Волнующая душу философия любви

                ВОЛНУЮЩАЯ  ДУШУ ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ

                (О творчестве Татьяны Романовой-Настиной)


        Из всех поэтов эпохи кромешной третьей русской Смуты 90-х и «нулевых» годов    следует особо  отметить Татьяну Романову-Настину (Яковлеву), автора  замечательной  поэтической  книги «Между вчера и завтра», а также создателя   множества  любовных и глубоких философских   стихотворений,  ставших  в её исполнении балладами,  песнями и романсами.  Она принадлежит к тому  поколению советских  людей, чья  молодость и зрелость пришлась на кромешную третью русскую Смуту 90-х  годов, с её двумя чеченскими войнами, криминально-сексуальной революцией, немыслимым  разгулом преступности, детской проституцией, наркоторговлей и работорговлей. Эхо этого Смутного времени   конца XX  века  отразилось в лирике Романовой-Настиной в виде стихотворных  зыбких, размытых, тревожных, эмоциональных  состояний, характерных для «оптимистических трагедий»  позднего социалистического реализма. По своему  возрасту и по гражданской зрелости    Татьяна Романова-Настина  в то время  являлась как бы старшей сестрой тех мальчиков-солдат, ровесницей тех молодых офицеров, псковских десантников, которые погибали и попадали в рабство  во  время   тех  двух позорных  войн  в мятежной Чечне. Трагедия трёх поколений советских людей не могла  не затронуть  чувствительных струн   женской души,  жертвенного сердца  молодой матери. Она  из тех матерей, кто не побоялся в токсичном чаду и угаре Смутного времени на краю суровой ойкумены в белой ночи  бытия,   рожать, растить  и воспитывать  здоровых детей. Что скрывать, время смут, революций и гражданских войн – совсем не то, что нужно для появления на свет нового здорового поколения. Среди поколения, рождённого в  «безумные и лихие»  90-е годы, появилось на свет много  наследственных  алкоголиков и наркоманов, психически нездоровых и страдающих  детей, родители которых изначально были не созданы друг для друга, а были всего лишь сексуальными партнёрами. Криминально-сексуальная революция не обошлась  без  негативных  демографических последствий и явилась одним  из «великих переломов» славянской души.
      Поэт и исполнительница  своих песен    Татьяна  Яковлева – мать двоих  вполне здоровых и нормальных  детей, – Романа и Насти, – от их  имён возник  и её  псевдоним – Романова-Настина. Она, как и миллионы русских женщин, стойко перенесла своё хождение по мукам среди  развалин  прежней советской  жизни, сумела  сохранить себя и свою  душу в болоте  торжествующего  зла, лжи, обмана и насилия, не опустилась, не спилась и не сошла с ума.      
        У поэта и матери Татьяны  Яковлевой   много глубоко проникновенных стихов и песен о  Матери-Жизнедарительнице, о Жене и  земной женщине  как таковой, и о «Жене Небесной, облачённой в  Солнце» (Владимир  Соловьёв).
        Мать в каждом из нас навсегда с  самого начала до конца Мать – цель сама в себе, Её любовь никогда не перестаёт, даже тогда, когда всё превращается  в  прах.
        Мать – Имя существительное, как Хлеб и  Свет. Материнская любовь сильнее страха смерти. И не хлебом единым  жив человек. В насилии зачинается новая жизнь, в насилии она прекращается. Под угрозой смерти отнимается  у слабых и беззащитных людей  хлеб, а с ним  и жизнь.  Но любовь сильнее страха. И  крепче смерти.  Мать способна защитить своего младенчика ценою жизни. Она способна спасти мир от гибели своей жертвенной любовью, без которой жизнь ужасна и омерзительна. Любовь матери непостижима  и необъяснима, она  почти безумна. Её безумие священно.    Это она на Памятнике солдатской матери в Петрозаводске закрывает своим тонким  плащом-дождевиком  своих   двоих детей от ракетно-ядерного удара и установки залпового огня  «Град». 
      Это мама  закрепляет в нас свою  спасительную    бытийно-историческую память, с её созидательным  прошлым  и вдохновенным  и всепобеждающим и спасительным материнским  Словом. Нет,  не генетическая память с её шифром-кодом людоеда и насильника, а только  живительная Память Матери  способна вывести всех  нас  из социальной спячки, из ада  напрасной беготни и суеты.  Только с благословения  отцов и матерей  сумеем мы открыть  засовы глухо  запертых дверей,  открыть врата  для  своих  душ и вырваться на волю из   этой скотобойни, не стать проклятыми и убитыми. Спасенье наше в вещем  Слове:
      
      Молчаньем матерей, стенаньем вдовьим,
      Извечным  светом вдоль волны высокой,
      Прозреньем  тайны образа Младенца
      Огнём, любовью схваченного сердца,
      Изобличеньем суеты крамольной,
      Разящей правдой  выси колокольной,
      Молитвы всеобъемлющей  отрадой,
      В веках нетленной нитью Ариадны…
      И пусть признает мир без отрицанья:
      Спасенье в  Слове!   
                («И пусть я стану  Демоном твоим»)
        Мать – Имя существительное, как Хлеб и  Свет. Она дороже Золота и Хлеба. Без Матери нет ничего во всей вселенной – ни тьмы, ни света, ни  самой  малой хлебной крошки.
 
        Способность Татьяны Яковлевой  любить всё живое на планете и сострадать ему, сопереживать, приходить на помощь  и спасать  погибающий «мыслящий тростник»  делом и словом, ставит творчество  Романовой-Настиной  в ряд  литературы, наследующей  гуманистические традиции   русской классики.  Татьяна Романова-Настина  - автор множества ярких, оригинальных, насыщенных философскими раздумьями песен и стихотворений.
       Тема драматизма обыденной жизни и высшего        предназначения человека,  обозначенная в них,     является   естественным   продолжением   неразрешимой  темы   жертвенной любви в творчестве таких сложных  женских  натур,   как Зинаида Гиппиус, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Ирина  Одоевцева (урождённая Ираида Гейнике),  с их глубокой  метафизикой и философией,  с  особой «арифметикой и грамматикой  любви».
    Природа ничего не оставляет нам для  высоких горних сантиментов, она даже в мелочах заставляет нас ловить   себя на вульгарном реализме в жалких попытках вернуть себе звёзды и небо за сытным обедом  и  в тёплой постели,   ибо
     Всё предначертано свыше, мы - только творенье,
     Тело земли для  Того, Кто из всех геометрий
     Круг предпочёл, отрицая свободу как средство
     Для утонченья души многословье коварно,
     Разве сравнится оно с обнажённостью мысли…

     Человеческая природа и  трагическое понимание  единства  животного и возвышенного в человеке  вынуждает  нас слепо  действовать  в соответствии с генетическим шифром (кодом)  пещерного доминантного самца и людоеда. Весьма сложно жить при скотобойне,  видя  кровь, каждый миг  ловить себя на вульгарном реализме, и писать  при этом стихи о  соловьином, райском саде. Надо иметь особую силу мысли  и особую духовную энергию, чтобы преодолеть  внутри себя это трагическое извечное противостояние духа и плоти. Слава Богу, что  есть  в этом мире нечто, что выше  хлеба, а именно человеческая духовная энергия – это  в ней  заключены  все богатства и сокровища мира, это  от неё зависят  победы и поражения  любви, сила и бессилие зла.   Об этом  самом  в задушевном  и напевном ритме  повествует нам любовная и философская лирика поэта Татьяны  Яковлевой, матери Романа и Насти.
     Рано  опускать руки и падать духом, рано отдавать себя на растерзание всем демонам и бесам. И    никогда не поздно попросить  прощения у тех, перед кем  тебе  всегда было стыдно. Никогда не поздно  разжать кулаки, расслабиться  и улыбнуться, стать  хоть немного человечным, измениться к лучшему  – и  преобразиться»

Пока ещё есть у кого
Молить о прощении,
Пока ещё есть перед кем
Неотступно стыдиться-
Выпрямиться бы, как подобает,
Преобразиться,
И, превратив кулаки в ладони,
Под перезвон голубого ситца,
Под колокольный сиреневый звон, -
Отпустить долгожданную
Белую птицу
К ней на балкон. 
              («Посвящение блокаднице Татьяне  Федоровне»)
     Тревожное ожидание любви и  девичьи мечты  о прекрасном принце Пекопене, сумеречное, тяжёлое томление плоти  любовный бред, фантазии и миражи героини, фата-моргана пошлой  нашей повседневности в ядовитых миазмах  третьей русской Смуты – всё, всё как в честном  зеркале  отражено  в  стихах поэта. 
      Череда потерь и обретений, очарований и разочарований во многих людях и в самой себе, принявшей на себя  свинцовую    меру боли, страха, искушений  и страданий  не по своим  грехам и заблуждениям, –  всё  сполна, как на  документальной ленте,   отразилось  в песнях и  стихах  Романовой-Настиной. 
     Зоркий женский глаз и  пытливый ум,  сдержанное чувство и  латентная неистовая чувственность,  острое мировидение  и глубокое миропонимание  Татьяны Романовой-Настиной всегда находится   в движении, всегда в развитии,   в непрерывном  процессе  самопознания и совершенства.
     Глубоко прочувствованная и пережитая  любовная и  философская лирика нашей современницы, женщины  творческой и свободной духом,  гармонично   дополняет  традиции  русских религиозных мыслителей и   философов,  выдающихся деятелей русской литературы  «серебряного века» Константина Бальмонта, Николая  Бердяева, Зинаиды Гиппиус, Ивана Ильина, Василия Розанова, Пётра Успенского, Семёна  Франка. 
      Всё отложилось и улеглось  в нашей несколько деформированной подспудной памяти  на пути своём к всеобщей  расплате, воздаянию, возмездию и к всеобщему спасению. У всех у нас одна Черная дорога, ведущая   за горизонт  событий к новому  рассвету. У всех нас,  у  всех  без исключения,  героев и предателей, праведников и негодяев, святых и грешников, есть свой шанс на спасение во тьме Мгновенной Вечности. Эту  последнюю надежду перед смертью  даёт всем нам  очищающая  и просветляющая наши  души  религиозная мистика и та  небесная любовь, которая сильнее смерти и вытекающая из них «философия любви»,  и вечно живая легенда о культурном герое и демиурге, и та  умело поставленная мировая педагогика учителей нравственности, наука о воспитании человека  человеком.   

                Анатолий АПОСТОЛОВ, писатель, искатель истины               

15.12.2020


         


Рецензии