные семьи; верующие сотрудники светских
учреждений и атеисты в учреждениях культа; любители мусульманского искусства, студенты и
образованная молодёжь; фестивали; совместные предприятия и культурные проекты; спортивные
состязания и много ещё чего.
Возможно, стоило бы подумать о предоставлении какой-то автономии 7-миллионному мусульманскому населению.
Ну а параллельно вести активную пропаганду и разъяснительную работу, чтобы уважительное отношение к чужим святыням постепенно становилось МОРАЛЬНОЙ НОРМОЙ.
* * *
В свою очередь меньшинства должны отказаться от радикализма и воспитывать в своих общинах уважение к закону и чужой жизни. Вы оскорблены, вы возмущены? Что ж, в вашем распоряжении достаточно МИРНЫХ средств давления на власти и общественное мнение - обращение в суд, митинги, пикеты, шествия, флешмобы, бойкоты, петиции, коллективные обращения, акции гражданского неповиновения, забастовки, выступления авторитетов, кампании в соцсетях, организация протестов в странах «исхода».
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Хочу, чтобы меня правильно поняли: сатира, юмор, ирония, сарказм нужны и важны, но когда осмеянию подвергаются устои, надо отчётливо понимать, зачем это делается.
Если страна считает чужой уклад или народ враждебным себе и стремится во что бы то ни стало сокрушить его, то подорвать вражеский дух очень важно.
Когда Америка боролась с гитлеровской Германией, Чарли Чаплин вносил свою лепту в эту борьбу, превращая
фюрера в посмешище (фильм «Великий диктатор»).
Однако нельзя озлоблять людей, с которыми собираешься жить.
Свидетельство о публикации №220121500476
Не являюсь поклонником журнала "Шарли", но после прочтения данной статьи, на мой взгляд, у читателя может сложиться впечатление, что осквернение чужих святынь - прерогатива, скажем так, проклятых западных атеистов. Хотя это весьма распространенное явление во всём мире. Разница лишь в отсутствии или наличии силы, чтобы подчинить своему мировоззрению других. Да и фразу "не будь карикатур, не было бы и крови" можно применить лишь к данному конкретному случаю, а если мы рассмотрим ситуацию с мулькультурализмом вообще... То количество терактов, что происходит в разных европейских странах... Собирается ли вообще условно другая сторона этого конфликта быть толерантной, или они не страдают подобными "комплексами"?
С уважением, Пендраковский Алексей
Алексей Пендраковский 26.06.2021 20:46 Заявить о нарушении
По Вашему это - решение? Но даже такой мощный режим не смог справиться с Тайванем, Гонконгом.
Вообще сравнивать "французских" мусульман и уйгуров некорректно, поскольку уйгуры составляют в Китае менее 1% и проживают компактно, а доля мусульман во Франции составляет 10%, а их единверцев в мире почти 2 млрд. (только в Европе 40 млн.)!
Одно это уже должно заставить трезвомыслящих политиков задуматься.
Вы говорите, что теракты совершаются по разным причинам, так что оскверняй - не оскверняй их не избежать. Логика такая: пожары бывают всякие, поэтому не надо запрещать курение у канистры с бензином))
И последнее. В межкультурных конфликтах виноваты ОБЕ стороны и ограничивать себя тоже должны ОБЕ стороны (я об этом пишу в статье) Но более перспективен путь ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ культур (я об этом тоже пишу в статье) Если Вам кажется это нереальным, поинтересуйтесь интеграцией турок в Германии. По мне - это куда лучше, чем китайский вариант.
С уважением,
Томас Твин 27.06.2021 12:56 Заявить о нарушении
Алексей Пендраковский 27.06.2021 23:23 Заявить о нарушении
Любовь Матвеева-Поротикова 02.08.2021 04:34 Заявить о нарушении
Томас Твин 02.08.2021 07:26 Заявить о нарушении
Насчет детей, которые расплачиваются за грехи отцов, - я уже писал о вашем запредельном софизме
Алексей Пендраковский 02.08.2021 19:34 Заявить о нарушении
Анатолий Белаш 23.10.2021 22:48 Заявить о нарушении
Я не люблю насилие, особенно, когда насилуют меня.
Но что же делать если оппонент придерживается насильственных методов решения проблем?
Мне тогда каких придерживаться? Может быть отмерить ему такою же мерой?
Андрей Толстоногов 26.09.2022 18:12 Заявить о нарушении
И всё-таки я хотел бы сделать акцент на ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ конфликтов, не сиюминутных уличных стычках, а на длительно вызревающих. У них всегда есть глубинные причины, поэтому надо не отмахиваться от них, а искать способы урегулирования.
С уважением,
Томас Твин 27.09.2022 11:32 Заявить о нарушении