Здравствуй, Большая земля!
Не спрашивай у старого, а спрашивай у бывалого.
К концу 1942 года, депо совсем обезлюдило. Когда прорвали блокаду, 1943 году - работы прибавилось. Паровозов на линии требовалось больше, а людей просто не было. Тогда по распоряжению руководства НКПС в депо стали приезжать специалисты с Сибири, Урала.
После занятий в училище, 7 февраля, Петр сдал экзамен на должность помощника машиниста, с оценкой - отлично. Шел домой. Для себя решил - уже, через год обязательно сдаст на право управления паровозом. Строил на сегодня планы. Вдруг сзади раздался голос:
- Стой! В депо срочно собирают комсомольское собрание. Пошли! Петру даже расхотелось есть. Он остановился, повернулся к товарищу.
- Если надо, пошли! Они зашли в депо. У окна стоял стол. За ним сидел секретарь комсомола депо. Он внимательно осматривал помещение. Комсомольцы - мальчишки, девчонки 15 - 17 летние заполнили проходы. Он встал и с улыбкой на лице сказал:
- 30 января я, со своими товарищами, был прикомандирован к укладочной команде товарища Куракина. На перегон Междуречье – Левобережная. Местность, открытая для обстрела врага. День был пасмурный, шел сильный снег. Нас расставили по местам. Начали работать. Вдруг раздался свист снарядов, грохот взрывов. Всем стало ясно, артиллерийский налет. Он прижал нас к земле, страх не давал поднять головы. Лежим. Прошло где то полчаса. Разрывы медленно сместились в сторону от работ. Смотрю, поднимается человек, осмотрелся и кричит:
- Всем встать! Продолжаем работать! Это был сам Куракин. Все стали подниматься с земли. Взяли в руки инструмент. Не обращая внимания, на опасность, путейцы принялись за свое дело. В тот день мы уложили один километр пути. Каждый день был не менее трагичный. Нас обстрелял на бреющем полете вражеский самолет. Пятеро строителей были убиты. Но мы до конца смены продолжали работать! Все бригады стремились как можно больше сделать. Как сказал один человек - «надо втиснуть в сутки 25 часов!» 33 – километровая стальная трасса, должна открыть путь потоку грузов с Большой земли, в наш город – герой! – Он сделал паузу. Голос зазвучал громче, он крепко сжал кулаки, посмотрел на свои руки:
- Она была сооружена не за 20, как первоначально намечалось, а за 15 дней! – Все захлопали в ладоши. Комсорг улыбался. Выждав паузу, продолжил:
- Сегодня 7 февраля 1943 года, раньше на пять дней! Прибыл на Финляндский вокзал первый поезд с Большой земли! Страна прислала 800 тонн продовольствия! Жителям нашего города – героя! Ура товарищи! Помещение наполнилось громкими, полными радости, голосами, за долгие дни ожидания: – Ура!… Комсорг поднял вверх руку: – «Тише!» - Так он стоял еще несколько минут. Наступила тишина, он продолжил:
- Мы должны сейчас встать в первые ряды, каждый на своем рабочем месте, в обеспечении доставки грузов! Комсорг – посмотрел на присутствующих, спросил, - кто хочет выступить? - От каждого участка выступали комсомольцы ….
Рядом с Петром стоял Олег Матисов, сварщик. Смотрит к Олегу пробирается Клочков и тихо говорит:
- Иди в депо. Работать не кому, сам начальник депо Касим Ибрагимов за сварочным аппаратом, шов у него неровный получается. Кода Петр еще раз оглянулся, Олег уже растворился в толпе.
Петр вздохнул, он сам ждал своего нового назначения. Чтобы быстрее начать свой трудовой путь, полный драматической и героической работы на фронтовой магистрали. Названной Ленинградцами - дорогой «ПОБЕДЫ!»
Глава четвертая.
Какое ни ремесло – все к делу занесло.
Утром, к Петру подошла табельщица:
- Тебя взывают в отдел кадров. – Сказала и поспешила дальше.
- Наконец то! - Радостно прошептал Петр. Предупредил мастера смены. И бодро зашагал в свое будущее.
Петр и сам видел, обстановка стала меняться к лучшему, с марта месяца, после ввода в строй железнодорожной линии, рабочие оборонных заводов начали получать по 700 граммов хлеба и другие продукты. Но поездных бригад не хватало. Руководство требовало не снижать темпов работы по доставки грузов.
Петр постучал в дверь. Вошел в кабинет, остановился. Начальник окинул его взглядом. Перед ним стоял крепкий молодой парень. С прекрасной улыбкой на лице.
- Власов? – Петр кивнул головой, - подходи, садись на табурет. Слушай и запоминай! Мы тебя приказом назначаем помощником машиниста на паровоз 718 – 30, - начальник, сделал паузу, продолжил:
- Поезд № 927 – подвергся бомбардировке, - он откашлялся, - часть состава разбита, - посмотрел на Петра, - помощник машиниста тяжело ранен. Его ты и заменишь. Вот тебе направление и иди к начальнику 48 – паровозной колонны. Адрес написан. Пройдешь инструктаж и за работу.
Петр знал куда идти. Дверь у начальника была открыта. Петр вошел:
- Можно?
- Проходи!
- Пришел на инструктаж. Вот приказ, - он протянул листок бумаги. - За столом сидел пожилой человек, скуластый, глаза – покрасневшие от бессонницы. Он серьезно посмотрел на Петра:
- Садись! - Голос чуть простуженный, - давно окончил учебу? - Петр показал удостоверение.
- Практику, где проходил?
- В ТЧ – 7, работал на маневровых паровозах, когда разбомбили депо – обслуживал паровоз, на нем приподняли ведущие колеса, одели ремень, генератор давал ток.
- Все ясно. Но запомни! Участок Поляны – Шлиссельбург, очень опасен – он постоянно подвергается немецкому обстрелу! – Петр слушал, кивал головой. - Распишись, можешь идти работать. - Петр вышел на улицу. Он и сам знал, что такое бомбежка, обстрел.
И только потом, проработав на линии, он понял, о чем его предупреждал начальник. Он помнил – что маршрут, раньше проходил по лесу. Сейчас местность больше похожа на пустынный рельеф. От деревьев остались только пеньки, земля покрыта воронками. А ему доверяли везти бесценный груз – продовольствие!
Глава пятая.
Глаза страшат, а руки делают.
В вагончик, где отдыхал перед рейсом Петр, кочегар, постучали. – «Кто там?»
- Рассыльный! Напоминаю, что сегодня в 20 часов ваша смена! – Петр знал, что за два часа до отправки, посылали рассыльного, что бы еще раз убедится, дома ли человек, не болен ли? Готов ли к работе.
- Все хорошо! Встаем, одеваемся, идем в депо! – Крикнул Петр, Рассыльный ушел. Кочегар, быстро вскочил и куда-то убежал. Петр собрался, попил воды. На столе лежала газета «Боевая красноармейская», перед сном он прочитал статью, в ней стихотворение:
Мы умеем драться, как Клюканов,
Как Спринцон, умеем мы стоять.
Смерть злодеям – это мы умеем.
Не умеем, парень, отступать!
Он взял ее в руки. Клюканов! Командир – в минуту опасности прятал карту в планшет, хватал автомат, гранату, и сам шел в бой, своим примером увлекал солдат. С них надо брать пример. Подумал Петр. Пол газеты с фотографией героя прикрепил на стенку вагончика. Во второй половину завернул немного сухарей, положил в карман и вышел на улицу. Посмотрел на чистое небо, солнце. Раньше такая погода радовала душу. Сейчас все это, усиливало большое беспокойство.
Зашел к дежурному, подошел к большой доске, где написано «отдых», отыскал глазами свою пластину, висевшую на гвоздике, с его фамилией, снял и перевесил на доску «в поезде».
Подошел к паровозу, остановился, посмотрел на номер 718 - 30 – сегодня он на нем, впервые поведет состав на линию! Поднялся в будку, посмотрел на машиниста, Петр заметил, что машинист на него смотрит с недоверием, он сам из Сибири, раньше работал на нефти, а тут уголь? В будке машиниста в это время еще была старая смена.
- Здравствуйте! – спокойно сказал Петр, - протянул машинисту руку, потом второму машинисту,- Петр!
- Егор! – устало сказал сменщик.
Виктор Иванович, так звали машиниста, стал читать бортовой журнал, кто и как перед ним работали, наличие топлива, воды, инвентарь. Есть ли замечания по работе механизмов.
Рядом стоял прежний машинист, они все принимали, проще сказать из рук в руки. Егор, машинист старой смены, осмотрел бригаду:
- Новенькие? Первый раз выходите на эту линию?
- Да! – Сказал Виктор Иванович, - я с Сибири, помощник, - он показал на Петра, - только окончил училище, - дочитав, стал осматривать инструмент.
Егор, поднял руку к верху, что бы обратили на него внимание:
- Я только вот чего хочу вам сказать. Вчера за нами шел паровоз 723 – 13, нас заметили фашисты, начался обстрел. Мы проскочили без потерь. А той бригаде, что шла за нами, досталось. Снаряд попал в тендерный бак, ранен кочегар Лисяк, другой снаряд, разорвался на обочине, осколком ранило на тормозной площадке главного кондуктора Трофимова. Оказав друг другу помощь, они дотянули до конечной, - он вздохнул, - смотрите в оба, удачи вам! - И стал спускаться на землю. Кочегар Григорий, полез в тендерный бак, спускать уголь в лоток.
Виктор Иванович, посмотрел на Петра: - «Все будет хорошо, за дело!» И пошел проверять состояние контрольных пробок в потолке свода топки. Отсутствие течи в топочных связях. Петр открыл сифон – для создания разряжения в дымовой коробке. Тяга увеличилась. Стал топку разогревать, забрасывать уголь в топку, увеличивать горение.
Закончив осмотр, посмотрев на часы, машинист запросил контрольный пост для работы. Получив разрешение на работу, Виктор Иванович плавно открыл регулятор, чтобы избежать пробуксовки. Стал выводить паровоз под диск, посматривая на стрелочника, за его огнями. Подвел паровоз под состав. Петр вышел из кабины, спустился на землю. Встал рядом с паровозом и составом. Подал машинисту сигнал, тот осадил паровоз до прикосновения, руками показал – еще немного, чтобы поджать пружины. Петр быстро подошел к сцепке, набросил крюк на вагон. Отошел, подал сигнал машинисту – все готово! Поднялся в кабину. По сигналу машиниста главный кондуктор снял с рельсы тормозной башмак. Подал сигнал готовности. На светофоре загорелся лунный белый, разрешающий на работу. Машинист открыл регулятор, состав вздрогнул:
- Так тяжеловато? Он перевел реверс на задний ход, осадил немного, потом перевел вперед, все услышали, как стаканы буферов со звоном оттолкнули вагоны, тем самым сорвали с места поезд. По мере разгона, уменьшил реверсом подачу пора в цилиндры. Подали песок на рельсы, чтобы не было пробуксовки, через бункера по песочным трубам. Состав стал набирать скорость. В нем Петр! В душе появилась гордость, он распрямился, поставил лопату у лотка. Выглянул в окно. Маскировочные щитки ограничивали, боковой обзор пути. Ночь вступила в свои права. Он успокоился, посмотрел на белый фонарь на хвостовом вагоне. Встречный ветерок обдувал лицо, он был уверен в себе.
Глава шестая.
Помучишься, так научишься.
Виктор Иванович все чаще поглядывал в боковое окно. Стало темнеть. Вдруг лицо его изменилось, посмотрел на ребят и закричал, что бы все слышали:
- Земля вся изрыта снарядами! Опасная зона! Петр, подбрось еще уголька, - посмотрел на манометр, стрелка стояла на 10, мало - надо поднять давление! Петр внимательно смотрел в топку, он знал уголь надо забрасывать в топку веером, равным слоем, чтобы не было прогаров. Через две минуты 6- 10 лопат, начинать с передней стенки правый угол, и так вдоль стенок. Он, бросив несколько лопат, переворачивал ее, поток воздуха, разбиваясь о лопату, широким веером, уменьшал пламя. В туже секунду Петру становилось видно, что делается в топке. Куда надо бросать уголь.
Фашисты видимо заметили паровоз, по клубам дыма, по вспышкам яркого света в кабине паровоза. Начался обстрел. Снаряды начали падать, недолетая до состава. Осколки звонко стучали по защитным щиткам. Виктор Иванович знал, в составе есть вагоны с боеприпасами, он крепко ругался матом, посматривая на топку, вспомнил всех чертей, будто они сидели там. А когда Григорий открывал дверцу, они предательски пытались яркими всплесками света, выскочить наружу. Но Петр лопатой запихивал их назад, в топку. Вдруг раздался взрыв, поезд остановился. Видимо осколком перебило магистраль воздушного тормоза поезда. Подумал Петр. Машинист закричал:
- Петр! Бегом отцепляй состав от паровоза! – Петра как ветром сдуло, отцепил состав, влетел в будку. Новая команда:
- Распахни дверцу паровозной топки, чтобы далеко было видно полыхающий огонь. Делай что говорю! Темно! Корректировщик видит нас по яркому свету в кабине, - паровоз ринулся вперед. Петр бросал уголь в топку. Жар вырывался из топки. Обжигал лицо. По лбу, щекам лил пот, он стекал по носу, на подбородок, капал на пол. В полумраке ночи немец не рассмотрел, что паровоз летит без вагонов. И продолжил безуспешно его обстреливать. Они вызвали огонь на себя. За окном замелькал низкий кустарник.
- Стоп! – закричал машинист,- прикрой плотнее топку. Ждем! Петр вытер лицо полотенцем, висевшим на крючке. Попил воды. Обстрел затих.
Видимо немец их потерял. Выждав немного. Виктор Иванович распорядился:
- Петр бери инструмент, за мной. Григорий! А ты угля в латок набросай побольше.
Они спустились, пригнулись и побежали к вагонам. Виктор Иванович быстро нашел повреждение, исправил воздушный тормоз.
- Бегом к паровозу! – Петр бежал, сердце билось так, будто готово выпрыгнуть из груди. Вернулись к паровозу. Отдышались. Прислушались. Поднялись в паровоз.
- Григорий садись на приступок, быстро открываешь дверцу, Петр бросай уголь, резко закрывайте дверцу, поднимем давление в котле - фуфайкой завесил боковое окно. Машинист осадил паровоз, подвел к вагонам. Петр выскочил, сделал свое дело. Захватив состав, они успешно закончили рейс. Подъезжая к станции, Петр улыбнулся, он услышал громкий гудок своего паровоза. Между машинистом и станционным работником шел деловой разговор. Петр наизусть знал каждый паровозный гудок. Их гудок обозначал, что они вернулись с поездки, спешат на деповские пути. На отдых. Оставили вагоны под разгрузкой. Паровоз отвели от состава.
И вот! Машинист перекрывает регулятор, притормаживает у водозаборной колонки. Кочегар спрыгивает в низ, подводит ее хобот к тендеру, ждет, кричит: «хорош!» Вот он долгожданный отдых!
Петр шел в вагончик, ему даже не хотелось, есть, только спать. Сейчас он почувствовал, что значит опыт машиниста, умение быстро принимать решение в тяжелейших условиях работы. Ему повезло с Виктором Ивановичем! Есть чему поучиться. Опыт, смекалка брали верх над врагом.
Открыл дверь в вагончик, зашел, не стал зажигать лампу, завесил окно занавеской. Зажег спичку, слабый огонек медленно разгорелся, разгоняя по углам темноту. Петр задумался. Спичка погасла. Сел на кровать, снял сапоги. Упал на подушку и уснул.
Свидетельство о публикации №220121500505
С уважением,
Людмила Каштанова 19.01.2024 11:57 Заявить о нарушении
Алексей Решетняк 19.01.2024 15:58 Заявить о нарушении